НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Неуступова Е.С. Использование Лэпбука для реализации комплексно-тематического планирования в ДОУ в соответствии с ФГОС

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (28) https://f.almanah.su/28.pdf

Главным в работе любого педагога является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Также необходимо отметить, что самое значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, интересная для детей, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. В нашей практике все чаще встречаются дети, которые не хотят заниматься, которым неинтересно то, что им предлагают взрослые. Поэтому важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а развитие познавательного интереса, разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками с эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.
Новой формой организации образовательной деятельности для меня стала тематическая папка или «лэпбук». Поскольку в нашем детском саду работа педагога строится при помощи комплексно-тематического планирования, которое предусматривает изучение определенной темы в течение недели, лэпбук очень удобен для закрепления полученных воспитанниками знаний по тому или иному разделу.
«Лэпбук» (lapbook), или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. В процессе игры с этой папкой воспитаннику нужно будет выполнить определенные задания.

Содержательная часть

Цель: Реализация комплексно-тематического планирования в ДОУ.

Задачи: 1. Закрепление знаний, полученных воспитанниками по определенной теме в течение каждой недели.
2. Развитие познавательной активности и интеллекта детей в процессе создания «лэпбука, путем внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ.
3.Повышение уровня интеллектуального развития, формирование у детей познавательных интересов.
4.Сенсорное развитие детей.
5.Формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей.
6.Обогащение и активизация словаря детей.
Зачем нужен лэпбук?
1. Он помогает по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
4. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. Может быть формой представления итогов проекта или тематической недели.
5. Лэпбук может быть содержательным элементом развивающей предметно-пространственной среды группы.
6. Лэпбук можно использовать как особый вид детско-родительского проекта.
Работа с «лэпбуком» отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
•свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Принципы работы с лэпбуком:
Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми. Дети принимают участие в изготовление лэпбука, подборе материала. Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к изучаемой теме: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
Место Лэпбука в развивающей среде
«Лэпбук» отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.
-информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Актуальность и методическая обоснованность использования лэпбука в образовательном процессе:
Отбор и систематизация материала проводятся с учётом возрастных особенностей внимания, памяти, дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, синтезу и т.д.

Методическая часть

Этапы работы с лэпбуком
1.Тема будущего лэпбука определяется в соответствии с темой недели. Например, в группе раннего возраста тема четвертой недели июня – «Цветы и цвета (сенсорика)». Начиная с понедельника, педагог начинает изготавливать лэпбук, наполняя его материалами, с которыми дети познакомились в течение дня. (Рисунки 1,2. Лэпбук «Цвета и цветы»)
2. Составление плана разработки пособия – лэпбука.
3.Разработка макета. Надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. Весь подобранный материал размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п.
4.Создание лэпбука. Для создания лэпбука понадобится: картонная папка-основа (можно купить или сделать самим); цветная и белая бумага, самоклеящаяся цветная пленка, картинки или карточки с различными изображениями в соответствии с темой; ножницы; клей; степлер; скотч; цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки и т.д. И, конечно, безграничная фантазия. (Рисунок 3. Лэпбук «Навстречу олимпийским играм»)
5. Самостоятельные или совместные занятия-игры с готовым лэпбуком
Область применения лэпбука
Лэпбук может быть применен в непрерывной образовательной, совместной, самостоятельной деятельности в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской, чтения художественной литературы.
Возрастные группы детей:
Может использоваться в любой возрастной группе детского сада для детей с 2-х лет.
Результаты использования «лэпбука» в совместной деятельности.
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже нравится.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает «лэпбук» и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку.
3. Ребенок дошкольного возраста научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.
4. «Лэпбук» хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение считать и читать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.
5. Создание «лэпбука» является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели
Результаты использования «лэпбука»:
-быстрое запоминание стихов, пальчиковой гимнастики;
-проявление повышенного интереса к содержанию;
-проявление самостоятельности при работе с «лэбуком»;
-проявление интереса со стороны родителей.
Подводя итог, необходимо отметить, что плюсы работы с лэпбуком для реализации комплексно-тематического планирования неоспоримы. Создание «лэпбука» решает ряд задач современного образования, давая детям не только знания о теме, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. В условиях модернизации образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания «лэпбука», у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
«Лэпбук» — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться.

Список литературы, интернет-ресурсы

1.       Ксения Белая: Тематические дни в детском саду. 40 карточек для планирования. ФГОС ДО Издательство: Русское слово, 2016 г.
2.       Елена Алябьева: Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты. ФГОС Издательство: Сфера, 2018 г.
3.       Афонькина, Соколовская, Себрукович: Комплексно-тематическое планирование образовательной работы с детьми 2-3 лет "От рождения до школы" Издательство: АРКТИ, 2013 г.
4.       С. Резцова: Комплексно-тематическое планирование сказочных представлений. Художественно-эстетическое развитие Издательство: Учитель, 2015 г.
5.       Власенко, Мезенцева: Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы". Вторая младшая гр. ФГОС ДО Издательство: Учитель, 2015 г
6.       Власенко, Мезенцева: Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы". Средняя гр. ФГОС ДО Издательство: Учитель, 2015 г.
7.       Власенко, Мезенцева: Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы". Старшая гр. ФГОС ДО Издательство: Учитель, 2015 г
8.       Власенко, Мезенцева: Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы". Подготовительная гр. ФГОС ДО Издательство: Учитель, 2015 г.
9.       https://kopilkaurokov.ru/
10.   https://infourok.ru/
11.   http://kssovushka.ru/zhurnal/
12.   https://nsportal.ru/
13.   http://www.maam.ru/
Рисунок 1. Лэпбук «Цвета и цветы» Рисунок 2. Лэпбук «Цвета и цветы»





Рисунок 3. Лэпбук «Навстречу олимпийским играм»
2020