Участники проекта:
-дети средней группы;
-воспитатель;
-родители.
Характер проекта: в рамках одной группы.
Форма работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Актуальность: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Гипотеза: Если зимой, постоянно подкармливать птиц, то пернатые наши друзья выживут.
А весной и летом станут приносить больше пользы и радовать нас своей красотой и пением.
Цель: Изучение жизни зимующих птиц.
Задачи:
Образовательные
· Закреплять и систематизировать знания детей о зимующих птицах и роли человека в жизни зимующих птиц.
· Помочь устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц.
· Вызвать желание детей общению с взрослыми.
Развивающие
· Обеспечить развитие познавательных способностей детей.
· Обеспечить развитие любознательности и развитию детей.
· Формировать умения и навыки наблюдения за птицами
Воспитательные
· Вызвать желание у детей помочь, птицам, в трудное для них время.
Линия развития личности: развитие познавательных способностей.
Ожидаемый результат:
· повышение уровня экологической грамотности детей,
· формирование осознанной потребности в общении с природой.
· Расширение знаний детей о зимующих птиц и их значении в природе и жизни человека.
Обеспечение проекта:
· Теоретическое:
«Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич Детство- Пресс.2004.
О.Л.Князева, М.Д.Манахаева «Приобщение детей к истоком русской народной культуры».
· Методическое.
Сюжетные картинки, иллюстрации.
Репродукций известных художников «Зимующие птицы наших лесов».
· Материально –техническое:
Кормушки, корм.
ИКТ для просмотра презентации: «Покормите птиц зимой».
Методы проекта: беседы, исследования, наблюдения, совместная и самостоятельная деятельность ребенка.
Этапы проекта.
1этап. Подготовительный.
· Проведение предварительной работы по теме «Птицы нашего края».
· Поставить цель проекта.
· Составить план проекта.
· Постановка проблемного вопроса, мотивация к реализации проекта.
· Проблемный вопрос: «Как помочь птицам зимой».
· Включить в план проекта игры и др. виды деятельности.
2этап.Основной.
Организационные формы работы над проектом.
Форма работы
Название работы
Содержание деятельности
Беседы и совместный сбор информации о птицах.
«Птицы нашего края.».
«Зачем нужны птицы».
«Птицы зимой».
«Птицы наши друзья».
«Как правильно кормить птиц зимой».
«Составление описательных рассказов о птицах».
Просмотр альбома «зимующие птицы».
Выставка «Кормушек».
Просмотр альбома «Кормушки».
«Чем можно кормить птиц».
Способствовать у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; способствовать развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению использовать модель в качестве плана рассказа, освоению умений рассказывать последовательно, связно.
Подвижные игры
«Совушка».
«перелёт птиц »,
«Воробушки автомобиль», «Птички в гнёздашках», «Снегири» «Охотники и утки»,
«Гуси-гуси» «Вороны».
Обеспечить развития умения действовать по сигналу, двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, упражнять в беге, умении быстро находить свой домик.
Дидактические игры:
«Третий лишний», «Четвёртый лишний»,
«Чей хвостик »,
«Чей голосок», «Прилетели птицы»,«В зимней столовой», «Летает,не летает»,«Узнай птицу по силуэту».
Способствовать развитию умения находить, узнавать птиц, называть зимующих птиц, развивать зрительную память, мышление.Обеспечить развитие всех аспектов речи.
Просмотор презентаций.
«зимующие птицы»,
«голоса птиц».
Обогащать кругозор, знания детей о жизни зимующих птиц.
Исследовательская
Деятельность и практические действия.
Кормушки
Цвет.форма, вид,материал.
Природный материал.
Пластик, картон.
Добиться усвоение знаний о видах материалов из которых сделаны кормушки для птиц.
Корм для птиц:
-крошки белого хлеба.
-зёрна пшеницы, ячменя.
-семечки,подсолнуха,тыквы,
- овсяные хлопья.
-кусочки свежих или сушеных фруктов и ягод.
-не соленое сало.
-сливочное масло.
Расширить, кругозор,представления детей, что едят, чем подкармливать зимующих птиц.
Чтение художественной
литературы
Ю.Дмитриев «Снегирь»
стихи.
В. Бианки «Стая птиц под снегом»,
«Синичкин календарь,
Отгадывание загадок о зимующих птицах, пословицы, поговорки, приметы.
Заучивание стихотворений.
А.Чепуров. «Трудно птицам зимовать».
А. Яшин. «Покормите птиц»
внимательно, слушать художественное произведение, понимать тему и содержание рассказа, отвечать на вопросы. Развивать внимание, речь, воображение.
Развитие памяти дошкольников.
Пальчиковая игра.
«Птичка», «Мы кормушку смастерили», «Прилетайте
птички», «Я зимой кормлю всех птиц».
Развитие мелкой моторики рук и воображения.
Художественно-продуктивная деятельность.
Раскраски по теме.
Апплекация «Снегирь»
Коструирование из бумаги «птички рисование «птички на кормушке». лепка «снегирь и рябина».
Способствовать развитию творческих способностей, формирование эстетического восприятия.
Наблюдения в природе
Наблюдение за повадками птиц на прогулке, какие птицы прилетели к кормушке.
Формирование представлений
Об объектах и явлениях окружающего мира. Развитие,
познавательных способностей.
3 Этап. Заключительный.
Рефлексия. Дети оценивают свою деятельность и отвечают на вопросы:
«Понравилась ли наблюдать за зимующими птицами и изучать их?».
«Понравилась ли в совместной с воспитателем деятельности проводить исследовательскую и практическую работу».
«что нового узнали?».
«Надо ли кормить птиц зимой?».
Результат проекта.
1. совместная с родителями акция «изготовление кормушек».
2. ежедневная подкормка птиц.
3. предметно- развивающая среда пополнена альбомами по теме и создана картотека игр по теме проекта.
Подведение итогов
Дети:
1. Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).
2. У детей сформировалась любознательность, познавательная активность.
3. Дети стали более коммуникативными и компетентными по данной теме.
4. Развивающая среда группы пополнилась: фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, о зимующих птицах.
5. Воспитанники приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Родители:
1. Активное участие родителей в изготовлении «кормушек», корм для птиц.
Литература
2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004.
3. Горький М.А. Воробьишко. – Ленинград: «Детская литература», 1974
4. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004
5. Чарушин Е.И. Воробей. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы».