Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Васильева А. В. Сборник диктантов по русскому языку для 8-го класса

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


Русский язык как родной относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников. От уровня его преподавания во многом зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными предметами.
Орфографическая и пунктуационная грамотность – важнейший элемент культуры письменной речи, поэтому задача ее достижения является одной из важнейших в средней общеобразовательной школе.
Проявляется орфографическая и пунктуационная грамотность в умении школьников:
- предвидеть в процессе письма орфограммы в словах и смысловые отрезки в предложении в тексте, требующие выделения знаками препинания;
- правильно писать слова с изученными видами орфограмм и правильно ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
- находить и исправлять пунктуационные и орфографические ошибки.
Проверка орфографической и пунктуационной грамотности учащихся осуществляется с помощью диктантов.
Данный сборник содержит диктанты разных видов и предназначен для проверки, коррекции и контроля знаний учащихся, а также развития орфографических, пунктуационных и языковых умений. Диктанты сгруппированы по темам в соответствии с программой курса по русскому языку за 8 класс основного общего образования.
Обучая школьников различным речевым умениям, учителю необходимо одновременно уделять внимание формированию у них эстетического отношения к человеку, обществу, культуре, уважительного отношения к историческому прошлому своего народа.
Именно поэтому в качестве текстов для диктантов предложены фрагменты произведений из сборника рассказов, очерков, стихотворений, песен «Они приближали Победу». Книга издана по инициативе Центральной детской библиотеки имени А.П. Гайдара по Программе развития регионального русского языка, русской культуры. В сборник вошли рассказы, очерки, стихотворения, песни о Великой Отечественной войне севастопольских писателей и композиторов, а также членов Клуба детских писателей Севастополя.
Сборник актуализирует цели воспитания активной гражданской позиции, патриотизма, любви к родному языку, литературе, культуре, истории, популяризирует родной язык и литературу.
Сборник предназначен учителям общеобразовательных школ с целью использования на уроках русского языка и родного (русского) языка.
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения), отвечает требованиям программы по предмету «русский язык», «родной (русский) язык» и может являться дополнением к действующим школьным учебникам, рекомендованным Министерством просвещения Российской Федерации и включенным в Федеральный перечень учебников.

I.        Повторение изученного в 5-7 классах.

Цель: диагностика языковой и лингвистической компетенций учащихся на начало учебного года.
Содержание диктантов направлено на выявление уровня развития умений выбора условий для написания:
- проверяемые безударные гласные;
- непроверяемые безударные гласные;
- правописание окончаний имён существительных;
- написание непроизносимых согласных:
- правописание корней с чередованием;
- написание сложных прилагательных;
- н-нн в причастиях и прилагательных;
- не с прилагательными, причастиями, наречиями, глаголами;
- пре – при в приставках.
Знаки препинания:
- запятая при однородных членах предложения;
- запятая в сложном предложении;
- запятые при причастном и деепричастном обороте.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
- синтаксического разбора предложения;
- разбора слова по составу;
- фонетического разбора слова;
- морфологического разбора слова;
- умения подбирать проверочные слова.

Диктант – предложение

Насупившееся небо плакало весь день мелкими слезами, умывая ледяные сосульки, висевшие вдоль соломенной крыши, медленно убивая остатки рыхлого снега, притаившегося у забора, тихо поливая набухшие деревья и отдохнувшую от трудов нашу кормилицу‒землю.

(Борис Корда «Мамина тайна»)

Задания:
1.       Определите, какой стиль речи используется в данном тексте.
2.       Разберите слова: ледяные, соломенной, медленно по составу.
3.       Выпишите из текста слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, подберите проверочные слова.
4.       Сделайте фонетический разбор слова: деревья.
5.       Выделите грамматическую основу, причастные и деепричастные обороты в предложении.

Диктант – предложение

Солнце, плавя всё незащищённое, постепенно начало скатываться из зенита, и его огненные лучи, нащупывая просветы в виноградном плетении, поползли по полу веранды.

(Василий Куликов «Жужа»)

Задания:
1.       Сделайте орфографический разбор предложения.
2.       Определите способ образования слов: незащищённое, нащупывая. Разберите их по составу. Объясните графически все орфограммы.
3.       Сделайте морфологический разбор слова: нащупывая.
4.       Определите количество основ, объясните расстановку знаков препинания.

Мини‒диктант

Родя сбросил вещмешок на пыльный дощатый стол и, подув на окоченевшие пальцы, принялся развязывать тесёмки. Вынул верхний свёрток с салом и хлебом, и, жадно откусив от краюхи, на ходу жуя, торопливо понёс к печке свёрток с листовками.

(Мария Виргинская «Партизан»)

Задания:
1.       Определите части речи во втором предложении.
2.       Сделайте морфемный разбор слов: вещмешок, развязывать, окоченевшие.
3.       Определите, в каких словах совпадает количество звуков и букв ‒ пыльный, пальцы, краюхи, Родя, салом.
4.       Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

Мини‒диктант

Военный Совет флота и городские организации делали всё, чтобы не допустить врага в Севастополь. Город посуро­вел, построжал. Моряки занимали оборонительные рубежи. Скоро на подступах к Севастополю завязались жестокие бои. Госпитали переполнились ранеными.

(Борис Борисов «Я все вынесу»)

Задания:
1.       Сделайте орфографический разбор текста.
2.       Выпишите собственные имена существительные.
3.       Сделайте морфологический разбор слова: жестокие.
4.       Выделите грамматические основы в предложениях.
5.       Определите способ образования слова: переполнились. Разберите его по составу.

Объяснительный диктант

И ночью, обернувшись мокрыми простынями, чтобы не обгореть, женщины и дети, среди них и Света, перебегают улицы, перелезают через завалы, пробираются по краю ог­ромных воронок. От дыма и гари дышать нечем, кругом по­лыхает пламя пожара, рвутся снаряды, но ничто не может остановить севастопольцев. Вот и склад... Забрав муку, су­хари, начерпав из колодца воды, смельчаки двигаются об­ратно.

(Борис Борисов «Дети Севастополя»)

Задание:
Подчеркните все орфограммы в словах. Объясните расстановку знаков препинания.

Объяснительный диктант

Этот рассказ я услышала от маленькой сгорбленной старушки. Был праздник 8 Марта. Она стояла в цветочном ряду с одним единственным тощим букетиком подснежников, худенькая, какая-то прозрачная и почти неземная. Если бы не горб, можно было бы предположить, что в юности она была ладной и красивой. Среди цветочного бала, среди упакованных в тёплые цветные куртки торговок её невозможно было не заметить. Но люди шли мимо. Их интересовали жёлтые нарциссы, помпезные тюльпаны, благоухающие на весь рынок гиацинты, но не бледные, чуть помятые старческими руками подснежники.

(Татьяна Корниенко «Икары»)

Задание:
Подчеркните все орфограммы в словах, объясните правописание. Объясните расстановку знаков препинания.

Диагностическая работа

Орлов проснулся от взрывов. Открывшаяся дверь каюты жалобно скрипела. Внизу на палубе тускло блестели осколки стекла от лопнувших плафонов. Они захрустели под ногами выбежавшего соседа по каюте. Сунув ноги в ботинки, Вадим с одеждой под мышкой по привычке помчался на свой боевой пост, к зенитной пушке на баке правого борта. Открыл кранцы первых выстрелов, оделся и тут только заметил, что у «Эрликона» он один. Посмотрел за борт, а рядом – вода. Взглянул на правый ходовой огонь, а он наклонён. Побежал на шкафут**. В тумане увидел шлюпки, отошедшие от судна, прыгнул в воду и поплыл. Четыре сильные руки выдернули Вадима из воды в шлюпку. В это время темноту рассёк луч прожектора неизвестной подводной лодки. Он осветил дымящийся пароход и четыре шлюпки, заполненные людьми. Моряки оцепенели.

(123 слова)

(Сергей Ислентьев «Юнга»)

Грамматическое задание
1.       Сделайте морфемный разбор.
I Вариант: лопнувших, подводной.
II Вариант: выбежавшего, неизвестной.
2.       Сделайте морфологический разбор.
I Вариант: ноги.
II Вариант: пароход.
3.       Сделайте синтаксический разбор предложения.
I Вариант: Он осветил дымящийся пароход и четыре шлюпки, заполненные людьми.
II Вариант: В тумане увидел шлюпки, отошедшие от судна, прыгнул в воду и поплыл.

II.     Двусоставные предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Цель: диагностика языковой и лингвистической компетенций учащихся по теме «Двусоставные предложения. Главные и второстепенные члены предложения».
Содержание диктантов направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
- проверяемые безударные гласные;
- непроверяемые безударные гласные;
- правописание окончаний имён существительных;
- написание непроизносимых согласных:
- правописание корней с чередованием;
- написание сложных прилагательных;
- н-нн в причастиях, наречиях и прилагательных;
- не с прилагательными и причастиями.
- написание производных предлогов.
Знаки препинания:
- запятая при однородных членах предложения;
- запятая в сложном предложении;
- запятые при причастном и деепричастном обороте
- тире между подлежащим и сказуемым.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
- синтаксического разбора предложения;
- фонетического разбора;
- морфемного и словообразовательного разбора;
- графического объяснения постановки знаков препинания;
- работы со словосочетаниями.

Диктант–предложение

По чужим оружным мужчинам
Бьёт с высотки девочка Нина,
Тянет к жизни с поля сраженья
Краснофлотца девочка Женя.

(Мария Виргинская «Женщины второй обороны»)

Задания:
1.       Определите, какой стиль речи используется в данном тексте.
2.       Объясните, как вы понимаете словосочетания «оружным мужчинам», «тянет к жизни».
3.       Подчеркните главные члены предложения в четверостишии и определите, сколько в нем простых предложений.
4.       Сделайте фонетический разбор слова: бьет.
5.       Определите способ образования слова: краснофлотца. Разберите его по составу.

Мини‒диктант

Я часто думаю о тех,
Кто не вернулся в сорок пятом.
А годы падают, как снег,
И тают, превращаясь в даты.

(Борис Бабушкин «Встреча»)

Задания:
1.       Отметьте в тексте сравнение.
2.       Укажите, какое художественное выразительное средство использовал автор во втором предложении четверостишия.
3.       Сделайте фонетический разбор слова тают.
4.       Сделайте синтаксический разбор второго предложения.

Мини–диктант

Закипела волна штормовая,
Взвился пламенем флаг над волной.
Это Родина наша пути открывает
На простор морской.

( К. Кириллов «Мы – Севастопольцы»)

Задания:
1.                   Определите части речи в предложениях.
2.                   Подчеркните грамматические основы предложений.
3.                   Выпишите 3 словосочетания, укажите вид и тип связи.
4.                   Объясните, в каких случаях слово Родина пишется с большой буквы, а в каких с маленькой.

Диктант‒предложение

А дома бабушка достала нам с отцом единственную баночку земляничного варенья, припасённого на мамин приезд, и торжественно угощала, щедро накладывая этого удивительно пахучего яства по три чайных ложечки на кружку с кипятком…

(Людмила Непорент «Победа»)

Задания:
1.       Сделайте морфемный разбор слов: единственную, земляничного, припасенного, торжественно, удивительно.
2.                   Выпишите 3 словосочетания, укажите вид и тип связи.
3.       Выделите грамматическую основу предложения, причастный и деепричастный оборот.

Мини‒диктант

По утренней свежей глади бухточки поплыл серый влажный дым от моторов отходящих катеров, лёгкий накат прошелестел, разглаживая следы на песке, и, отхлынув легонько, шлёпнул, как в детские ладошки, в спешащий следом живой тоненький гребешок очередной волны. Длинные стебли морской травы, колышась вместе с водой, попытались успокоить разволновавшуюся бухточку.

( Василий Куликов «Жужа» )

Задания:
1.                   Определите части речи в предложениях.
2.       Определите способ образования слов: прошелестел, разволновавшуюся. Разберите их по составу.
3.       Подчеркните грамматические основы в первом предложении. Объясните расстановку знаков препинания.
4.       Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

Мини–диктант

Пальцы успокаивающе погладили собаку. Но Ральф не унимался. Подрагивали уши, ощетинилась холка. Вилор поднёс к глазам бинокль. Всё те же тёмные силуэты деревьев, неразбериха безлистых кустарников.

(Михаил Лезинский, Борис Эскин «Живи, Вилор»)

Задания:
1.       Определите, какой тип речи используется в данном тексте.
2.       Определите способ образования слов: неразбериха, безлистых. Разберите их по составу.
3.       Сделайте синтаксический разбор всех предложений в тексте.

Объяснительный диктант

Едва немец поставил ногу в стремя и сел в седло, Изумруд дёрнулся, встал на дыбы, резко опустился, поднял зад и мгновенно сбросил седока, ударив его о камни, разбросанные во дворе. Обозлённый офицер в ярости несколько раз хлестнул Изумруда кнутом. Испуганный солдат отодвинул пару камней в сторону. Офицер, потерев ушибленное бедро, сделал новую попытку сесть в седло. Но лошадь вновь не приняла седока. Через пару её взбрыкиваний немец вновь вылетел из седла. На спину Изумруда посыпались удары. Поводья перехватил солдат, а офицер стегал и стегал лошадь, зло выкрикивая немецкие слова.

(Валентина Сирченко «Изумруд» )

Задание:
Подчеркните все орфограммы в словах, объясните правописание. Объясните расстановку знаков препинания.

Объяснительный диктант

Вечерние сумерки всё более сгущаются. Мимо нас, пыхтя и преодолевая ухабы, ползут к Днестру грузовики сапёров. Днём, укрывшись в лесах, они сооружали из подручных материалов переправочные средства, вязали плоты, мастерили лодки, и теперь всё это под прикрытием темноты подтягивается к берегу. Туда же одна за другой направляются небольшие колонны пехотинцев.

(Анатолий Марета «Генеральский орден»)

Задания:
1.       Подчеркните все орфограммы в словах, объясните правописание. Объясните расстановку знаков препинания.
2.       Подчеркните второстепенные члены в 1,2 и 3 предложениях.

Объяснительный диктант

1)       Со стороны противника не умолкают тяжёлые пулемётные очереди. (А.Марета) 2)Всю дорогу ребята шутили и оказывали наперебой знаки внимания девочке. (Э.Мешкова) 3) Дрессировка санитарных собак была несложная. (Л.Подосинникова) 4) Витя считал себя ответственным за снабжение рыбой и дровами их коммуны в подвале на севастопольской улице имени Ленина. (В.Сирченко) 5) На базарчике тётки в телогрейках, закутанные в шали, сидели полукругом. (Л.Непорент) 6) Она вынесла с поля боя восемьдесят шесть человек раненых, но и сама угодила в госпиталь на полгода. (Э. Мешкова) 7) Много волнений и беспокойства принесло коллективу театра оформление спектакля. (Г.Перминова) 8) Воздух был пропитан дымом, гарью, пы­лью от разрушенных зданий. (Л.Подосинникова) 9) В мечтах она всегда видела себя учительницей. (Б. Борисов) 10)Семья ела горячие щи деревянными ложками из глиняных тарелок. (С. Ислентьев)
Задания:
1.       Подчеркните все орфограммы в словах, объясните правописание.
2.       Выделите грамматические основы в предложениях, обозначьте, какой частью речи они выражены.

Контрольный диктант

Сквозь неназойливую собачью брехню острый слух бывшего капитана выхватил гул мотора. Старик стал прислушиваться. Нет, это не корабль. На море звук от моторов выразительней, с нарастанием рокота по мере приближения. А этот наползает на ночной город тяжёлым колпаком. Старик уже ясно ощущал его приближение и на слух прослеживал направление движения в ночном небе. Да, это был самолёт. Потом гул удвоился, утроился, стал каким-то зловещим, непереносимым. Старик, шаркая занемевшими ногами, хватаясь за откос двери, выбрался на крыльцо.
Вдруг земля вздрогнула. Небо озарилось висящими яркими огнями и гигантскими световыми щупальцами прожекторов. Сколько прошло времени, мгновение или целая вечность? Раскалывая воздух, грянула канонада зениток береговой батареи.
Жужа бежала от непонятного содрогания земли, ожившей под ногами, от замкнутого мира двигающихся стен, от снующих в предрассветном дворе людей. Бежала от преследующей её собственной тени. Юркнула под нависшую скалу, в глубокую пещеру.

(136 сл.)

(Василий Куликов «Жужа»)

Грамматическое задание
1.       Морфемный разбор.
I Вариант: неназойливую, прислушиваться.
II Вариант: выразительней, прослеживал.
2.       Из последнего предложения выпишите все словосочетания, укажите вид и тип связи.
3.       Синтаксический разбор предложения.
I Вариант: Небо озарилось висящими яркими огнями и гигантскими световыми щупальцами прожекторов.
II Вариант: Старик, шаркая занемевшими ногами, хватаясь за откос двери, выбрался на крыльцо.

III.  Односоставные и неполные предложения.

Цель: диагностика языковой и лингвистической компетенций учащихся по теме «Односоставные и неполные предложения».
Содержание диктантов направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
- проверяемые безударные гласные;
- непроверяемые безударные гласные;
- правописание окончаний имён существительных;
- написание непроизносимых согласных:
- правописание корней с чередованием;
- написание сложных прилагательных;
- н-нн в причастиях и прилагательных;
- не с прилагательными и причастиями.
Знаки препинания:
- запятая при однородных членах предложения;
- запятая в сложном предложении;
- запятые при причастном и деепричастном обороте;
- однородные члены предложения при обобщающем слове.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
- синтаксического разбора предложения;
- работы со словосочетаниями;
- морфемного и словообразовательного разбора;
- морфологического разбора.

Мини–диктант

Бой. Боезапас на исходе.
Зной. Напиться негде и нечем,
А любовь к стране и свободе
В граде осаждённом всё крепче.

(Мария Виргинская «Женщины второй обороны»)

Задания:
1.       Сделайте морфемный разбор слов: боезапас, осаждённом, напиться.
2.       Найдите односоставные предложения, укажите их вид, подчеркните грамматическую основу.

Мини–диктант

Мост понтонный… Госпиталь… Медали…
Эскадрильи… Танки… Мессера…
Родину, Россию, защищали…
Кажется, всё было лишь вчера!

(Наталия Рыбакова «Солдаты Победы»)

Задания:
1.       Определите, в каких словах совпадает количество звуков и букв: понтонный, госпиталь, танки, эскадрильи, лишь.
2.       Найдите односоставные предложения, укажите их вид, подчеркните грамматическую основу.

Мини–диктант

Блокадный хлеб. Блокадная горбушка.
Как тяжело идти. И как легко нести
Такую невесомую краюшку –
Подарок от родной Большой Земли.

(Наталия Сереброва «Блокадный хлеб»)

Задания:
1.       Объясните, почему слова в словосочетании Большой Земли написаны с большой буквы.
2.       Сделайте морфемный разбор слова: невесомую.
3.       Сделайте морфологический разбор слова: краюшку.
4.       Найдите односоставные предложения, укажите их вид, подчеркните грамматическую основу.

Мини‒диктант

После освобождения Севастополя те немногие врачи, что остались в городе, восстанавливали систему здравоохранения, работали в разрушенных зданиях, приспособленных подвалах. Наш город восстанавливали ускоренными темпами. Сейчас, по прошествии десятилетий, диву даёшься, как быстро восстановили Севастополь!

( Людмила Подосинникова «Так было!»)

Задания:
1.       Определите, какой тип и стиль речи используется в тексте.
2.       Определите части речи в первом предложении.
3.       Найдите односоставные предложения, укажите их вид, подчеркните грамматическую основу.
4.       На основе слов: разрушенных, приспособленных подготовьте сообщение о правописании НН в полных страдательных причастиях, приведите свои примеры, иллюстрирующие это правило.

Мини–диктант

Большой севастопольский вокзал переполнен. В при­вычную размеренную жизнь его вошла тревога. Груды уз­лов, чемоданов, баулов. Плач детей, скорбные лица жен­щин, стариков. Эвакуация. Чужое, тоскливое слово.
Светлана осталась с родителями в Севастополе. Вместе с активистами, вместе с другими ребятами девочка помогает семейным грузиться в вагоны. Вот она держит на руках ма­ленького Толика, пока его мать бегает в кубовую за кипят­ком, потом помогает им отыскать место в вагоне. И всё но­сит и носит тяжёлые тюки и чемоданы к поезду. От непри­вычной работы болят плечи, ладони покрылись водяными мозолями. Но это не мешает Светлане на следующее утро выйти на строительство укреплений.

(Борис Борисов «Дети Севастополя»)

Задание:
Сделайте синтаксический разбор односоставных предложений.

Объяснительный диктант

1)     Как-то очень неожиданно объявили посадку в вагоны. (Л. Плахова-Невская.) 2) На месте обезвреженной мины ставили красный флажок. (Л. Пшенина.) 3) Для выявления огневых точек врага и корректировки огня по ним решено было послать на тот берег несколько групп артиллерийских разведчиков. (Анатолий Марета.) 4) Вот мне и поручили теперь организовать тимуровские команды. (Б. Борисов.) 5) Освободили от разной домашней утвари, принесли столы, стулья, повесили керосиновую лампу. (Б. Борисов.) 6) Встал, попробовал дотянуться до ствола пулемёта. (Т. Воронина.) 7) Почти достал его, но опомнился, побоялся, что спихнёт трубку с камня. (Т. Воронина.) 8) С рассветом ещё раз обошли район гибели парохода. (С. Ислентьев.) 9) Дышать было трудно. (Е. Козицкая – Найденова) 10) К вечеру нас притащили в Севастополь и ошвартовали у Вокзальной пристани. (Б. Корда.)
Задания:
1.       Подчеркните все орфограммы в словах, объясните правописание.
2.       Выделите грамматические основы в предложениях, обозначьте, какой частью речи они выражены, укажите вид односоставных предложений.

Контрольный диктант

Пулемётный расчёт деда обосновался в одном из зданий на Северной стороне, и немцы считали его неуничтожимым. Когда захлебнулись одиннадцать фашистских атак, была вызвана на помощь авиация. Бомбы дом сравняли с землёй. Деда и его напарника сочли погибшими, по канцелярским каналам ушла «похоронка». А когда через двое суток стали разбирать завалы, обнаружили мёртвое тело второго номера пулемётного расчёта и моего деда в бессознательном состоянии. Его руки сжимали деревянные ручки искорёженного станкового пулемёта. Пальцы разжать было невозможно. Пришлось разбирать пулемёт. Так и отправили бойца в госпиталь с деталями своего оружия в стиснутых кулаках.
Прочитав эту статью, я посмотрел в глаза деда и не увидел в них гордости, не увидел в них даже капли собственной значимости. Только грусть и боль. В этот миг он жил воспоминаниями военных лет. А подвиг, совершённый им в те далёкие годы, считал обычным делом.

( 136 сл.)

(Леонид Дьяченко «Обычное дело»)

Грамматическое задание
1.       Найдите в тексте 3 односоставных предложения, обозначите в них грамматические основы, определите тип односоставных предложений.
2.       Определите способ образования слова: неуничтожимым (1вариант), бессознательном (2вариант). Разберите его по составу. Объясните графически все орфограммы.
3.       Синтаксический разбор предложения.
I Вариант: Так и отправили бойца в госпиталь с деталями своего оружия в стиснутых кулаках.
II Вариант: А подвиг, совершённый им в те далёкие годы, считал обычным делом.

IV.  Простое осложненное предложение.

Цель: диагностика языковой и лингвистической компетенций учащихся по теме «Простое осложнённое предложение».
Содержание диктантов направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
- проверяемые безударные гласные;
- непроверяемые безударные гласные;
- правописание окончаний имён существительных;
- глагольные окончания;
- гласной в суффиксах причастий;
- н-нн в разных частях речи;
- не с разными частями речи.
Знаки препинания:
- запятая при однородных членах предложения;
- запятая в сложном предложении;
- запятые при причастном и деепричастном обороте;
- запятая при обособленных членах предложения;
- однородные члены предложения при обобщающем слове.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
- морфемного и словообразовательного разборов;
- синтаксического разбора предложения;
- графического пояснения расстановки знаков препинания;
- работы со словосочетанием.

Диктант–предложение

Беззвучно плачут облака,
Потоки слёз роняя
На землю, двор и старика,
Весной, в цветущем мае.

2020