Библиографическое описание:
Лялюк О.А. Обучение глобальному чтению детей дошкольного возраста с РАС // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
Глобальное чтение — это один из способов альтернативной коммуникации, дополняющий или заменяющий обычную речь детям с РАС. Это еще и определенное звено в работе по обучению детей с РАС навыкам письма и чтения.
Слуховая и зрительная память, является сильной стороной у детей с РАС. У них присутствует удивительное качество восприятия информации целиком (глобально), как на фотоснимке. Это качество расположено в основании метода глобального чтения.
Автор метода «глобальное чтение» – американский нейрофизиолог Гленн Доман (автор восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для всех детей (метод Домана).
Единицей глобального чтения является слово. Яркие красочные картинки с изображением предметов и действий, и соответствующие таблички с надписями, используются в работе данного метода. Аналогично рекомендуют наклеивать таблички на окружающие ребенка предметы.
Глобальное чтение способствует развитию:
-зрительного и слухового внимания, мышления, памяти;
-импрессивной речи (понимания и восприятия письменной и устной речи);
-навыкам общения и коммуникации.
Глобальное чтение, в отдельных случаях, оказывает помощь в стимуляции развития экспрессивной речи («вокальной», произносимой вслух), в «запуске речи».
Используя в работе метод глобального чтения, предоставляется возможность исключить «механическое» чтение, так как предметы или картинки подписываются целыми словами, а находясь в зрительном поле ребенка, слово всегда соответствует предмету, который оно обозначает.
Преимущественным фактором в долгосрочной перспективе является обучение детей с РАС как распознаванию слов целиком (глобальному чтению), так и буквам, и чтению по слогам.
Материалы, используемые в глобальном чтении
Чтобы воспользоваться методом глобального чтения в работе с ребенком необходимы карточки с картинками и подписями к ним.
На начальном этапе обучения предварительно проанализируйте список «слов» - применяя лишь те слова и выражения, с которыми ребенок чаще всего сталкивается в жизненной ситуации и сможет функционально воспользоваться в общении.
Принципы обучения глобальному чтению
1.Принцип - постепенность и последовательность
Слова, которым нужно научить ребенка, должны указывать на знакомые ему предметы, явления или действия. Первые слова, которым нужно научить читать ребенка с РАС, должны касаться его личности, его семьи, предметам их любимой одежды, любимой еды, знакомым животным, к предметам, ежедневно окружающим быт и жизнь ребенка и его семьи.
2.Принцип - от простого к сложному
Количество картинок и слогов в словах, используемых в работе, расширяем постепенно. В первую очередь задание выполняет взрослый, а только потом повторяет ребенок.
Этапы обучения глобальному чтению
Подготовительный этап
В начале ребенок учится:
1.Соотносить парные предметы и картинки (фото 1 и 2):
(фото 1)
(фото 2)
Обучаем ребенка совмещать одинаковые простые геометрические фигуры (одного цвета) – методом наложения друг на друга (круга на круг, квадрата на квадрат и т.д.).
Следующим этапом обучения является умение находить и складывать в одном месте парные повседневные предметы (носок к носку, кружку к кружке и т.д.).
Далее следует этап - простых изображений. Путем подбора обучаем ребенка сличать и находить парные картинки (собака к собаке, машина к машине и т.п.).
В процессе обучения появляется возможность использования собственных авторских изображений, приобретенных готовых обучающих пособий и игр, компьютерных игр на совмещение одинаковых изображений.
2.
Соотносить предмет и его изображение (фото 3 и 4)
(фото 3)
(фото 4)
Первый этап: чтение автоматизированных энграмм
(имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных)
Начиная работу с местоимения «Я» (фото 1), мы проводим коррекцию специфического речевого нарушения при аутизме, как «непонимание личного местоимения «Я» (такие дети о себе говорят во втором
(фото 1) или третьем лице).
Семейный фотоальбом следует использовать как дидактический материал, обеспечив его соответствующими печатными надписями. Подготавливаем так же отдельные карточки, на которых надписи дублируются (таблица 1).
Фото мамы
Фото папы
Фото бабушки
Фото собаки
МАМА
ПАПА
БАБУШКА
СОБАКА
(таблица 1)
Второй этап: чтение слов
Картинки (фотографии) лежат в конвертах. С фотографиями (картинками) в конвертах находятся таблички с обозначающими их словами (фотография ребенка и слово «я», картинка с изображением сока и слово «сок»). Размер фотографии (картинки) должен быть небольшого размера (квадрат со сторонами 5-7 см); таблички со словами (узкая полоска длиной 7-10 см), так как наименьший размер используемого наглядного материала, сильнее концентрирует внимание ребенка с РАС. Маленькие по размеру таблички и картинки удобно располагаются в руке ребенка, а весь наглядный материал находится в его зрительном поле.
- рассматриваем вместе с ребенком картинку и называем ее: «Это - Сок» (фото 2), «Это - Хлеб» (фото 3);
- читаем совместно с ребенком слово, подписанное под картинкой, проводя по нему пальцем: - «Читай! Сок»,
- «Читай! Хлеб»;
(фото 2) - находим карточку с таким словом и подкладываем под картинку;
- еще раз прочитываем слово, (при наличии «вокальной» речи) предпочтительно, чтобы ребенок проговорил слово сам;
- через определенный (индивидуальный) промежуток времени ребенок по просьбе взрослого начинает находить произнесенное взрослым слово из 2-х
(фото 3) карточек, потом из 3-х, 4-х и накладывать их на слово самостоятельно;
- в результате проведенной работы по вашей просьбе ребенок научится находить из 4-х табличек со словами нужное слово и подкладывать его под нужную картинку.
Важно знать: Всегда, демонстрируя ребенку графический образ слова проговаривать вербальную инструкцию: - «Читай!», а не: - «Скажи, что здесь написано».
Для разнообразия обучения детей по методу глобального чтения используются следующие приемы (таблица 2):
- накладывать табличку на такую же табличку под картинкой;
- табличка под картинкой закрывается, и слово кладется под
(таблица 2)
закрытую табличку;
- потом открывать и проверять правильность выполнения;
- накладывать табличку на картинку;
- накладывать картинку под табличку;
- распечатывать слова, с разными шрифтами и цветами.
Ребенок научится узнавать и подбирать слова, несмотря на разный шрифт и цвет.
Третий этап: чтение простых фраз
Проводится работа с простой фразой из двух слов, где одно и то же лицо выполняет разные действия. В начале это фотографии ребенка с подписями (таблица 3).
Фото ребенка
Фото ребенка
Фото ребенка
Я иду
Я ем
Я сплю
(таблица 3)
Затем используем карточки со словами «ЛЮБЛЮ» и «ХОЧУ».
Добавляем картинки с изображением предметов еды и игрушек знакомые и любимые ребенком.
Далее добавляем фотографии мамы с подписями: «Мама ест», «Мама спит», «Мама идет», «Мама пьет» и т.п.
Аналогично фотографии папы с подписями: «Папа пьет», «Папа идет», «Папа едет (на машине, на велосипеде…) », фотографии членов семьи, любимых домашних животных (таблица 4).
Фото собаки
Фото собаки
Фото собаки
СОБАКА идет
СОБАКА ест
СОБАКА спит
(таблица 4)
Далее используем предложения из 3-х слов: «Мама ест яблоко», «Папа едет на машине», «Бабушка подметает пол» и т.п.
Проводим работу с фразой «Я люблю…»: «Я люблю банан», «Мама любит шоколад», «Кот любит молоко» и т.п.
Использование в обучении детей с РАС методики «глобальное чтение» предоставляет достаточно быструю перспективу в обучении ребенка осмысленному чтению слов, самостоятельному прочтению коротких фраз, позволяет понять ребенку, что с помощью письменной речи можно не только сообщать о чувствах, желаниях, действиях, но называть и обозначать отдельные предметы.
Это метод не дает негативных реакций у детей с РАС (скорее всего, потому, что взрослые от ребенка не ждут, что он обязан заговорить, так как следствие этого убеждения чаще всего способствует развитию протеста и агрессии).
Важные свойства метода глобального чтения заключаются в открытии для неговорящего ребенка путей и возможностей его дальнейшего развития, формирования и развития навыков конструктивной коммуникации и межличностного общения.
Использованные источники
1. Либлинг М.М., Лаврентьева Н.Б./ Обучение грамоте детей с расстройствами аутистического спектра путем создания «Личного букваря». - М.: Педагогика, 2018.
2. Нуриева Л.Г./ Развитие речи у аутичных детей. - М.: Теревинф, 2017.
3. Лодейщикова Е.В./ Букваренок - Самара.: ООО «Медиа-Книга», 2015.
4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М./ Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.: Теревинф, 2012.
5. https://obuchalka-dlya-detey.ru/
Лялюк О.А. Обучение глобальному чтению детей дошкольного возраста с РАС // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
Глобальное чтение — это один из способов альтернативной коммуникации, дополняющий или заменяющий обычную речь детям с РАС. Это еще и определенное звено в работе по обучению детей с РАС навыкам письма и чтения.
Слуховая и зрительная память, является сильной стороной у детей с РАС. У них присутствует удивительное качество восприятия информации целиком (глобально), как на фотоснимке. Это качество расположено в основании метода глобального чтения.
Автор метода «глобальное чтение» – американский нейрофизиолог Гленн Доман (автор восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для всех детей (метод Домана).
Единицей глобального чтения является слово. Яркие красочные картинки с изображением предметов и действий, и соответствующие таблички с надписями, используются в работе данного метода. Аналогично рекомендуют наклеивать таблички на окружающие ребенка предметы.
Глобальное чтение способствует развитию:
-зрительного и слухового внимания, мышления, памяти;
-импрессивной речи (понимания и восприятия письменной и устной речи);
-навыкам общения и коммуникации.
Глобальное чтение, в отдельных случаях, оказывает помощь в стимуляции развития экспрессивной речи («вокальной», произносимой вслух), в «запуске речи».
Используя в работе метод глобального чтения, предоставляется возможность исключить «механическое» чтение, так как предметы или картинки подписываются целыми словами, а находясь в зрительном поле ребенка, слово всегда соответствует предмету, который оно обозначает.
Преимущественным фактором в долгосрочной перспективе является обучение детей с РАС как распознаванию слов целиком (глобальному чтению), так и буквам, и чтению по слогам.
Материалы, используемые в глобальном чтении
Чтобы воспользоваться методом глобального чтения в работе с ребенком необходимы карточки с картинками и подписями к ним.
На начальном этапе обучения предварительно проанализируйте список «слов» - применяя лишь те слова и выражения, с которыми ребенок чаще всего сталкивается в жизненной ситуации и сможет функционально воспользоваться в общении.
Принципы обучения глобальному чтению
1.Принцип - постепенность и последовательность
Слова, которым нужно научить ребенка, должны указывать на знакомые ему предметы, явления или действия. Первые слова, которым нужно научить читать ребенка с РАС, должны касаться его личности, его семьи, предметам их любимой одежды, любимой еды, знакомым животным, к предметам, ежедневно окружающим быт и жизнь ребенка и его семьи.
2.Принцип - от простого к сложному
Количество картинок и слогов в словах, используемых в работе, расширяем постепенно. В первую очередь задание выполняет взрослый, а только потом повторяет ребенок.
Этапы обучения глобальному чтению
Подготовительный этап
В начале ребенок учится:
1.Соотносить парные предметы и картинки (фото 1 и 2):
(фото 1)
(фото 2)
Обучаем ребенка совмещать одинаковые простые геометрические фигуры (одного цвета) – методом наложения друг на друга (круга на круг, квадрата на квадрат и т.д.).
Следующим этапом обучения является умение находить и складывать в одном месте парные повседневные предметы (носок к носку, кружку к кружке и т.д.).
Далее следует этап - простых изображений. Путем подбора обучаем ребенка сличать и находить парные картинки (собака к собаке, машина к машине и т.п.).
В процессе обучения появляется возможность использования собственных авторских изображений, приобретенных готовых обучающих пособий и игр, компьютерных игр на совмещение одинаковых изображений.
2.
Соотносить предмет и его изображение (фото 3 и 4)
(фото 3)
(фото 4)
Первый этап: чтение автоматизированных энграмм
(имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных)
Начиная работу с местоимения «Я» (фото 1), мы проводим коррекцию специфического речевого нарушения при аутизме, как «непонимание личного местоимения «Я» (такие дети о себе говорят во втором
(фото 1) или третьем лице).
Семейный фотоальбом следует использовать как дидактический материал, обеспечив его соответствующими печатными надписями. Подготавливаем так же отдельные карточки, на которых надписи дублируются (таблица 1).
Фото мамы
Фото папы
Фото бабушки
Фото собаки
МАМА
ПАПА
БАБУШКА
СОБАКА
(таблица 1)
Второй этап: чтение слов
Картинки (фотографии) лежат в конвертах. С фотографиями (картинками) в конвертах находятся таблички с обозначающими их словами (фотография ребенка и слово «я», картинка с изображением сока и слово «сок»). Размер фотографии (картинки) должен быть небольшого размера (квадрат со сторонами 5-7 см); таблички со словами (узкая полоска длиной 7-10 см), так как наименьший размер используемого наглядного материала, сильнее концентрирует внимание ребенка с РАС. Маленькие по размеру таблички и картинки удобно располагаются в руке ребенка, а весь наглядный материал находится в его зрительном поле.
- рассматриваем вместе с ребенком картинку и называем ее: «Это - Сок» (фото 2), «Это - Хлеб» (фото 3);
- читаем совместно с ребенком слово, подписанное под картинкой, проводя по нему пальцем: - «Читай! Сок»,
- «Читай! Хлеб»;
(фото 2) - находим карточку с таким словом и подкладываем под картинку;
- еще раз прочитываем слово, (при наличии «вокальной» речи) предпочтительно, чтобы ребенок проговорил слово сам;
- через определенный (индивидуальный) промежуток времени ребенок по просьбе взрослого начинает находить произнесенное взрослым слово из 2-х
(фото 3) карточек, потом из 3-х, 4-х и накладывать их на слово самостоятельно;
- в результате проведенной работы по вашей просьбе ребенок научится находить из 4-х табличек со словами нужное слово и подкладывать его под нужную картинку.
Важно знать: Всегда, демонстрируя ребенку графический образ слова проговаривать вербальную инструкцию: - «Читай!», а не: - «Скажи, что здесь написано».
Для разнообразия обучения детей по методу глобального чтения используются следующие приемы (таблица 2):
- накладывать табличку на такую же табличку под картинкой;
- табличка под картинкой закрывается, и слово кладется под
(таблица 2)
закрытую табличку;
- потом открывать и проверять правильность выполнения;
- накладывать табличку на картинку;
- накладывать картинку под табличку;
- распечатывать слова, с разными шрифтами и цветами.
Ребенок научится узнавать и подбирать слова, несмотря на разный шрифт и цвет.
Третий этап: чтение простых фраз
Проводится работа с простой фразой из двух слов, где одно и то же лицо выполняет разные действия. В начале это фотографии ребенка с подписями (таблица 3).
Фото ребенка
Фото ребенка
Фото ребенка
Я иду
Я ем
Я сплю
(таблица 3)
Затем используем карточки со словами «ЛЮБЛЮ» и «ХОЧУ».
Добавляем картинки с изображением предметов еды и игрушек знакомые и любимые ребенком.
Далее добавляем фотографии мамы с подписями: «Мама ест», «Мама спит», «Мама идет», «Мама пьет» и т.п.
Аналогично фотографии папы с подписями: «Папа пьет», «Папа идет», «Папа едет (на машине, на велосипеде…) », фотографии членов семьи, любимых домашних животных (таблица 4).
Фото собаки
Фото собаки
Фото собаки
СОБАКА идет
СОБАКА ест
СОБАКА спит
(таблица 4)
Далее используем предложения из 3-х слов: «Мама ест яблоко», «Папа едет на машине», «Бабушка подметает пол» и т.п.
Проводим работу с фразой «Я люблю…»: «Я люблю банан», «Мама любит шоколад», «Кот любит молоко» и т.п.
Использование в обучении детей с РАС методики «глобальное чтение» предоставляет достаточно быструю перспективу в обучении ребенка осмысленному чтению слов, самостоятельному прочтению коротких фраз, позволяет понять ребенку, что с помощью письменной речи можно не только сообщать о чувствах, желаниях, действиях, но называть и обозначать отдельные предметы.
Это метод не дает негативных реакций у детей с РАС (скорее всего, потому, что взрослые от ребенка не ждут, что он обязан заговорить, так как следствие этого убеждения чаще всего способствует развитию протеста и агрессии).
Важные свойства метода глобального чтения заключаются в открытии для неговорящего ребенка путей и возможностей его дальнейшего развития, формирования и развития навыков конструктивной коммуникации и межличностного общения.
Использованные источники
1. Либлинг М.М., Лаврентьева Н.Б./ Обучение грамоте детей с расстройствами аутистического спектра путем создания «Личного букваря». - М.: Педагогика, 2018.
2. Нуриева Л.Г./ Развитие речи у аутичных детей. - М.: Теревинф, 2017.
3. Лодейщикова Е.В./ Букваренок - Самара.: ООО «Медиа-Книга», 2015.
4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М./ Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.: Теревинф, 2012.
5. https://obuchalka-dlya-detey.ru/