Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Волнухина Л. Е. Формирование читательской компетенции учащихся среднего звена на уроках литературы

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях информационного общества.
Задача, стоящая перед учителем литературы сегодня, - формирование читательской компетенции у учащихся, утративших элементарные навыки и умения читателя, - может оказаться невыполнимой, если сразу ставить перед собой конечную цель. Единственным реальным выходом из данной ситуации является разделение работы на несколько этапов и последовательное их осуществление Входящие в понятие читательской компетенции умения: глубоко вникать в текст, интерпретировать его и включать в собственную систему коммуникаций, а также разработка форм и методов контроля за усвоением данных умений и навыков - без сомнения, задачи очень важные. Однако не это является первостепенной целью работы на начальном этапе. Сегодня основная проблема, стоящая перед учителем, - вернуть книгу учащимся, сформировать активный читательский интерес к достойной внимания литературе, воспитать потребность готовиться к урокам литературы по первоисточникам, а не по краткому пересказу.
Задача эта не новая. Просто в свете последних тенденций развития образования она приобрела особую актуальность, а без ее решения невозможно даже малейшее продвижение по пути достижения высоких результатов, которых ожидают сегодня от школьного образования.
Как организовать работу по формированию читательских умений и навыков у учащихся среднего звена?
Когда пятиклассники приходят на урок литературы впервые, за их плечами есть определенный читательский опыт – у каждого свой. Самая сложная группа с низким уровнем подготовки – те, у кого плохая техника чтения и нет никакого интереса к книге. Для борьбы с этими негативными тенденциями существует ряд традиционных методов: жужжащее чтение, индивидуальная работа не только с ребенком, но и с его родителями, регулярное отслеживание результатов техники чтения у учащихся «группы риска» и т.д.
Однако повышение технических показателей не является критерием качества чтения. Значительно важнее для учащихся сформировать у них активный интерес к книге. Хорошо читает тот, кто читает много,– это закон. К сожалению, в последние годы даже у учащихся младших классов нет потребности много читать, узнавать новое. Пятиклассники не знают сказок Андерсена, Пушкина, не понимают, что такое любимая книга или любимый писатель.
Поэтому индивидуально – личностный подход следует начинать с самых первых уроков, когда с помощью анкетирования и устного опроса выявляется читательская подготовка, происходит дифференциация и определяются последующие пути и методы работы в данном классе, исходя из количественно-качественного состава читателей в нем Для работы со способными детьми также есть ряд традиционных форм: индивидуальная работа, кружки и факультативы, различного рода творческие конкурсы и т.д.
Независимо от степени подготовки каждый ученик хочет и может быть успешным на каждом уроке. Что нужно для этого? Самое главное – личностная заинтересованность в предмете, в книге. Поэтому первое, что нужно сделать,-это подружить ребенка с книгой, познакомить с интересными книгами. К сожалению, программные тексты не всегда вызывают интерес учащихся.Поэтому необходимо расширить читательский кругозор учащихся, и делать это лучше не от случая к случаю,а регулярно. На каждом уроке стараться проводить литературные пятиминутки. Вначале эти книги приносит учитель, стараясь выбирать лучшее из того, что соответствует возрасту и интересам учащихся, но не включено в школьную программу. Знакомство может происходить в форме рекомендации-рассказа о книге, чтения избранных самых интересных мест, чтения с продолжением на следующих уроках. Впоследствии проведение пятиминуток можно поручить учащимся, и это замечательно, когда у ребенка появляется насущная потребность поделиться прочитанным с одноклассниками и учителем.
Этой же цели служат традиционные уроки в конце четверти, когда учащиеся отчитываются о самостоятельном чтении за четверть, оценивают качество и количество прочитанного, делятся своими читательскими впечатлениями, рекомендуют интересные новинки для чтения одноклассникам. На этих уроках наглядно видно развитие или, наоборот, «зависание» личности читательской массы класса. Особую радость вызывает появление у бывших не-читателей любимых книг или авторов, верность избранной теме или жанру. Конечно, встречается и верность постоянным обращениям к журналам и газетам, альманахам и энциклопедиям, что равнозначно желанию отсидеть урок и не получить плохую оценку и никак не показывает читательского роста отдельных учащихся, но ведь никакая школьная работа не гарантирует стопроцентного результата. Иногда результат проявляется через год или два, когда дело все же сдвигается с мертвой точки и у этих учащихся.
К спорным методам работы в данном направлении считаю ведение читательских дневников, которые скорее способны вызвать негативные реакции даже у читающих учащихся. Другое дело, если ребенок приучен к данной форме работы и она ему интересна. Тогда необходимо либо индивидуальное обсуждение прочитанного и описанного, либо вовлечение в обсуждение класса, в зависимости от ситуации. Внеклассная работа по предмету(уроки внеклассного чтения, читательские конференции, олимпиады, брейн-ринги, логические шарады и подготовки к ним) тоже способствует расширению читательского кругозора учащихся, что полезно в любом случае. Чем больше читают и знают учащиеся, тем больше шансов, что они смогут найти свое в литературе.
Вопрос о расширении сферы читательских интересов детей и подростков тоже вызывает неоднозначную оценку. Не затихают споры о полезности или вредности тех или иных книг, об упадке у детей культуры чтения. Однако, по словам классика, тот, кто читает хоть что-то, уже выше того.кто ничего не читает. С этой позицией нельзя не согласиться. Книга как особо значимый объект для читающего вытесняется компьютерными носителями в восприятии молодого поколения, и опять-таки нет в этом ничего плохого. Неоднократно самые актуальные, модные и труднодоступные тексты на уроках возникали именно в виде компьютерных распечаток. Таким образом, компьютер и интернет из врагов и конкурентов превращаются в друзей и помощников и даже способствуют сплочению разных поколений в семье, когда родителям приходится помогать своим детям в поисках и скачивании текстов, а там и до совместных прочтений, чтения вслух и семейного обсуждения книг недалеко, как это происходило в старые добрые времена.
Вообще в детском и подростковом возрасте все средства вовлечения в чтение хороши, и здесь особую роль играет совместная деятельность семьи и школы (участие родителей во внеклассных мероприятиях и их подготовке, присутствие родителей на уроках литературы, помощь в поисках и распространении литературных текстов, работа со списком литературы для внеклассного чтения). В наиболее успешных случаях в классе начинает функционировать своеобразная библиотека с оживленным книгооборотом, когда книги приносит не только учитель, но и сами ребята, а за наиболее востребованными текстами выстраиваются виртуальные очереди. К сожалению, подобное происходит нечасто в последнее время.
Работа с внепрограммными текстами – дело увлекательное и интересное, но не она преобладает в повседневной деятельности на уроках литературы. Как сделать интересными для учащихся программные тексты и работу с ними – вот основной и наиболее сложный вопрос для учителя литературы. Что больше всего интересует детей и подростков? Они сами и их сверстники, их проблемы и взаимоотношения. Для многих настоящим откровением становится то, что и до них жили люди, которых мучили те же проблемы; что вечные проблемы книг потому и вечные, что с годами не теряют свою актуальность. Другое открытие, ожидающее их и способствующее интересу к предмету, заключается в том, что на уроках можно спорить и обсуждать поступки литературных героев точно так же, как это бывает с друзьями и близкими людьми. Роль учителя заключается в том, чтобы создать соответствующую обстановку на уроке и в разговоре с детьми использовать правильную интонацию доверительного и равноправного собеседника. Человечеству за всю историю, при всем разнообразии методов и приемов, при всей сегодняшней тяге к инновациям не удалось создать ничего более интересного, продуктивного и гениально простого, чем беседа учителя с учениками. Так учил людей Христос, так передавали свои знания античные мудрецы. Может быть, на сегодняшний день только этого недостаточно, но метод беседы является ведущим на уроках анализа художественного текста Если отношения на таких уроках выстроены правильно, то желание стать равноправным собеседником во время подобного общения станет мощным стимулом для добросовестного чтения первоисточника, а не знакомства с кратким пересказом.
Что дополняет эти беседы? Давно сказано: доверяй, но проверяй.Если короткие тексты можно прочитать и обсудить прямо на уроке, более длинные тоже доступны для контроля в течение урока, то большие тексты, над которыми приходится работать несколько уроков (они-то и вызывают наибольшее затруднение учащихся) требуют обязательной проверки в итоге. Формы этой проверки разнообразны, главное же заключается в том, что учащиеся с пятого класса приучаются к тому, что отсидеться просто так несколько уроков не получится, каждый так или иначе за свои знания или незнание отчитается. При осуществлении дифференцированного подхода возможны разные формы отчетности для разных групп учащихся, включая автоматический зачет для лучших и их дальнейшее использование в качестве консультантов и помощников учителя.
Обратимся к одной из разновидностей форм отчетности по литературе. Предлагаемая форма отчетности легка в проведении (возможно как устное, так и письменное выполнение работы),занимает немного времени и дисциплинирует учащихся, приучает их к внимательному чтению текстов в дальнейшем. Если начинать проведение подобных работ в младших классах, то к старшим она станет уже привычной, несложной и даже любимой учащимися.К подобной форме отчетности невозможно подготовиться по краткому пересказу – и это становится еще одним мощным стимулом для чтения первоисточника, особенно если проводится в системе после каждого большого произведения.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО КОМЕДИИ Н.В.ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»
1КТО ЭТО?
А) Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. (Городничий)
Б) Несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове,-один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. (Хлестаков)
В) Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут.Очень услужлив и суетлив. (Земляника)
Г)Человек, прочитавший 5 или 6 книг, и потому несколько вольнодумен. (Ляпкин-Тяпкин)
Д)Простодушный до наивности человек. (Почтмейстер)
2) О КОМ СКАЗАНО?
А)Трещотки проклятые, сороки короткохвостые,сморчки короткобрюхие, пачкуны проклятые. (Бобчинский и Добчинский)
Б)30 лет живу на службе;ни один кулец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. (Городничий)
В)Совершенная свинья в ермолке. (Земляника)
Г) Елистратишка простой. (Хлестаков)
Д)Не по поступкам поступает.(Городничий)
3)ЧЬИ СЛОВА?
А)Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего. (Городничий)
Б)Кланяемся тебе сахарцом и кузовком вина.(Купцы)
В)Любовь! Я не понимаю любовь, я никогда и не знала, что за любовь. (Марья Антоновна)
Г)Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-богу врет, она сама себя высекла. (Городничий)
Д)Я не иначе хочу, чтоб наш дом был первый в столице и чтоб у меня в комнате такое было амбре, чтоб нельзя было войти и нужно бы только этак зажмурить глаза. (Анна Андреевна)
4)КТО ЭТО?
А)Иван Васильевич Тряпичкин (адресат Хлестакова)
Б)Держиморда (полицейский)
В)Христиан Гибнер (лекарь)
Г)Уховертов (частный пристав)
Д)Перепетуя (дочь Земляники)
5)ПЕРЕЧИСЛИТЬ
А)Объекты хвастовства Хлестакова.
Б)Просьбы, с которыми приходят к Хлестакову горожане.
В)Какие суммы берет Хлестаков у просителей
Г)Чиновников города
Д)Говорящие фамилии
Другими формами отчетности для разных групп учащихся могут быть разные виды творческих работ, также требующие хорошего знания текста первоисточника. Например, для наиболее творческих и способных учащихся возможны сочинения, предполагающие сотворчество: «Счастливый конец рассказа «Муму», «Письмо Жилина Дине». Для тех, кто слабее, возможны работы, в которых требуется знание материала и желание самовыражения (« С кем из героев рассказа я хотел бы дружить?», « Как я поступил бы на месте Герасима»).
Различного рода викторины и литературные игры давно и прочно вошли в практику учителей – словесников. Учащиеся тоже любят их, и особенно интересно выстраиваются такие уроки, когда вопросы и задания для итогового контроля готовят сами ребята (разные группы на разных уроках или конкретная группа наиболее компетентных экспертов, попасть в которую уже почетно и само по себе является наградой и результатом хорошей работы).
Дифференциация по результатам итоговых работ в конце темы или тематического блока тоже является хорошим стимулом для добросовестной подготовки к работе на уроках литературы. В некоторых случаях можно предложить самим учащимся определить свою степень подготовленности к разговору на уроке по указанной теме и рассаживаться по рядам в связи с этой подготовленностью. Возможность самооценки ученика на уроке также способствует повышению ответственности и, как следствие, лучшему качеству подготовки.
Основной смысл такого рода работы в среднем звене заключается в подготовке учащихся к более сложной и серьезной деятельности в старших классах.Пятиклассник должен почувствовать разницу между уроками чтения и литературы, а затем от текста к тексту идти вслед за учителем по пути усложнения форм работы,увеличения ее объема.Если он усвоит требования учителя, заложит основу для дальнейшей работы, а главное – поймет, что на уроке литературы все начинается с текста, который должен быть прочитан к уроку – и не в кратком пересказе,- тогда можно сказать,что у него сформированы начальные читательские умения и навыки, тогда в старших классах можно вести речь о формировании читательской компетенции.
2020