Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Брецкая М.Г. Методическая разработка учебного занятия старший дошкольный возраст «Наураша в стране Наурандии» (температура)

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


Я молодой педагог детского сада, и все нововведения принимаю с большим энтузиазмом. И когда в наш детский сад привезли цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии» была очень впечатлена этой программой. И как повезло нашим деткам, что существуют такие интеллектуальные лаборатории в их детстве. Давайте разберемся, что это за страна такая?
««Наураша в стране Наурандии» – это игровой мультимедийный продукт для дошкольников и учеников начальной школы, с использованием датчиков в качестве контроллеров (божья коровка). В игровой форме наш главный герой Наураша и дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности. Хочу сказать кое - что, для меня было таким же открытием, как и для детей. Мальчик Наураша - маленький гений предстает перед нами в виде лаборанта, он ровесник игроков, увлеченный желанием познавать мир, он непринуждённо вовлекает детей к познаниям и исследованиям. Дети сами того не замечают как оказываются в процессе обучения.
Рассмотрим, какие же цели и задачи несет эта программа:
Цели:
1.        Пробудить в ребенке интерес исследовать окружающий мир и стремление к новым знаниям.
2.        Игра поможет преподавателям в игровой форме объяснить детям свойства и явления, станет инструментом для расширения детского кругозора.
3.        Датчики, спроектированные в форме Божьей Коровки, дадут почувствовать маленькому испытателю, что есть некоторый добрый, почти одушевлённый прибор, который обладает способностью чувствовать окружающий мир.
4.        Мы наглядно показываем ребенку, что этот мир не всегда является комфортным. Он бывает слишком горячим или холодным, очень громким или незаметно тихим. В ходе игры ребёнку предлагается придумать способы, как повлиять на окружающий мир, чтобы сделать его комфортнее.
Задачи:
1.       Развивающие: развивать познавательный и исследовательский интерес, интерес к устройству окружающего мира
2.       Воспитательные: воспитывать культуру совместной деятельности, формировать навыки сотрудничества
3.       Обучающие: обучать приемам опытно-исследовательской деятельности, учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат.
Однако на все плюсы этой программы есть и минусы: это лаборатория рассчитана на более любознательный и усидчивых деток. Доставляет не удобство при большом количестве детей, работать лучше с 5-7 детьми. В самой программе есть не недочеты отсутствие вернуться назад ( если кто то не успел, или не услышал задание, или совсем не понял чего от него хотят в эксперименте - приходиться возвращаться к предыдущему исследованию, что тратит время отведенное на занятие. Результаты Наураши не всегда совпадают с результатом юных лаборантов, что тоже несет маленькое разочарование наших лаборантов. Но вот с чем столкнулась я в работе с этой программой, она рассчитана больше на школьника, дошколятам еще сложно воспринимать все термины и технические данные нашей лаборатории, поэтому с коллегой разработали конспекты, направленные на наш дошкольный возраст.
Конспекты по теме:
ТЕМПЕРАТУРА
Занятие «Температура, градус и термометр».
Цель:
Познакомить детей с понятиями температура, градусник, термометр( их строение, назначение, правилами использования).
Материал: Картинки с термометрами (медицинский, водный, уличный); Термометр из бумаги, карандаши (для раскрашивания); Колба с горячей водой, колба с водой комнатной температуры, колба со льдом.
Ход занятия:
Вводная беседа
Когда мы говорим «тепло», «холодно», «потеплело», «похолодало», то имеем в виду температуру и ее изменение. Жизнь на планете Земля напрямую зависит от температуры окружающей среды. Так, растениям для роста требуется тепло. Не случайно зимой рост большинства растений прекращается. Животные тоже нуждаются в тепле. Вспомните, что помогает им пережить зимние холода? (ответы детей).
Люди, при разной температуре воздуха, по-разному одеваются. Каким образом?
Как для человека, так и для растений и животных, одинаково опасна и сильная жара, и сильный холод. Подумайте, чем опасна сильная жара? А сильный холод?
Это важный показатель,
Градусник - ее приятель.
Если жарко - высока,
А в мороз она низка. (Температура)
Почему важно знать температуру окружающей среды?
Ты повесь его снаружи -
И узнаешь, зной иль стужа.
Тонкий столбик спиртовой
В нем гуляет, как живой. (Термометр)
Для измерения температуры используют специальный прибор – термометр. Существует несколько видов термометров: комнатный, уличный, медицинский, водный. Как вы думаете, для чего предназначен каждый из представленных видов термометров? Рассмотрим, как устроен термометр (картинки, показ на экране).
Главные части – стеклянная трубка, наполненная жидкостью и шкала (пластина с делениями). Внимательно рассмотрите шкалу. Каждое деление соответствует градусу температуры. Каждая черточка – 1°. В середине увидите 0°. Это граница между градусами тепла и градусами холода. Конец столбика жидкости в трубке указывает на число градусов. Определите, на какой отметке остановилась жидкость. Это и есть температура воздуха.
– Какие правила нужно соблюдать при обращении с термометром? (ответы детей)
Молодцы с термометром будем очень аккуратны, а сейчас мы с нашим другом Наурашей измерим нашу температуру в помещении и за окном с помощью датчика.
Опыт 1 Измерение температуры в помещении.
Опыт 2 Измерение температуры за окном.
-Отличается температура в помещении и на улице? (ответ детей)
-Отлично,а сейчас мы с вами зарисуем какая же была температура за окном( на заготовках рисуют ребята первого ряда),а так же в помещении (рисуют на заготовках ребята второго ряда)
Сравним отличаются ли наши рисунки (ответ детей).
Ребята, а кто мне скажет, что поднимается у человека, когда он заболевает? Температура тела - это общий показатель состояния организма человека или животного. Нормальная температура до 36,6-37.0. Когда человек заболевает, к нему во внутрь попадают инфекции и вирусы. Организм начинает защищаться, поднимая температуру тела, тем самым уничтожает опасность.
А чем можно измерить температуру тела? (градусник)
СКАЗКА ПРО ГРАДУСНИК. Жил – был на свете градусник. Был он стеклянный, такой весёлый и, конечно, смешной. И вот однажды отправился градусник в лес погулять. Идёт – идёт, песенку напевает, по сторонам смотрит: " Я градусник, я градусник, Весёлый и смешной, Я градусник, я градусник, Стеклянный весь такой" Смотрит, а навстречу ему - заяц. И заяц его увидел, аж запрыгал от радости: " Градусник, а градусник, а я с тобой поиграю, как с мячиком, и вверх побросаю. Вот здорово будет!" Не очень – то обрадовался градусник, говорит: "Ты что, ты что, заяц, я ведь стеклянный, разобьюсь на мелкие осколки – не собрать, не склеить, и температуру не померить – беда!" Остался заяц ни с чем, а градусник дальше пошёл. Идёт, поёт, с солнечными лучиками играет: Я градусник, я градусник, Весёлый и смешной, Я градусник, я градусник, Стеклянный весь такой" А навстречу ему волк идёт. Увидел волк градусник и завыл: " Ах, как хочется свежим градусником похрустеть!" Не испугался наш герой и говорит: " Ты волк, наверное, забыл, я ведь – стеклянный. Ну, куснёшь ты меня, и что: – будет у тебя полон рот мелких стекляшек" Не завидую я тебе, волк!" Испугался волк – и в кусты. А градусник дальше идёт и песенку поёт: «Я градусник, я градусник, весёлый и смешной, я градусник, я градусник, Стеклянный весь такой" Смотрит – стоит на пригорке детский центр, а из окон его плач доносится: " Вот разбились у нас все градусники и нечем ребятам температуру померить!" Обрадовался тут наш градусник, заспешил к ребятам. Всем по порядку померил температуру, никто его не уронил, не покусал. Наоборот, держали под мышкой крепко, ручками себя обнимали, да и про градусник не забывали.
-А сейчас давайте вместе с Наурашей измерим температуру тела каждого из вас.
Вот какие молодцы, все правильно сделали, и наш главный лаборант Наураша остался довольный.
-Еще хочу предложить Вам измерить температуру водички в наших колбочках с помощью датчика (колба с горячей водой, колба с водой комнатной температуры, колба со льдом)
Заметили как виртуальный градусник и Наураша реагировали на изменения температуры воды?
Ну, вот наше путешествие закончилось. Желаю вам не болеть и всегда одеваться по погоде.
·          Чтобы точно знать температуру на улице использовать (Термометр)
·          С каким прибором мы с вами познакомились? (Термометром)
·          Зачем нужен термометр (для измерения температуры)
·          Почему важно знать, и уметь мерить температуру?
·          Какие виды термометров Вы запомнили?
·          Можно ли измерить температуру воды?
·          С помощью какого градусника мы сможем это сделать?
Ребята, а кто бы еще раз хотел вернуться в нашу лабораторию, поднимите ручки?
Тогда мы обязательно вернемся к нашему другу еще раз. А сейчас нам пора возвращаться в группу, снимайте свои халаты. Спасибо.
Литература:
1.        Информационные материалы к комплексу « Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников «Наураша в стране Наурандии»
2.        Л.В. Рыжакова «Методика детского экспериментирования»
3.        Л.Н Вахрушева «Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет»
2019