Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Кретова О. Н. Курс по реставрации художественно-монументального оформления интерьеров и экстерьеров

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для учащихся естественной физической и интеллектуальной потребностью.
Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является одним из самых важных направлений в организации воспитательного процесса. Полученные в ходе обучения практические навыки оказывает огромное влияние на дальнейшую судьбу ребенка. Практическая трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, формирует такие личностные качества как уверенность, самостоятельность, инициативность, умение принимать решение, работать в коллективе.
В рамках курса по реставрации художественно-монументального оформления интерьеров и экстерьеров, организуемого в летнем лагере труда и отдыха обучающихся Школы изобразительных искусств осуществляются разные виды подготовки.
Теоретическая подготовка знакомит с основами реставрационных работ, историей объекта, материалами и инструментами, техникой безопасности.
Техническая подготовка ставит задачи: показать учащемуся на практике, основные приемы и инструменты используемые для выполнения поставленных реставрационных работ. В конце подготовительного периода с обучающимися, имеющими достаточную техническую подготовку, подключаются к практической работе.
Мотивационная подготовка проходит в процессе всего обучения. Постепенно, от занятия к занятию, обучающиеся проходят все более сложный материал, что развивает мышление, помогает добиваться поставленной цели.
Курс занятий для обучающихся дополнительного образования разработан с учетом:
●        использования имеющегося в наличии простейшего инструмента, и материалов хозяйственного инвентаря;
●        освоения простейших работ, выполнение которых дает общие навыки необходимые при реставрации и реконструкции.
●        Получения навыков коллективного труда.
Цель курса: сформировать у обучаемых правильные навыки и выработать алгоритмы выполнения различных этапов реставрационных работ; развитие у ребят таких необходимых качеств, как отношение к труду, коллективизм, дисциплинированность, дружба, товарищество, целеустремленности, трудолюбия, внимательности, самостоятельности.
Основными задачами являются:
Обучающие:
●        формирование у учащихся базовых знаний по основам реставрационно-реконструкционных работ,
●        привитие навыков безопасности труда и ухода за инструментом,
●        достижение способности учащихся к самостоятельному выполнению поставленных задач.
Воспитательные:
●        воспитание у обучающихся добросовестное отношение к труду и общественной собственности,
●        чувство ответственности перед коллективом,
●        добивается от обучающихся сознательного и добросовестного отношения к своим обязанностям, организованности и дисциплины, уважения к старшим.
При реализации программы используются учебные пособия и наглядные демонстрации. Для выполнения практических работ используются инвентарь и материалы в соответствиями с требованиями по реконструкции объекта и с выполнением правил техники безопасности.
Программа курса реализуется с группой 5 человек, возраст 14 – 17 лет.
Занятия проводятся согласно программе по тематическому плану с соблюдением основных педагогических принципов обучения: сознательности, активности, индивидуальности, доступности, систематичности.
Занятия по курсу предусматривают первоначальное ознакомление с теоретической частью, проведение инструктажа по технике безопасности при обращении с инструментом и материалами
Занятия строятся по обычной общепринятой схеме: вводная часть, распределение задач, основная часть и заключительная часть, где подводятся итоги занятий и даются рекомендации.
По окончании изучения курса:
Учащиеся должны иметь представление:
●        о возможных последствиях нарушения правил техники безопасности;
●        об основах реставрационных и реконструкционных работ;
●        об основных используемых в работе инструментах и материалах.
Учащиеся должны знать:
●        основные отличия реставрационных, реконструкционных и консервационных работ;
●        правила безопасного обращения с инструментами и материалами, порядка их хранения и ухода за ними;
Учащиеся должны уметь:
●        применять основные инструменты и материалы;
●        безопасно обращаться с инструментами и материалами;
●        точно выполнять все указания преподавателя курса
Результатом целевой направленности педагогической деятельности в рамках курса является то, что у детей и подростков прививаются ценности, которые важны для становления человека.
Педагогические условия организации трудового воспитания
Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения таких педагогических условий, как:
●        Подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного и общественно полезного труда. В ходе которого учащихся должны находить практическое применение знания и умения, полученные в учебном процессе;
●        Сочетание общественной значимости труда с личными интересами учащихся. Труд по приведению в порядок школы и её окружения, позволяет сформировать у ребенка личные ценности и способность ценить труд других.
●        Доступность и посильность трудовой деятельности. Непосильный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подрывает духовные и физические силы детей, веру в себя. Из этого не следует, однако, что труд детей не должен требовать от них никакого напряжения сил. Соблюдение этого условия исключает физические перегрузки, требует выбора трудовых заданий в соответствии с силами и способностями учащихся;
●        Разумная требовательность в осуществлении трудовой деятельности учащихся. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся за дело, но быстро теряют к нему интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у детей желание довести работу до конца, приучить их работать систематически и равномерно.
●        Сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество детей в звеньях, бригадах, с другой - каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответственность за качество и своевременность его исполнения.
Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.
Трудовой процесс
В Школe изобразительных искусств предусмотрен физический труд в рамках летней трудовой практики. В процессе которой создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к объектам архитектуры и результатам труда других людей.
Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе:
●        генеральная уборка классов, школьной территории,
●        приведение в порядок методического материала,
●        реставрация декоративных элементов интерьера и экстерьера школы,
●        реставрация близлежащих монументально-декоративных объектов
Трудовая практика предполагает участие школьников в восоздании материальных ценностей школы и города. Участие в реставрационной деятельности развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности в труде.
Основы реставрационных процессов
В нашем обществе нет настоящего понимания, что же такое реставрация, что такое историческая ценность и для чего нужны исторические памятники. Большинство людей не понимает, для чего нужно беречь здание XVIII века, если его можно снести, а на его месте построить «такое же», только из современных материалов. А если здание сохраняется, то в нём чаще всего проводится варварский ремонт и уничтожаются последние следы былой красоты. Поэтому в России реставрация как явление культуры находится в плачевном положении. А положение самих памятников старины трагично.
Реставрационная деятельность, это очень обширная область, охватывающая собой множество различных процессов, требующая от реставратора не только практических навыков работы, но и глубокого знания исторического материала.
Реставрационный процесс имеет существенные отличия от обычного ремонта. т.к. в нем заложены определенные принципы:
●        восстановление произведения в его первоначальном виде;
●        сохранение объекта в максимально возможной неприкосновенности;
●        выявление и согласование исторических и художественных ценностей объекта
Особое значение при реставрации приобретает обеспечение сохранности подлинных элементов памятника.
Современные методы строительные методы могут быть применены к реставрации лишь в очень ограниченных пределах, в основном же используются средства малой механизации и неизбежно в относительно большей мере ручной труд.
В ходе трудовой практики учащиеся знакомятся с основами реставрации: архитектуры, скульптуры, лепнины, монументальной живописи, камня и мозаики, мебели, багета и прочих строительно-реставрационных работ. И применяют их на практике.
Подведение итога
Трудовое воспитание тесно связано с творческо-художественной подготовкой учащихся. Художественное образование обеспечивает знание основ современной архитектуры, скульптуры, технологиях и организации труда; наделяет учащихся знаниями и навыками; развивает ответственному отношению к труду, коллективной работе.
Основная цель которая ставиться в процессе трудовой практики, это формирование трудовых знаний, умений и навыков, необходимых при работе в областях архитектуры, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Библиографический список

1.       Вологодский Б.Ф. (состав.) Инженерные работы при реставрации памятников архитектуры. Москва: "Советская Россия", 1958. - 31 с.
2.       Д.С. Лихачева. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре / сост., подг. текста, вступ. ст. Д. Н. Бакуна. — М.: Рос. фонд культуры, 2006. — 336 с.
Разрушение памятников архитектуры. - С.
3.       Свищевская, М. Д. К вопросу реставрации наружной окраски фасадов памятников архитектуры / М. Д. Свищевская. - С.156-165: ил. Мамиконов, Л. Г.
4.       Подъяпольский С.С., Бессонов Г.Б., Беляев Л.А., Постникова Т.М. Реставрация памятников архитектуры. - М., 2000
2020-12-22 16:03 2020