Оригинал материала размещен в выпуске № 8 (46) https://f.almanah.su/46.pdf
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Обычный Необычный календарь» имеет художественную направленность и реализуется в МАОУДО ДЮЦ г. Северодвинска по принципу сетевого партнерства с общеобразовательными организациями города.Программа составлена и реализуется в соответствии с требованиями нормативных документов об образовании и с учетом методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ:
1) Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
2) Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование». Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации»
3) Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4) Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 № 882/391 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
Ценностная ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.
Освоение русской народной культуры наиболее легко и свободно происходит через календарные обряды – обобщение в течение многих веков знаний человека об окружающем мире, о самом человеке и его отношениях с себе подобными.
Календарь русского народа – явление удивительное. Он создавался в течениетысячелетий, отражая в себе видение того мира, в котором поколения за поколениямижили наши предки. Народный календарь относится к важнейшему историко-культурномудостоянию русского народа — своеобразный дневник и подлинная энциклопедия русскогокрестьянского быта. В народном календаре практически не существовало дней«неотмеченных», ибо каждый день рассматривался в едином целом со всем годом, былподготовлен днём предыдущим и готовил день последующий.
Задачу передачи накопленного духовного опыта, ценностей, воспитания и обучения конструктивно мыслящей личности, допускающей множество истин, уважающей взгляды и позиции другого, можно решить через приобщение детей к духовному наследию человечества, усвоения русской народной культуры как части общечеловеческой культуры, эстетическое воспитание.
Актуальность программы в том, что она, является комплексной, вариативной, интегрированной, предполагает каждый вид работы на занятиях ориентировать на создание художественного образа в разном материале: бумаге, ткани, глине или в рисунках красками, карандашом. Занятия, приуроченные к одной народной календарной дате, могут иллюстрироваться разными видами художественной деятельности и искусств.
Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства, развить полученные знания и приобретенные навыки, научиться анализировать и понимать органическую целостность народного искусства, оценивать его значение в выработке своих жизненных ориентиров в современной действительности. Кроме того, обучающиеся получают дополнительную информацию по изучаемых в школе предметам (литературе, истории, экологии, музыке, изобразительному искусству и т.д.).
Цель программы:приобщение обучающихся к проектной деятельности средствами декоративно-прикладного творчества через создание макета«Обычного Необычного календаря».
Задачи:
1) Обучающие:
- познакомить обучающихся с понятием народный календарь и составляющими его сезонных праздников, обрядов, с основными музыкально-фольклорными понятиями;
- закрепить приобретенные знания через различные формы творческой деятельности;
- научить детей знать, любить, ценить культуру своих предков при помощи различных видов фольклора и музыкального творчества
2) Развивающие:
- развивать творческую индивидуальность каждого обучающегося, побуждая его к самостоятельному творчеству;
- развивать у обучающихся эстетический вкус, познавательный интерес;
- развитие навыков проектирования и изготовления изделий по собственному замыслу;
- развитие навыков презентации собственной работы;
- развивать коммуникативные способности ребенка.
3) Воспитательные:
- формировать умение общаться, слушать и слышать других, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих образовательных целей в совместной творческой деятельности;
- воспитать чувство принадлежности к родному народу, его истории и культуре;
- формировать гуманистические нравственные нормы жизни и поведения
Отличительной особенностью программы является система изучения, котораявыстроена в последовательности календарного цикла, к которому были приуроченыобрядовые действия, праздники, традиции, приметы. Программа предполагает деятельность в различных областях прикладного творчества - конструирование из бумаги, художественное оформление, декорирование. Это позволяет сделать деятельность обучающихся интересной, а интерес - освоение программы успешной.
Возраст детей, участвующих в программе 6-10 лет.
Срок реализации программы: 1 год, количество учебных недель – 42, количество учебных часов – 44.
Основные формы проведения занятий: учебные занятия различных типов, творческие мастерские, мастер-классы,дистанционные занятия, интернет-экспедиции, выставки детского творчества.
Форма организации учебного процесса - групповые занятия.
Режим занятий:в учебном году обучающийся посещает 10 занятий и встреч, из них 8 мастер-классы.
Ожидаемые результаты и формы их проверки:
К концу учебного года обучающийся будет:
- знать, правила работы с бумагой, этапы создания изделия;
- собирать изделие согласно технокарты.
А также обучающийся:
- приобретет опыт создания индивидуального проекта,
- приобретет опыт работы в коллективе;
- проведет анализ и оценку собственной работы.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебно-тематический план№
п/п
Тема.
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Самостоятельная работа
1
Введение в программу4
1
1
2
2
Сентябрь — вечер года.4
0,5
1,5
2
3
Быстро тает октябрьский день — не привяжешь за плетень.4
0,5
1,5
2
4
Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын,зиме родной батюшка.
4
0,5
1,5
2
5
Декабрь глаз снегами тешит, да ухо рвет.4
0,5
1,5
2
6
Месяц январь — зимы государь4
0,5
1,5
2
7
Февраль — месяц лютый, спрашивает: как обутый?4
0,5
1,5
2
8
В марте мороз скрипуч, да не жгуч4
0,5
1,5
2
9
Апрельский скворец — весны гонец.4
1
3
2
10
Май леса наряжает, лето в гости ожидает4
0,5
1,5
2
11
Подготовка индивидуальных работ к онлайн выставке.2
-
2
-
12
Закрытие программы2
-
2
-
Итого:
44
5
19
20
2.2. Содержание учебно-тематического плана
Тема 1.Введение в программу.«Круглый год»
Теория. Знакомство с программой. Формулирование (задач) проблем, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности обучающихся. Понятие «Календарь». Знакомство с материалами, инструментами, приспособлениями для работы с бумагой, бисером; применение и соблюдение правил техники безопасности, изучение пословиц и поговорок о труде и дружбе.
Практика. Тематическая игра «Круглый год» выполнение заданий по станциям.
Методическое обеспечение. карточки со словами, карты «Материалы и инструменты», наглядные пособия – образцы изделий, иллюстрации, «Инструменты для рукоделия» и др., рисунки «Правила техники безопасности».
Тема 2. Сентябрь — вечер года.
Теория: Традиционные ремесла Русского Севера (росписи, узорное ткачество, вышивка).
Практика: Мастер-класс «Двор - что город, изба - что терем»
Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей.
Тема 3. Быстро тает октябрьский день —не привяжешь за плетен
Теория: Знакомство со свойствами и видами бумаги.
Практика: Мастер-класс «Приключение бумажного листа»
Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага,цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей(разный), декоративные элементы.
Тема 4.Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын,зиме родной батюшка.
Теория: История праздника «День Матери».
Практика: Мастер-класс «Мамы как пуговки, на них все держится»
Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, пуговицы,бумага,цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы.
Тема5.Декабрь глаз снегами тешит, да ухо рвет.
Теория:История Новогоднего праздника
Практика:Мастер-класс «Целый год лежал на полке, а теперь висит на елке»
Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ,бумага,цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей(разный), декоративные элементы.
Тема6. Месяц январь — зимы государь.
Теория: Знакомство с праздниками января.
Практика: мастер-класс«С метёлкой, в шляпе из ведра,директор зимнего двора»
Методическое обеспечение:Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ,бумага,цветная бумага, калька, картон, ножницы,кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей(разный), декоративные элементы.
Тема 7. Февраль — месяц лютый, спрашивает: как обутый?
Теория:День защитника Отечества- история праздника. Праздники февраля.
Практика: мастер-класс Масленица«Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны».
Методическое обеспечение:Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ,бумага,цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей(разный), декоративные элементы
Тема 8.В марте мороз скрипуч, да не жгуч
Теория День весеннего равноденствия.
Практика: мастер-класс «Необыкновенный букет»
Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ,бумага,цветная бумага, калька, картон, ножницы,кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей(разный), декоративные элементы.
Тема 9.Апрельский скворец — весны гонец.
Теория: И на Марсе будут яблони цвести»- история праздника.
Практика: мастер-класс «Пасхальная сказка»
Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ,бумага,цветная бумага, калька, картон, ножницы,кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей(разный), декоративные элементы.
Тема 10. Май леса наряжает, лето в гости ожидает
Теория «Победный май»
Практика Мастер класс «Победный май»
Методическое обеспечение:Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ,бумага,цветная бумага, калька, картон, ножницы,кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей(разный), декоративные элементы.
Тема 11.Подготовка индивидуальных работ к онлайн выставке.
Практика:оформление индивидуальной работы.
Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ,бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей(разный), декоративные элементы.
Тема 12.Закрытие программы
Практика. Онлайн-игра «Самый дружный хоровод».Закрытие программы проходит в форме онлайн выставки, проходит награждение участников.
Методическое обеспечение: фото и видео аппаратура.
III. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№
Месяц
Число
Время
Форма занятия
Кол. час
Тема занятия
Место проведения
Форма контроля
сентябрь
10
12.00-12.4512.55-13.40
Комбинированное
2
Введение в программуЗнакомство с программой. Знакомство с материалами, инструментами, приспособлениями для работы с бумагой, бисером; применение и соблюдение правил техники безопасности, изучение пословиц и поговорок о труде и дружбе.
МАОУДО ДЮЦ,
корп. 2, каб. 326,113
Входящая беседа, АнкетированиеТематическая игра «Круглый год»
24
12.00-12.4512.55-13.40
Комбинированное
2
Сентябрь — вечер года.Традиционные ремесла Русского Севера (росписи, узорное ткачество, вышивка).
Мастер-класс «Двор - что город, изба - что терем»
МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113
Беседа, наблюдение, самоконтроль.Акция «Читающий автобус»
Октябрь
8
12.00-12.4512.55-13.40
Комбинированное
2
Быстро тает октябрьский день — не привяжешь за плетень.Знакомство со свойствами и видами бумаги.
Мастер-класс «Приключение бумажного листа»
МАОУДО ДЮЦ,
корп. 2, каб. 326,113
Беседа, наблюдение, самоконтроль.Акция «Близкие люди»
Ноябрь
12
12.00-12.4512.55-13.40
Комбинированное
2
Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын,зиме родной батюшка.
История праздника «День Матери»
Мастер-класс «Мамы как пуговки, на них все держится»
МАОУДО ДЮЦ,
корп. 2,
каб. 326,113
Беседа, наблюдение, самоконтроль.Акция «День матери»Декабрь
10
12.00-12.4512.55-13.40
Комбинированное
2
Декабрь глаз снегами тешит, да ухо рвет.История Новогоднего праздника
Мастер-класс «Целый год лежал на полке, а теперь висит на елке»
МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113
Беседа, наблюдение, самоконтроль.Новогодний марафон « Открытка к Новому Году»
Январь
14
12.00-12.4512.55-13.40
Комбинированное
2
Месяц январь — зимы государь.Знакомство с праздниками января.
Мастер-класс «С метёлкой, в шляпе из ведра, директор зимнего двора»
МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113
Беседа, наблюдение, самоконтроль.«Парад снеговиков»
Февраль
11
12.00-12.4512.55-13.40
Комбинированное
2
Февраль — месяц лютый, спрашивает: как обутый?День защитника Отечества- история праздника. Праздники февраля.
Мастер-класс Масленица «Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны».
МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113
Беседа, наблюдение, самоконтроль.Март
4
12.00-12.4512.55-13.40
Комбинированное
2
В марте мороз скрипуч, да не жгучДень весеннего равноденствия.
Мастер-класс «Необыкновенный букет»
МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113
Беседа, наблюдение, самоконтрольКонкурс открыток
Апрель
1
12.00-12.4512.55-13.40
Комбинированное
2
Апрельский скворец — весны гонец.И на Марсе будут яблони цвести»- история праздника.
Мастер-класс «Пасхальная сказка»
МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113
Беседа, наблюдение, самоконтроль.
ОП «Космическое путешествие или письма из космоса»
Май
13
12.00-12.4512.55-13.40
Комбинированное
2
Май леса наряжает, лето в гости ожидает«Победный май»
Мастер класс «Победный май»
МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113
Беседа, наблюдение, самоконтроль
ОП « Боевой листок»
30
12.00-12.4512.55-13.40
Комбинированное
2
Закрытие программы.Онлайн выставка индивидуальных работ
МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113
Беседа, наблюдение, Онлайн-игра «Самый дружный хоровод»
IV. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешного освоения содержания программы и получения запланированного результата необходимо создать определённые условия для работы и обеспечить деятельность детей всем необходимым.После проведенного анализа требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде, при оформлении кабинета были учтены:
1. Требования нормативно-правовой базы (Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в российской федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155); «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Минтруда РФ от 08.09.2015 N 613н); Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3648-20.
2. Динамичность (гибкость) предметной среды.
3. Условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка и родителей (законных представителей).
Помещение для занятий соответствует всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам.
Материально-техническое обеспечение:
- шкафы (для хранения материалов, инструментов, выполненных работ; для хранения литературы, образцов, наглядных пособий и др.)
- доска школьная;
- рабочие стенды с информацией и образцами работ;
- мультимедийная и оргтехника.
- фен.
Инструменты и материалы:
- ножницы, кусачки, линейки;
- иглы для бисера;
- проволока медная для бисера разных цветов и толщины, леска для бисера, нитки;
- заготовки для брошек, швензы, замки для браслетов;
- гуашевые, акварельные и темперные краски, пастель;
- восковые карандаши, мелки, гелевые ручки;
- кисти из синтетики, белки, колонка и щетины (как круглые, так и плоские);
- карандаши графитные от ТМ до 3М., карандаши цветные, уголь рисовальный, черная тушь;
- ватные палочки;
- бумага белая разной плотности и форматов, наборы цветной бумаги для аппликации, картон, калька;
- клей, пластилин;
- природные материалы (шишки, листья, соломка и др.)
- ветошь или тряпочка для кистей.
Дидактические и методические материалы.
- демонстрационный материал.
- образцы готовых изделий.
- наглядный материал.
- раздаточный материал (шаблоны).
- литература по декоративно прикладному творчеству.
- папка с образцами. выставочные изделия (образцы).
- схемы изготовления.
- анкеты, тесты.
Кадровое обеспечение: работу по программе осуществляют педагогидополнительного образования.
На основании нормативно-правовых актов, регулирующих образовательный процесс в дополнительном образовании, программа может бытьреализована с использованием дистанционных технологий.
V.СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Нормативно-правовые источники
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации».2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ.
3. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха, оздоровления детей и молодежи. СанПиН 2.4.3648-20.
4. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование». Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации».
6. О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 (приказ Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 № 533)
7. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р.
8. Закон Архангельской области от 02.07.2013 N 712-41-ОЗ (ред. от 14.11.2014) «Об образовании в Архангельской области».
9. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР.
Рекомендуемые источники
Для педагогов1. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1995. – 64 с.: ил.
2. Дьяченко, О.М. Развитие воображения у дошкольников. – М., 1996.
3. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество. / Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 192 с.
4. Игровая деятельность в ДОУ и начальной школе. Начальная школа: ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. – М.: Изд. Красная Звезда, 2010. – 4, 94 с
5. Котова, И.Н., Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла»/ СПб, «Паритет»,2005.-300с.
6. Метлина Л. С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя де. Сада. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с., ил.
7. Молотова В.Н. «Декоративно-прикладное искусство»/ М.: ФОРУМ, 2010.-250с.
8. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей.. – М..: Просвещение, 1991.
9. Художественно-творческая деятельность. Аппликация из ткани: тематические, сюжетные, игровые занятия для детей 4-7 лет / С.С.Пискулина. – Волгоград: Учитель, 2014. – 95 с.
Для детей и родителей:
1. Алехин, А. Д. Когда начинается художник [Текст]: книга для учащихся / А. Д. Алехин. - Москва: Просвещение, 2013. - 158, [2] с., [8] л. ил.: ил.
2. Базулина, Л. В. Лучшие поделки из бисера [Текст]: украшения, игрушки, подарки / Л. В. Базулина, И. В. Новикова; [худож. В. Н. Куров]. - Ярославль: Акад. развития, 2010. - 143 с.:цв. ил.
3. Копцева, Т.А. Готовимся к школе. Сказки про маленького художника. Маленький художник и мир природы [Текст]: тетрадь для детей старшего дошкольного возраста: в пяти частях / Т. А. Копцева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2019. - 28 см. - (Ступеньки детства). Ч. 3. - 2019. - 63 с.: ил., цв. ил.
4. Т.В. Владимирова, Л.А.Халидулина «Путешествие во времени».
5. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. Детям о времени. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240с., ил.
Интернет-источники:
1. Всероссийский педагогический портал «Завуч.инфо»: сайт. - URL: http://www.zavuch.ru (дата обращения 16.04.2020). – Текст электронный.2. Информационно-образовательный портал по рукоделию «Ярмарка мастеров»: сайт. - URL: https://www.livemaster.ru/masterclasses/rabota-s-biserom/biseropletenie (дата обращения 18.04.2020). – Текст электронный.
3. Сайт по рукоделию «Своими руками»: сайт. - URL: https://handsmake.ru/biseropletenie-dlya-nachinayuschih-foto.html (дата обращения 18.04.2020). – Текст электронный
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Оценочные материалы
Методика
Цель диагностики
Дата
Беседа. Анкета.Определение уровня мотивации, настроя на занятия по программе
Сентябрь
Вводная игра-викторина
Определение базового уровня знаний по программе
Сентябрь
Наблюдение, тестирование
Методика «Цветопись».
Определения уровня удовлетворенности освоения программы, выявление проблемных вопросов, корректировка программы.
Декабрь
Анкетирование, тестовая диагностика.
Определения уровня удовлетворенности освоения программы, выявление проблемных вопросов. Получение рекомендаций, пожеланий, замечаний по дальнейшей
корректировке программы.
Май