НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Тарасенко Н. М., Романова О. В., Николаев А. Е., Платонова Д. С. Формирование благоприятного климата в группе у детей 4‑5 лет

Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf


Аннотация: В статье рассматривается актуальность формирования благоприятного климата в группе у детей 4-5 лет. Автор обозначает некоторые основные направления работы по формированию у дошкольников коммуникативных навыков.
Ключевые слова: благоприятный климат, дети дошкольного возраста, коммуникативный навык, сюжетно-ролевая игра.
Дошкольное детство представляет собой важный период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуального развития творческих способностей ребенка, следовательно, одним из главных аспектов в работе воспитателя является создание благоприятных условий для нормального развития ребенка в условиях дошкольного учреждения.
Одним из приоритетных принципов работы дошкольного образовательного учреждения оказывается принцип психологической комфортности в группе, который предполагает создание в дошкольном учреждении доброжелательной атмосферы в группах детского сада.
Психологический климат представляет собой эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, которая возникает на основе симпатии, совпадения интересов, склонностей и характеров, именно от психологического климата во многом зависит психоэмоциональное развитие детей в дошкольном учреждении.
Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой доброжелательности, раскрепощения, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфортные условия для творческой работы, раскрывает потенциальные возможности личности. При таком климате дети достигают высоких качественных результатов без жесткого контроля со стороны воспитателя. Каждый из детей при таком климате защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Дети в группе с благоприятным климатом выражают уверенность в себе, поскольку каждый чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения.
В настоящее время проблемы психологического климата достаточно глубоко изучены в социальной психологии. Так влиянию психологического климата в коллективе на личность уделено большое внимание в работах Г.М. Андреевой, В. В. Бойко, Г.В. Бороздина, Л.П. Буева, В.Г. Казакова, Е.С. Кузьмина, Б. Д. Парыгина, К.К.Платонова, Л.Г. Почебут, В.М. Шепель.
Изучением психологического климата в детских коллективах занимались В.В. Косолапова, М.И. Лисина, Т.А. Репина и другие.
Проблемы формирования благоприятного психологического климата у детей рассматриваются в исследованиях А. А. Реан, Я.Л. Коломенского, С.В. Крюкова, Н.П. Слободняк, Е. Г. Юдина, И.О. Карелина Н. П. Аникиевой. Вместе с тем Е.О. Смирнова, В.А. Бутенко и В.М. Холмогорова занимались изучением проблемы поведения детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ № 184 «Калейдоскоп» г. Чебоксары Чувашской Республики. В эксперименте приняли участие 15 детей. Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности благоприятного климата у детей среднего дошкольного возраста.
Нами были использованы следующие методики: 1. Тест «Детская тревожность» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амена. 2. Методика «Паровозик» Велиевой С.В.
Результаты методики «Тест тревожности» следующие: 6% (1 человек) дошкольников имеют низкий уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый и в ситуациях, моделирующих повседневные действия. Средний уровень составляет 47% (7 человек), так как дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунке. Высокий уровень тревожности составляет 47% (7 человек), так как особенно проективным значением обладают ситуации.
Рассмотрим результаты, полученные с помощью методики С.В. Велиевой «Паровозик». 60% (девять испытуемых) показали высокий уровень тревожности. Испытуемые располагали основные цвета на шестой, седьмой или восьмой позициях. Средний уровень тревожности показали 27% (четыре испытуемых). Испытуемые выбирали дополнительные цвета в качестве основных. Низкий уровень тревожности показали 13% (два испытуемых). Испытуемые располагали основные цвета на первых позициях
По результатам констатирующего эксперимента у большинства дошкольников высокий уровень ситуативной тревожности и им необходима программа психолого- педагогической коррекции ситуативной тревожности.
Далее мы провели формирующий эксперимент, цель которого: апробация разработанной программы по развитию благоприятного климата у детей дошкольного возраста. С детьми были проведены ряд занятий. Занятие №1 Тема: «Здравствуйте, это Я». Цель: повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление. Занятие №2 Тема: «Мое имя». Цель: раскрытие своего «Я», формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости. Занятие №3 Тема: «Настроение». Цели: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Для проверки эффективности психолого-педагогической программы коррекции ситуативной тревожности дошкольников, был проведен контрольный эксперимент.
По результатам диагностики ситуативной тревожности по методике «Детская тревожность» у 34% дошкольников выявлен низкий уровень тревожности. Данный показатель до эксперимента 6% изменился после проведения эксперимента на 28%. Средний уровень составляет 60% дошкольников. Сравнительно с результатами предшествующими эксперименту значение которого было 47%, показатель изменился на 13%. 6% дошкольников имеют высокий уровень тревожности. Результат до эксперимента имел показатель 47%, после реализация психолого-педагогической программы показатель уровня тревожности снизился на 41%.
По результатам диагностики ситуативной тревожности по методике С.В. Велиевой «Паровозик» низкий уровень тревожности выявлен у 40% испытуемых, результат до эксперимента имеет показатель 13%. Средний уровень тревожности выявлен у 47% дошкольников. Испытуемые выбирали дополнительные цвета в качестве основных. Расценивается, как негативное психическое состояние низкой степени. Показатель изменился на 20%. У 13% испытуемых высокий уровень тревожности, показатель изменился на 47%.
У испытуемых после проведения формирующего эксперимента произошли количественные и качественные изменения. Проведенное исследование показывает, что игровые методы действительно оказывает воздействие на развитие благоприятного климата в группе.
Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что работа по формированию благоприятного климата в группе у детей 4-5 лет в сюжетных играх с дело важное и необходимое.

Литература

1.            Закон Чувашской Республики от 30 июля 2013 года № 50 «Об образовании в Чувашской Республике».
2.                      Абраменкова, В.В мире детских игр / В.В. Абраменкова // Воспитание школьников. – 2010. - №7. – М. – С.16 – 19.
3.                      Дубинина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л. Дубинина // Дошкольное воспитание. – 2015. - №10. – С.26-35.
2021