Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf
I. Повторение изученного в 5-7 классах.
Цель: диагностика языковой и лингвистической компетенций учащихся на начало учебного года.Диктант – предложение
Насупившееся небо плакало весь день мелкими слезами, умывая ледяные сосульки, висевшие вдоль соломенной крыши, медленно убивая остатки рыхлого снега, притаившегося у забора, тихо поливая набухшие деревья и отдохнувшую от трудов нашу кормилицу‒землю.(Борис Корда «Мамина тайна»)
Задания:Диктант – предложение
Солнце, плавя всё незащищённое, постепенно начало скатываться из зенита, и его огненные лучи, нащупывая просветы в виноградном плетении, поползли по полу веранды.(Василий Куликов «Жужа»)
Задания:Мини‒диктант
Родя сбросил вещмешок на пыльный дощатый стол и, подув на окоченевшие пальцы, принялся развязывать тесёмки. Вынул верхний свёрток с салом и хлебом, и, жадно откусив от краюхи, на ходу жуя, торопливо понёс к печке свёрток с листовками.(Мария Виргинская «Партизан»)
Задания:Мини‒диктант
Военный Совет флота и городские организации делали всё, чтобы не допустить врага в Севастополь. Город посуровел, построжал. Моряки занимали оборонительные рубежи. Скоро на подступах к Севастополю завязались жестокие бои. Госпитали переполнились ранеными.(Борис Борисов «Я все вынесу»)
Задания:Объяснительный диктант
И ночью, обернувшись мокрыми простынями, чтобы не обгореть, женщины и дети, среди них и Света, перебегают улицы, перелезают через завалы, пробираются по краю огромных воронок. От дыма и гари дышать нечем, кругом полыхает пламя пожара, рвутся снаряды, но ничто не может остановить севастопольцев. Вот и склад... Забрав муку, сухари, начерпав из колодца воды, смельчаки двигаются обратно.(Борис Борисов «Дети Севастополя»)
Задание:Объяснительный диктант
Этот рассказ я услышала от маленькой сгорбленной старушки. Был праздник 8 Марта. Она стояла в цветочном ряду с одним единственным тощим букетиком подснежников, худенькая, какая-то прозрачная и почти неземная. Если бы не горб, можно было бы предположить, что в юности она была ладной и красивой. Среди цветочного бала, среди упакованных в тёплые цветные куртки торговок её невозможно было не заметить. Но люди шли мимо. Их интересовали жёлтые нарциссы, помпезные тюльпаны, благоухающие на весь рынок гиацинты, но не бледные, чуть помятые старческими руками подснежники.(Татьяна Корниенко «Икары»)
Задание:Диагностическая работа
Орлов проснулся от взрывов. Открывшаяся дверь каюты жалобно скрипела. Внизу на палубе тускло блестели осколки стекла от лопнувших плафонов. Они захрустели под ногами выбежавшего соседа по каюте. Сунув ноги в ботинки, Вадим с одеждой под мышкой по привычке помчался на свой боевой пост, к зенитной пушке на баке правого борта. Открыл кранцы первых выстрелов, оделся и тут только заметил, что у «Эрликона» он один. Посмотрел за борт, а рядом – вода. Взглянул на правый ходовой огонь, а он наклонён. Побежал на шкафут**. В тумане увидел шлюпки, отошедшие от судна, прыгнул в воду и поплыл. Четыре сильные руки выдернули Вадима из воды в шлюпку. В это время темноту рассёк луч прожектора неизвестной подводной лодки. Он осветил дымящийся пароход и четыре шлюпки, заполненные людьми. Моряки оцепенели.(123 слова)
(Сергей Ислентьев «Юнга»)
Грамматическое заданиеII. Двусоставные предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Цель: диагностика языковой и лингвистической компетенций учащихся по теме «Двусоставные предложения. Главные и второстепенные члены предложения».Диктант–предложение
По чужим оружным мужчинам(Мария Виргинская «Женщины второй обороны»)
Задания:Мини‒диктант
Я часто думаю о тех,(Борис Бабушкин «Встреча»)
Задания:Мини–диктант
Закипела волна штормовая,( К. Кириллов «Мы – Севастопольцы»)
Задания:Диктант‒предложение
А дома бабушка достала нам с отцом единственную баночку земляничного варенья, припасённого на мамин приезд, и торжественно угощала, щедро накладывая этого удивительно пахучего яства по три чайных ложечки на кружку с кипятком…(Людмила Непорент «Победа»)
Задания:Мини‒диктант
По утренней свежей глади бухточки поплыл серый влажный дым от моторов отходящих катеров, лёгкий накат прошелестел, разглаживая следы на песке, и, отхлынув легонько, шлёпнул, как в детские ладошки, в спешащий следом живой тоненький гребешок очередной волны. Длинные стебли морской травы, колышась вместе с водой, попытались успокоить разволновавшуюся бухточку.( Василий Куликов «Жужа» )
Задания:Мини–диктант
Пальцы успокаивающе погладили собаку. Но Ральф не унимался. Подрагивали уши, ощетинилась холка. Вилор поднёс к глазам бинокль. Всё те же тёмные силуэты деревьев, неразбериха безлистых кустарников.(Михаил Лезинский, Борис Эскин «Живи, Вилор»)
Задания:Объяснительный диктант
Едва немец поставил ногу в стремя и сел в седло, Изумруд дёрнулся, встал на дыбы, резко опустился, поднял зад и мгновенно сбросил седока, ударив его о камни, разбросанные во дворе. Обозлённый офицер в ярости несколько раз хлестнул Изумруда кнутом. Испуганный солдат отодвинул пару камней в сторону. Офицер, потерев ушибленное бедро, сделал новую попытку сесть в седло. Но лошадь вновь не приняла седока. Через пару её взбрыкиваний немец вновь вылетел из седла. На спину Изумруда посыпались удары. Поводья перехватил солдат, а офицер стегал и стегал лошадь, зло выкрикивая немецкие слова.(Валентина Сирченко «Изумруд» )
Задание:Объяснительный диктант
Вечерние сумерки всё более сгущаются. Мимо нас, пыхтя и преодолевая ухабы, ползут к Днестру грузовики сапёров. Днём, укрывшись в лесах, они сооружали из подручных материалов переправочные средства, вязали плоты, мастерили лодки, и теперь всё это под прикрытием темноты подтягивается к берегу. Туда же одна за другой направляются небольшие колонны пехотинцев.(Анатолий Марета «Генеральский орден»)
Задания:Объяснительный диктант
1) Со стороны противника не умолкают тяжёлые пулемётные очереди. (А.Марета) 2)Всю дорогу ребята шутили и оказывали наперебой знаки внимания девочке. (Э.Мешкова) 3) Дрессировка санитарных собак была несложная. (Л.Подосинникова) 4) Витя считал себя ответственным за снабжение рыбой и дровами их коммуны в подвале на севастопольской улице имени Ленина. (В.Сирченко) 5) На базарчике тётки в телогрейках, закутанные в шали, сидели полукругом. (Л.Непорент) 6) Она вынесла с поля боя восемьдесят шесть человек раненых, но и сама угодила в госпиталь на полгода. (Э. Мешкова) 7) Много волнений и беспокойства принесло коллективу театра оформление спектакля. (Г.Перминова) 8) Воздух был пропитан дымом, гарью, пылью от разрушенных зданий. (Л.Подосинникова) 9) В мечтах она всегда видела себя учительницей. (Б. Борисов) 10)Семья ела горячие щи деревянными ложками из глиняных тарелок. (С. Ислентьев)Контрольный диктант
Сквозь неназойливую собачью брехню острый слух бывшего капитана выхватил гул мотора. Старик стал прислушиваться. Нет, это не корабль. На море звук от моторов выразительней, с нарастанием рокота по мере приближения. А этот наползает на ночной город тяжёлым колпаком. Старик уже ясно ощущал его приближение и на слух прослеживал направление движения в ночном небе. Да, это был самолёт. Потом гул удвоился, утроился, стал каким-то зловещим, непереносимым. Старик, шаркая занемевшими ногами, хватаясь за откос двери, выбрался на крыльцо.(136 сл.)
(Василий Куликов «Жужа»)
Грамматическое заданиеIII. Односоставные и неполные предложения.
Цель: диагностика языковой и лингвистической компетенций учащихся по теме «Односоставные и неполные предложения».Мини–диктант
Бой. Боезапас на исходе.(Мария Виргинская «Женщины второй обороны»)
Задания:Мини–диктант
Мост понтонный… Госпиталь… Медали…(Наталия Рыбакова «Солдаты Победы»)
Задания:Мини–диктант
Блокадный хлеб. Блокадная горбушка.(Наталия Сереброва «Блокадный хлеб»)
Задания:Мини‒диктант
После освобождения Севастополя те немногие врачи, что остались в городе, восстанавливали систему здравоохранения, работали в разрушенных зданиях, приспособленных подвалах. Наш город восстанавливали ускоренными темпами. Сейчас, по прошествии десятилетий, диву даёшься, как быстро восстановили Севастополь!( Людмила Подосинникова «Так было!»)
Задания:Мини–диктант
Большой севастопольский вокзал переполнен. В привычную размеренную жизнь его вошла тревога. Груды узлов, чемоданов, баулов. Плач детей, скорбные лица женщин, стариков. Эвакуация. Чужое, тоскливое слово.(Борис Борисов «Дети Севастополя»)
Задание:Объяснительный диктант
1) Как-то очень неожиданно объявили посадку в вагоны. (Л. Плахова-Невская.) 2) На месте обезвреженной мины ставили красный флажок. (Л. Пшенина.) 3) Для выявления огневых точек врага и корректировки огня по ним решено было послать на тот берег несколько групп артиллерийских разведчиков. (Анатолий Марета.) 4) Вот мне и поручили теперь организовать тимуровские команды. (Б. Борисов.) 5) Освободили от разной домашней утвари, принесли столы, стулья, повесили керосиновую лампу. (Б. Борисов.) 6) Встал, попробовал дотянуться до ствола пулемёта. (Т. Воронина.) 7) Почти достал его, но опомнился, побоялся, что спихнёт трубку с камня. (Т. Воронина.) 8) С рассветом ещё раз обошли район гибели парохода. (С. Ислентьев.) 9) Дышать было трудно. (Е. Козицкая – Найденова) 10) К вечеру нас притащили в Севастополь и ошвартовали у Вокзальной пристани. (Б. Корда.)Контрольный диктант
Пулемётный расчёт деда обосновался в одном из зданий на Северной стороне, и немцы считали его неуничтожимым. Когда захлебнулись одиннадцать фашистских атак, была вызвана на помощь авиация. Бомбы дом сравняли с землёй. Деда и его напарника сочли погибшими, по канцелярским каналам ушла «похоронка». А когда через двое суток стали разбирать завалы, обнаружили мёртвое тело второго номера пулемётного расчёта и моего деда в бессознательном состоянии. Его руки сжимали деревянные ручки искорёженного станкового пулемёта. Пальцы разжать было невозможно. Пришлось разбирать пулемёт. Так и отправили бойца в госпиталь с деталями своего оружия в стиснутых кулаках.( 136 сл.)
(Леонид Дьяченко «Обычное дело»)
Грамматическое заданиеIV. Простое осложненное предложение.
Цель: диагностика языковой и лингвистической компетенций учащихся по теме «Простое осложнённое предложение».Диктант–предложение
Беззвучно плачут облака,