Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (35) https://f.almanah.su/35.pdf
Экскурсия как форма организации обучения играет важнейшую учебно-воспитательную роль, она действительно незаменима в преподавании географии. Этот предмет невозможно изучать только в теории, не выходя из класса. Для создания полной картины своей местности обучающимся необходимо общение с природой, причем не только с позиции обучения, но и сточки зрения духовно-этического развития [9].
Независимо от предметной специфики, обучающая среда должна реализовывать следующие основные функции:
1) оперативная доставка учебной информации обучающемуся;
2) осуществление коммуникативной функции между всеми
участниками учебного процесса и обратной связи с преподавателем;
3) формирование индивидуальной образовательной траектории.
Указанные функции, безусловно, способствуют интенсификации учебного процесса и реализуются благодаря свойствам современной обучающей среды, а именно:
1) информативности (насыщенность образовательными ресурсами);
2) интегративности (междисциплинарность);
3) комплексности;
4) адаптивности;
5) открытости;
6) многоуровневости.
В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования, существенно изменился подход к подготовке и проведению экскурсий. Возникли новые виды экскурсий — виртуальные, интерактивные [3].
Первые виртуальные экскурсии по музеям, стали появляться в Интернете в начале 90-х гг. XX века. На сегодняшний день историко-краеведческие музеи предлагают виртуальные экскурсии по всем отделам своего музея.
Методика подготовки виртуальной экскурсии мало отличается от
подготовки обычной экскурсии. Для организации виртуальной экскурсии так же, как и для экскурсии реальной, следует определить набор ключевых пунктов и сформировать для каждого из них заданный объем информации.
При проведении виртуальной экскурсии используют методический прием, такой как «прием показа» (приемы, которые дают возможность увидеть объекты в нужном виде, построенные на движении — приближении экскурсионной группы к объекту, удалении от него, движении вдоль него). Нельзя обойтись и без такого методического приема, как «прием рассказа» (это приемы, построенные на пояснении объекта, описании его внутреннего вида и вызывающие у экскурсантов визуальные ассоциации, а также приемы репортажа, которые дают возможность понять изменения, происходящие в наблюдаемом объекте, и т.д.) [6].
Перед тем, как проводить виртуальную экскурсию, необходимо провести вступительную беседу с обучающимися, поставить необходимые цели и задачи путешествия, подготовить маршрутные листы, на которых будут отмечены изучаемые объекты. Заканчивается виртуальная экскурсия итоговой беседой, во время которой обсуждается увиденное и услышанное, выделяются важные моменты.
Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
· доступность — возможность осмотра объектов экскурсии без больших
материальных и временных затрат в любое время;
· возможность многоразового просмотра экскурсии и предлагаемой
информации;
· возможность ведения записей в приемлемом для обучаемых темпе и
удобной посадке;
· не нужно покидать класс, школу.
Из минусов виртуальной экскурсии необходимо отметить отсутствие возможности увидеть то, что не включено в экскурсию; ограниченность впечатлений [1].
Виртуальная экскурсия – это особый вид учебной экскурсии, направленный на организацию самостоятельной или коллективной деятельности обучающихся по дистанционному исследованию экскурсионного объекта через его виртуальную модель, созданную средствами информационных технологий.
Специфика виртуальной экскурсии заключается в трех главных свойствах:
1) вариативность, которая проявляется в возможности создавать самые разнообразные экскурсионные продукты с помощью прикладного программного обеспечения компьютера;
2) интерактивность, подразумевающую разную степень взаимодействия между обучающимися и всеми элементами изучаемого объекта, причем в произвольном порядке;
3) доступность, дающую возможность получения информации об изучаемом объекте через мультимедийное оборудование, персональный компьютер или смартфон.
В географии использование виртуальных экскурсий определяется особенностями ее содержания. Рассмотрение с разных сторон абстрактной модели изучаемого объекта, привязанной к электронной карте, космическому или аэрофотоснимку, способствует формированию географического мышления. Наличие четкой структуры (плана организации и маршрута), разнообразие форм работы с материалом экскурсии и наглядность позволяют оптимизировать учебный процесс, что приводит к повышению качества обучения [5].
Виртуальная географическая экскурсия может применяться как форма организации учебного процесса и как один из видов проектной деятельности обучающихся. Существует несколько способов отображения экскурсионных объектов в зависимости от используемого программного обеспечения.
1. Трехмерные компьютерные модели – визуальные объемные образы объектов, разработанные с помощью трехмерной графики в программах для 3D моделирования (Autodesk 3ds Max, Solidworks, Cinema 4D и т. д.).
2. Сферические панорамы (3D панорамы) – один из видов панорамной фотографии с углом обзора в 360°, получаемые, как правило, путем технологии сборки из отдельных кадров. Виртуальная экскурсия в данном случае выглядит как набор сферических панорам, объединенных интерактивными ссылками-переходами, между которыми во время просмотра можно «перемещаться».
3. Электронная презентация, представляющая собой сочетание текста, гиперссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Такая экскурсия разрабатывается в приложении PowerPoint от Microsoft [4]. Из представленных способов создания виртуальных экскурсий наиболее доступным является последний – средствами MicrosoftPowerPoint.
Алгоритм организации виртуальной экскурсии включает три основных этапа: подготовительный (выбор темы, определение экскурсионных объектов, постановка целей и задач экскурсии, подбор материала, обработка, построение маршрута и составление самой виртуальной экскурсии), проведение экскурсии (организация деятельности обучающихся по исследованию объектов экскурсии), рефлексивно-оценочный (контроль деятельности обучающихся, оценка усвоения информационного компонента экскурсии) [5].
По ходу экскурсии развивается кругозор, обучающиеся получают новые впечатления, знания об окружающем мире, душевный и интеллектуальный багаж обогащается. Но не всегда имеется возможность совершить экскурсию. Виртуальная экскурсия является одним из самых зрелищных и доступных способов визуализации, позволяющий совершить увлекательную виртуальную экскурсию и создающий у обучающихся иллюзию присутствия.
Виртуальное путешествие – это определенная комбинация виртуальных экскурсий в соответствии с данной темой. Виртуальные путешествия позволяют ознакомить учащихся с объектом посещения в условиях, приближенных к реальным. Виртуальные путешествия можно сопроводить дополнительно аудиофайлами, они создаются из панорамных фотографий. Панорамная фотография – изображение, позволяющее рассмотреть большой угол обзора, демонстрирует вид местности из одной точки. [7].
Уникальность виртуальной экскурсии заключается в том, что она позволяет рассматривать большинство изучаемых объектов (от природных до социально-экономических) на разном уровне (от локального до глобального) независимо от места их расположения. Это дает возможность применять данную форму организации образовательного процесса в различных по содержанию географических дисциплинах.
Тематика экскурсий должна отражать современные тенденции в образовании и требования нормативных документов к результатам освоения образовательной программы, быть личностно-ориентированной. В рамках виртуальных экскурсий по географии у обучающихся должны формироваться и развиваться социально и личностно значимые качества, коммуникативные компетенции и предметные умения [8].
Виртуальная экскурсия – одна из ведущих форм обучения, позволяющая воспроизвести существующие объекты в реальном времени, для сбора необходимой информации о них. Такие экскурсии являются эффективным способом для изучения территорий, определения сходств и различий.
Обозначим дидактические функции виртуальной экскурсии: реализация принципа наглядности обучения, повышение научности и мотивация обучающихся [1].
Возможность использовать виртуальную экскурсию на уроках географии является одним из доступных способов, позволяющих создать иллюзию присутствия, вовлечь обучающихся в суть изучаемой темы. Фотография на сегодняшний день является средством точной изобразительной документации, которая помогает многим познать окружающий мир, но она не может так полноценно и привлекательно презентовать окружающее пространство, как это можно сделать визуальным путем.
Создать виртуальную экскурсию возможно по нескольким направлениям:
1.Знаменательная дата или событие. В данном материале необходимо
отобразить не только исторические факты и даты, но и их достоверность, подтвержденная экспонатом или экспозицией.
2.Экспонат или экспозиция. В презентации важно не только показать
экспонаты или экспозиций, но и обозначить их особенность в изучаемый исторический период. Презентация должна сопровождаться литературным, художественным или музыкальным произведением, которые также относятся к изучаемому периоду.
3.«Цикл» экскурсий». Подразумевает подбор материала таким образом,
чтобы его можно было разбить на логические части, каждая из которой должна иметь определенные выводы и результаты, а также служить началом следующей части.
Таким образом, использование виртуальной экскурсии на уроках географии делает процесс обучения и преподавания более качественным и результативным. Применение дидактических средств при визуальном методе обучения расширяет возможности преподавателя в процессе объяснения материала (что трудно объяснить, то можно показать), и проверки (оценки) знаний.
Библиографический список
1. 3D-туры: что это такое, и в чем их преимущества // 3D туры в Белгороде. – 2018. [Электронный ресурс]. – URL: http://3d-bel.ru/about-3d-toursм (дата обращения: 22.01.2018).2. Винокурова Н.Ф. Концепция формирования общекультурной компетентности в профильном географическом образовании: коллективная монография. – Н.: Деловая полиграфия, 2007. – 79с.
3. Демидова Н.Н. Учебные экскурсии по Нижегородскому краю: учеб. пособие. – Н.: НГПУ им. К. Минина, 2013. – 165с.
4. Зайцева Е.Н. Информационно-обучающая среда // Проблемы формирования и организации учебного процесса. – 2018 [Электронный ресурс]. – URL: http://Km.ru/referats/7C399FF9FB1946ABB03BE3595F903367 (дата обращения: 10.01.2018).
5. КомпьютерПресс // Журнал. – 2018 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.compress.ru/article.aspx?id=15669&iid=743 (дата обращения 05.02.2018).
6. Косова Л.С. Значение экскурсии в преподавании географии школе // Возможности развития краеведения и туризма Сибирского региона и сопредельных территорий: материалы XIV Междунар. науч. конф. (г. Томск, 2014). – М.: Томск: Изд-во ТГУ, 2014. – С. 170 – 173.
7. Нечаева А.И. Экскурсия, как форма учебной работы по географии // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: материалы IX Междунар. студ. науч. конф. – 2013 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – URL: https://sibac.info/archive/guman/12(60).pdf (дата обращения: 06.06.2018).
8. Учебная экскурсия. // Студопедия. – 2015 [Электронный ресурс]. – URL: https://studopedia.org/9-195213.html (дата обращения: 07.02.2018).
9. Эльконин Б.Д., Фрумкин И.Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. – 1993. – №1. – С.24-32.