Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip
Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Нарушения речи – это отклонения речи говорящего от языковой нормы из-за расстройства психофизических механизмов речевой деятельности. Данные нарушения среди детей с умственной отсталостью встречаются значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом. Это обусловлено комплексом причин:
· Органические причины - это локальное или очаговое поражение коры головного мозга.
· Функциональные причины связаны с нарушением работы ЦНС.
· Психогенные причины связаны с эмоциональным потрясением или психологическими переживаниями (сильный испуг, ссоры родителей, утрата родственника и т.п.).
· Социальные причины - это все случаи неадекватной речевой среды ребенка (билингвизм, дефекты речи у родственников, ребенок растет в среде молчания и т.п.).
От 60% до 90%учащихся начальных классов коррекционной школы имеют выраженные дефекты устной и письменной речи. Нарушения имеют стойкий системный характер, т.е. затрагивают все составляющие произносительной стороны речи (звукопроизношение, грамматический строй, фонематические нарушения, ограниченный словарный запас, нарушения смысловой стороны речи и т.п.).
У ребенка с умственной отсталостью нарушения звукопроизношения являются полиморфными. Коррекция таких нарушений является более сложным и длительным процессом, чем у детей с нормальным интеллектом. Иногда бывает достаточно 6-8 занятий, чтобы поставить звук, но его автоматизация может закончится лишь через 1,5-2 года.
Речь у особенных детей монотонная, маловыразительная, лишена эмоциональных оттенков, часто наблюдается слабость мотивации к общению, ребенок может отказаться от общения со взрослыми или сверстниками, проявляя речевой негативизм.
При логопедической диагностике нарушения речи детей с интеллектуальными нарушениями определяются как системное недоразвитие речи (тяжелой, средней и легкой степени). Диагностируется как устная, так и письменная речь.
Специфика логопедической работы в коррекционной школе обусловлена психофизическим развитием ребенка, особенностями речевого развития и структуры речевого дефекта. Наряду с общим недоразвитием речи у детей часто имеются аномалии артикуляционного аппарата (параличи, нарезы речевой мускулатуры).
Занятия посещают учащиеся с 1 по 7 классы. По результатам диагностики на каждого учащегося составляются речевая карта, индивидуальный план и программа коррекционной логопедической работы, даются рекомендации учителям, воспитателям, родителям.
С детьми проводятся индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия, длительностью от 20 до 40 минут. Проведение занятий варьируется от 2 до 4 раз в неделю. Учитывая быструю утомляемость, низкую работоспособность учащихся с умственной отсталостью необходимо проводить постоянную смену видов деятельности.
Содержание логопедического занятия включают следующие направления:
· Развитие общих речевых навыков (комплекс артикуляционной гимнастики, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса и т.п.).
· Развитие общей и мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, речь с движениями, массаж, вырезание, штриховка и т.п.).
· Развитие высших психических функций (память, внимание, мышление).
· Постановка звуков, их автоматизация и дифференциация.
· Работа над слоговой структурой слова.
· Развитие грамматической стороны речи.
· Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
· Развитие лексики (работа по обогащению словарного запаса).
· Развитие связной речи (составление предложений, пересказ, работа с деформированным текстом).
· Задания и упражнения, направленные на профилактику и коррекцию дислексии и дисграфии.
С учащимися начальных классов проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.
Особенностью логопедической работы является максимальное включение анализаторов, использование разнообразной наглядности. Важны частая повторяемость логопедических упражнений, т.к. у учащихся коррекционной школы трудно и тяжело формируются новые умения и навыки.
Отсутствия контроля за собственной речью, слабость волевых процессов обуславливает необходимость тесной связи работы учителя - логопеда с учителем, воспитателем и родителями. Часто бывает так, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда ребенок пользуется полученными умениями, но перенести их в повседневную жизнь самостоятельно не может, при длительных пропусках занятий (особенно после летних каникул) приобретенные умения и навыки по устранению и коррекции речи начинаются с самого начала.
Таким образом, дети имеющие системные недоразвития речи нуждаются в коррекционно-логопедической помощи. Ранее выявление нарушения речи и правильная организация коррекционной работы способствуют предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии, в том числе и в формировании письменной речи
Библиографический список1. Волкова Л.С. Логопедия. – Москва: «Владос», 2019.
2. Козырева О.А. Речевое развитие детей раннего возраста. – ЮРАЙТ-Восток, 2021.
3. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на–Дону: «Феликс», 2020.
Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Нарушения речи – это отклонения речи говорящего от языковой нормы из-за расстройства психофизических механизмов речевой деятельности. Данные нарушения среди детей с умственной отсталостью встречаются значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом. Это обусловлено комплексом причин:
· Органические причины - это локальное или очаговое поражение коры головного мозга.
· Функциональные причины связаны с нарушением работы ЦНС.
· Психогенные причины связаны с эмоциональным потрясением или психологическими переживаниями (сильный испуг, ссоры родителей, утрата родственника и т.п.).
· Социальные причины - это все случаи неадекватной речевой среды ребенка (билингвизм, дефекты речи у родственников, ребенок растет в среде молчания и т.п.).
От 60% до 90%учащихся начальных классов коррекционной школы имеют выраженные дефекты устной и письменной речи. Нарушения имеют стойкий системный характер, т.е. затрагивают все составляющие произносительной стороны речи (звукопроизношение, грамматический строй, фонематические нарушения, ограниченный словарный запас, нарушения смысловой стороны речи и т.п.).
У ребенка с умственной отсталостью нарушения звукопроизношения являются полиморфными. Коррекция таких нарушений является более сложным и длительным процессом, чем у детей с нормальным интеллектом. Иногда бывает достаточно 6-8 занятий, чтобы поставить звук, но его автоматизация может закончится лишь через 1,5-2 года.
Речь у особенных детей монотонная, маловыразительная, лишена эмоциональных оттенков, часто наблюдается слабость мотивации к общению, ребенок может отказаться от общения со взрослыми или сверстниками, проявляя речевой негативизм.
При логопедической диагностике нарушения речи детей с интеллектуальными нарушениями определяются как системное недоразвитие речи (тяжелой, средней и легкой степени). Диагностируется как устная, так и письменная речь.
Специфика логопедической работы в коррекционной школе обусловлена психофизическим развитием ребенка, особенностями речевого развития и структуры речевого дефекта. Наряду с общим недоразвитием речи у детей часто имеются аномалии артикуляционного аппарата (параличи, нарезы речевой мускулатуры).
Занятия посещают учащиеся с 1 по 7 классы. По результатам диагностики на каждого учащегося составляются речевая карта, индивидуальный план и программа коррекционной логопедической работы, даются рекомендации учителям, воспитателям, родителям.
С детьми проводятся индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия, длительностью от 20 до 40 минут. Проведение занятий варьируется от 2 до 4 раз в неделю. Учитывая быструю утомляемость, низкую работоспособность учащихся с умственной отсталостью необходимо проводить постоянную смену видов деятельности.
Содержание логопедического занятия включают следующие направления:
· Развитие общих речевых навыков (комплекс артикуляционной гимнастики, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса и т.п.).
· Развитие общей и мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, речь с движениями, массаж, вырезание, штриховка и т.п.).
· Развитие высших психических функций (память, внимание, мышление).
· Постановка звуков, их автоматизация и дифференциация.
· Работа над слоговой структурой слова.
· Развитие грамматической стороны речи.
· Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
· Развитие лексики (работа по обогащению словарного запаса).
· Развитие связной речи (составление предложений, пересказ, работа с деформированным текстом).
· Задания и упражнения, направленные на профилактику и коррекцию дислексии и дисграфии.
С учащимися начальных классов проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.
Особенностью логопедической работы является максимальное включение анализаторов, использование разнообразной наглядности. Важны частая повторяемость логопедических упражнений, т.к. у учащихся коррекционной школы трудно и тяжело формируются новые умения и навыки.
Отсутствия контроля за собственной речью, слабость волевых процессов обуславливает необходимость тесной связи работы учителя - логопеда с учителем, воспитателем и родителями. Часто бывает так, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда ребенок пользуется полученными умениями, но перенести их в повседневную жизнь самостоятельно не может, при длительных пропусках занятий (особенно после летних каникул) приобретенные умения и навыки по устранению и коррекции речи начинаются с самого начала.
Таким образом, дети имеющие системные недоразвития речи нуждаются в коррекционно-логопедической помощи. Ранее выявление нарушения речи и правильная организация коррекционной работы способствуют предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии, в том числе и в формировании письменной речи
Библиографический список1. Волкова Л.С. Логопедия. – Москва: «Владос», 2019.
2. Козырева О.А. Речевое развитие детей раннего возраста. – ЮРАЙТ-Восток, 2021.
3. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на–Дону: «Феликс», 2020.