НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Черникова Н.В., Павлова Т.В. Совместная работа воспитателя с родителями в рамках реализации проектной деятельности

Оригинaл материала размещен в выпуске № 07 (09) https://f.almanah.su/09.pdf


Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Дошкольное образовательное учреждение ориентировано на том, чтобы в центре внимания семьи должна находиться личность ребёнка и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: сама семья, ДОУ и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.
Образовательное учреждение является первой воспитательной организацией, с которой вступают в контакт родители. От совместных усилий, как родителей, так и педагогов, зависит дальнейшее развитие личности ребенка. Но особые требования предъявляются к воспитателям, которые должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям, своему отношению к детям и родителям. В настоящее время очевидна значимость привлечения родителей к образовательному процессу дошкольного образовательного учреждения, создающего эффективное образовательное пространство в соответствии с федеральными государственными стандартами. Перестройка системы дошкольного воспитания направлена на гуманизацию педагогического процесса, в связи с чем, большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Воспитатели ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, основанные на принципе единства воспитательных воздействий. В настоящее время в педагогическую практику разрабатываются и внедряются новые технологии, формы взаимодействия ДОУ с семьями. Возможности проектной деятельности дают широкий простор не только для взаимодействия педагогов с родителями, но и являются средством развития творческих способностей воспитателей. Отличительной чертой современного дошкольного учреждения является внедрение инноваций в педагогический процесс, рост многообразия вариантов педагогической деятельности, а это требует от педагога готовности разрабатывать, осуществлять инновационные проекты и участвовать в них.
На современном этапе актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. Одна из задач, которую мы поставила перед собой – привлечение родителей к совместной деятельности, с целью создания единого образовательного пространства, через проектный метод.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать в информационном пространстве, работать в коллективе, который должен завершиться реальным результатом.
Использование «метода проекта» в нашей группе стал способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой.
Наш опыт работы связан с проектом «Письмо животному». Мы рассказывали детям о животных Воронежского государственного биосферного заповедника. В ходе беседы с детьми выяснили, что детей очень заинтересовало животное горностай, и они хотят написать ему письмо. Но дети об этом животном почти ничего не знают. С этого и началась работа над проектом, где важная роль была отведена родителям. В рамках реализации проекта нами были поставлены цели, в том числе - создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» в процессе проектной деятельности.
Для достижения данной цели наметили ряд задач:
·           Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах развития детей;
·           Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, интересов педагогов, родителей и детей;
·           «Перестроить» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников образовательных отношений.
Вся работа по проекту делится на 3 этапа:
1.Подготовительный этап;
2.Практический этап:
3.Заключительный этап.
На каждом этапе формируется определенная деятельность участника проекта.
На первом этапе мотивировали родителей к участию в проекте: был оформлен информационный уголок по данной теме, изготовлены памятки. Провели анкетирование, опрос, что могут предложить сами родители, и какую оказать помощь. Подводили к тому, чтобы родители вместе с детьми добывали информацию из различных источников (интернет – ресурсы, познавательные телепередачи, чтение художественной литературы, беседы).
Так, папа одного из воспитанников нашел и принес алтайскую сказку «Горностай и заяц». Это произведение о том, почему у горностая и зимой и летом черный хвост, а у зайца черные уши зимой.
В ходе прочтения данной сказки, дети задались вопросом: «А что если сделать представление?»
И мы с детьми поставили цель самостоятельно сделать представление по мотивам данной сказки.
На втором этапе (практическом) были поставлены задачи, которые способствовали вовлечению родителей в образовательный процесс.
Взаимодействие с родителями:
·           обсуждение общих вопросов на родительском собрании и в индивидуальных беседах, связанных с организацией творческого процесса;
·           обсуждение сценария сказки;
·           обсуждение костюмов, декораций.
Работа с детьми:
·          чтение художественных произведений;
·          заучивание ролей;
·          разучивание стихотворений;
·          рассматривание иллюстраций.
Педагогическая деятельность:
·          планирование и разработка плана совместных мероприятий;
·          мастер – класс по выразительному чтению;
·          распределение ролей.
Заключительный этап. В результате совместных усилий всех участников процесса и плодотворной работы был поставлен спектакль по мотивам алтайской сказки «Горностай и заяц».
Мы считаем, что проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, что способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта. Тем самым родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения в этом.
Конечно же мы не будем останавливается на достигнутом, будем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.
2. Макарова О. В. Значение проектной деятельности при организации взаимодействия ДОО и семьи // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 70-74. — URL https://moluch.ru/archive/127/35344/ (дата обращения: 25.06.2018).
3. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей/ авт. сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2014.
4. Современные технологии обучения дошкольников/ авт. сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2014.
2018