НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ледовских Л.П. Роль игры в формировании нравственных умений и навыков у застенчивых и импульсивных детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Ледовских Л.П. Роль игры в формировании нравственных умений и навыков у застенчивых и импульсивных детей старшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/71-1.pdf.

Дошкольный возраст – начальный период становления личности. Одной из главных характеристик личности является ее способность к свободному и самостоятельному моральному выбору в системе человеческих взаимоотношений. Сущность понятия «личность» может быть выражена словами известного психолога А. Н. Леонтьева: личность – «человек нравственный».

Главный момент нравственного развития – становление нравственного сознания, которое во многом определяет гуманный характер и отношения ребенка к окружающему миру, людям. Развитие нравственного сознания предполагает усвоение ребенком содержания моральных норм, понятий о добре и зле.

Нравственное сознание дошкольников особенно ярко проявляется и развивается в игре. Игра является основным видом деятельности для дошкольника и эффективным средством его воспитания. Как показывают многие психологические исследования, именно в игре происходит развитие произвольных психических процессов, развитие самооценки, обеспечивается формирование необходимых предпосылок для становления нравственной регуляции поведения ребенка.

Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: в игре ребенок осваивает правила этого взаимодействия и накапливает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с товарищами.

Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности.

Все эти особенности игровой деятельности позволяют широко использовать ее для коррекции различных отклонений в поведении дошкольников.

Наше внимание, как педагогов, часто привлекают импульсивные дети, а также вызывают тревогу дети застенчивые.

Для застенчивых детей характерны такие качества, как робость, скованность в общении. У них заниженная самооценка и низкий уровень притязаний в общении и совместных играх.

Изучив работы известных педагогов (Бабаева Т.И., Березина Т.А., Лидак Л.В. и др.), мы решили на практике попробовать приемы, предложенные ими.

Необходимым условием воспитания застенчивых детей является прием привлечения ребенка к значимой роли, использования таких игровых ситуаций, где требуется его включение в общение, положительная оценка игровых усилий ребенка.

Особый интерес представляет ситуация значимой роли, когда воспитатель привлекает застенчивого ребенка выполнить главную роль в игре. Взрослый постепенно готовит ребенка к выполнению этой роли: в индивидуальных беседах рассказывает нравственные черты личности игрового персонажа, подчеркивает коллективные стороны значимой роли, разбирает ситуации, которые могут возникать в игре. У ребенка поддерживается уверенность, что у него все получится. Он чувствует, как меняется отношение к нему сверстников. И ребенок испытывает большое эмоциональное удовлетворении от игры.

В формировании поведения застенчивых детей также большую роль играют игры-драматизации. Готовый сюжет, текст, роль им легче принять, чем придумать свой. Для того, чтобы дети не стеснялись легче «входить в роль» им предлагается прием «маскировки ролью». Игра ребенка дополняется различными атрибутами, такими, чтобы он мог частично спрятаться за них. Это помогает ребенку преодолеть свою скованность и выразительно обыграть роль.

Для преодоления робости, молчаливости у дошкольников можно использовать игры в «театр» - показ знакомых сказок своим друзьям или детям младшей группы. Эти игры способствуют развитию у застенчивых детей самостоятельности, активности, творчества, организаторских способностей.

При использовании перечисленных приемов застенчивые дети смогли выступать в активной роли, стать не только равноправным участником игры, но и ее организаторами, смогли организовать игру, привлечь к ней других детей.

Большое место игровая деятельность занимает в расширении нравственных знаний, формирование поведенческих умений и навыков у импульсивных детей.

Импульсивные дети – это дети, обладающие неустойчивостью поведения, недостаточным развитием тормозных процессов, склонностью действовать по первому побуждению, проявлениями нервозности, возникшие на основе особенностей нервной системы и ошибок в воспитании в семье и в детском саду. Они проявляют такие негативные особенности поведения, как невнимательность, конфликтность в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Эффективными в работе с импульсивными детьми в творческих, сюжетно-ролевых играх являются ситуации «значимой роли», «любимого дела», различные формы оценки.

Для решения задач по формированию у импульсивных детей умения управлять своим поведением, оценивать свои поступки в сюжетно-ролевые игры мы попытались ввести элементы психокоррекционной игры, предложенной А.И. Захаровым для преодоления страхов у дошкольников. Этот вопрос подробно освещен в книге «Как предупредить отклонения в поведении ребенка», автор Захаров А.И. Сущность такой игры состоит в том, что ребенку, отличающемуся негативными особенностями поведения (неорганизованность, недисциплинированность) предлагается роль противоположная по характеру, т.е. требующая проявления дисциплинированности и организаторских способностей. Так как правила игры требуют выполнения определенных условий, то дети, претендующие на ведущую роль, вынуждены обдумывать свои действия, подстраиваться под общее настроение игры.

Мы заметили, что в театрализованных играх очень важна реакция зрителей. Это помогает импульсивным детям осознать нежелательные для сверстников стороны поведения, рассчитанного, как и роли, которые они играют, только на удовлетворение собственных, эгоистических потребностей. Увидев свои недостатки как бы со стороны, они становятся более внимательными к различным сторонам взаимоотношений в группе.

При формировании поведения импульсивных детей в подвижных играх мы уделяли внимание развитию таких особенностей, как внимательность, выдержка, умений подчиняться определенным правилам. Подвижные игры способствуют развитию умения действовать сообща, дают ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива. Это имеет особую ценность при воспитании импульсивных детей, так как у них часто складываются сложные отношения с коллективом сверстников.

Результаты, которые мы получили, используя различные формы игровой деятельности (творческая, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация, психокоррекционная игра и др.) показали, что она является эффективным средством формирования нравственных навыков и умений у застенчивых и импульсивных детей. Это помогло детям преодолеть трудности общения, положило начало сформированию правильной самооценки, способствовало развитию их интересов.

Библиографический список

1. Бабаева Т.И., Березина Т.А., Римашевская Л.С. ред. Гогоберидзе А.Г. Социально-коммуникативное развитие. Методический комплект программы «Детство». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

2. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1986.

3. Леонтьев А.Н. О предмете психологии личности. Избранные произведения в 2-х т. - М.: Педагогика, 1983.

4. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетно-ролевых игр детей. - СПб.: Речь, 2010.
2023