Информационные технологии в современном образовательном процессе

Гольская О. Г. Дистанционное обучение как современная педагогическая технология организации самостоя- тельной работы студентов колледжа по изучению междисциплинарного курса «Теория и методика развития

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf


Аннотация. Статья посвящена актуальной теме современного образования - организации самостоятельной работы студентов посредством дистанционного обучения в рамках изучения междисциплинарного курса «Теория и методика развития речи», аудиторным и внеаудиторным формам самостоятельной работы студентов, описывается личный опыт организации дистанционного курса созданного на виртуальной образовательной платформе «Социальная сеть работников образования», на персональном образовательном сайте преподавателя – предметника Амурского педагогического колледжа О. Г. Гольской. Автором рассматривается роль самостоятельной работы в формировании личности высококвалифицированного специалиста.
Ключевые слова: самостоятельная работа, информационно – коммуникативные средства обучения, дистанционное образование, целостная информационно-образовательная среда, модульная система обучения, модуль, информационно-методический ресурс.

"Учителя только открывают двери, дальше Вы идёте сами".

Китайская пословица.

Как в прошлые, так и в настоящие времена организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа в рамках преподавания курса «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» в процессе изучения материала МДК отводилось немаловажное значение. Поскольку, формирование самостоятельности в образовательном процессе – это показатель умения осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для реализации профессиональных задач и профессионально - личностного развития;
использования информационно – коммуникативных технологий для совершенствования профессиональной деятельности;
стремления студента выполнить практическое задание творчески; проявление своей индивидуальности и умения довести начатое дело до конца, в том числе и показатель усвоения новой темы, изученной на уроке.
Без самостоятельной работы студента над своими ошибками и недоработками, говорить об успешность обучения нет смысла. Без такого суперважного сегмента обучения, как самостоятельная работа на дому, вся система обучения становится малоэффективной. Домашние задания обязательный пункт обучения. Студенты в обязательном порядке, независимо от уровня профессионально- личностного развития, получают домашние задания, которые стимулируют их к дальнейшему росту. С их помощью студент развивает самодисциплину, проявляет творчество, целеустремлённость.
Серьёзное внимание в ГПОАУ АО " Амурский педагогический колледж" уделяется формированию самостоятельности как черты личности, без которой невозможна деятельность воспитателя.
Активность и самостоятельность необходима студентам и для достижения учебных целей, и для совершенствования уже имеющихся знаний, умений, навыков, и для получения эффективных результатов в работе с детьми.
В процессе этой работы педагог сталкивается с разнообразными педагогическими ситуациями, где он должен выбрать правильную линию поведения, приёмы воздействия на детей или взрослых, проявляя при этом педагогическую эрудицию и такт.
Познавательная активность и самостоятельность развиваются в процессе самостоятельной работы студентов на уроках, педагогической практики в дошкольных учреждениях, а также в процессе выполнения домашнего задания.
Самостоятельная работа – это форма совместной деятельности студентов и преподавателя. Преподаватель определяет содержание и порядок действий студентов. Студенты, выполняя самостоятельную работу, активно используют имеющиеся знания, умения и навыки, совершают активную (поисковую или творческую) деятельность, на которую рассчитывает педагог, и поднимаются на новый уровень познания, приобретая устойчивые навыки применения информационной культуры в различных видах учебно – познавательной деятельности.
Самостоятельная работа по дидактическому назначению направлена на:
¾     сбор, изучение и переработку информации, как традиционных учебных материалов на печатной основе, в том числе аудиовизуальных (учебники, учебно – методические пособия, учебно – звуковые записи, кинофильмы, научно – популярные фильмы, радио и телепередачи образовательного формата и пр.) о процессе развития речи и речевого общения детей, так и электронных учебных материалов (электронные учебники, энциклопедии и справочники, записанные на цифровых носителях; мультимедийные презентации; образовательные WEB - сайты);
¾     получение новых знаний;
¾     формирование и упрочение умений и навыков, практическое их применение;
¾     проверку и контроль за качеством знаний, умений и навыков.
¾     Традиционно на уроках методики развития речи детей дошкольного возраста используются следующие формы (аудиторные и внеаудиторные) самостоятельной работы студентов:
¾     составление глоссария (кроссворда, аннотации к статье или учебно - методическому пособию);
¾     составление и реализация программных задач к различным видам деятельности (НОД, игра, труд, самостоятельная деятельность детей и т.п.);
¾     написание конспекта лекции (реферата);
¾     анализ и оформление презентации к выступлению, дидактической игры или пособия к занятию по речевому развитию;
¾     анализ и моделирование технологической карты (конспекта) НОД;
¾     выполнение программированных, проверочных и контрольных заданий;
¾     слушание аудио или просмотр видеозаписей, картин (фотографий, презентации и т.п.);
¾     наблюдения, исследования и проведение НОД, диагностики речевого развития детей на практике;
¾     оформление портфолио по итогам изучения курса.
Однако, в последнее время в образовательном процессе активно стали использоваться информационно – коммуникативные средства обучения. Преподаватели колледжа не стали исключением, ими используются разнообразные средства обучения, удовлетворяющие требованием стандарта третьего поколения. Это обусловлено тем, что Российская система образования поставила цель обеспечить конкурентное преимущество на мировом рынке посредством повышения уровня среднего профессионального образования и развития интеллектуальных ресурсов страны. Основной целью государственных программ развития образования является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики. Повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.
В связи с этим перед учебными заведениями возникла необходимость в разработке и внедрении современных педагогических технологий, в том числе дистанционного обучения. Основной особенностью данной технологии является осуществление процесса обучения с сохранением определенной дистанции или расстояния. Использование технологии дистанционного обучения особенно актуально в связи с развитием такой новой формы образовательного процесса, как выстраивание индивидуальной траектории самообучения, в котором обучающиеся выступают в качестве самостоятельных субъектов учебно – познавательной деятельности (обучения, общения, организации, сотрудничающие с преподавателем) и умения преподавателем разработки индивидуального маршрута развития для обучающегося имеющего в этом необходимость. По междисциплинарному курсу "Теория и методика развития речи" разработана система дистанционных заданий (продолжительностью 1 учебный год). Содержание дистанционного обучения представлено на виртуальной образовательной платформе «Социальная сеть работников образования» по адресу https://nsportal.ru/user/664283/page/5-00-distantsionnoe-obuchenie, на сайте преподавателя Гольской Оксаны Геннадьевны (см. рис.1).
Рисунок 1. Дистанционное обучение по междисциплинарному курсу "Теория и методика развития речи» на виртуальной образовательной платформе «Социальная сеть работников образования».

Основная цель этого ресурса - сделать обучение разноуровневым и доступным каждому обучающемуся независимо от уровня подготовки. Дистанционный ресурс создан для сопровождения самостоятельной работы студентов, в том числе, и по индивидуальному образовательному маршруту или по заочной форме обучения.
Дистанционное образование (ДО) по курсу Теория и методика развития речи (ТМРР) – учебно - методический комплекс для студентов по специальностям «Дошкольное образование» и «Специальное дошкольное образование», который представляет собой целостную информационно-образовательную среду, реализующую единые дидактические и методические принципы, отвечающие требованиям Федерального государственного стандарта (ФГОС).
Цели курса
- овладение студентами определенной суммой знаний, умением самостоятельно их приобретать, работать с информацией и способами познавательной деятельности, которые в дальнейшем могли бы применяться в условиях непрерывного само​образования;
– формирование у студентов глубокого понимания лингводидактических и психофизиологических основ обучения родной речи и вооружения их эффективными методами и приёмами работы с детьми.
Задачи курса:
¾     научить самостоятельно, приобретать научно-методические знания о процессе развития речи и речевого общения детей, пользуясь разнообразными источниками информации;
¾     сформировать умение работать с этой информацией, используя различные способы познавательной деятельности и иметь при этом возможность работать в удобное для студента время;
¾     обеспечить организацию самостоятельной (индивидуальной) деятельности студентов в сети с использованием новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого студента и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности;
¾     сформировать умение видеть и понимать возрастные и индивидуальные особенности развития речи и речевого общения дошкольников на разных возрастных этапах;
¾     научить определять содержание речевой работы с группой и отдельными детьми, правильно выбирать эффективные пути воздействия на их речь, анализировать полученный результат;
¾     обеспечить усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения родному языку, а также знаний конкретных способов речевого развития детей и умений применять их в изменяющихся условиях;
¾     сформировать умение анализировать и критически оценивать опыт работы других, проводить экспертизу программ развития речи детей;
¾     стимулировать изучение инновационного опыта работы по развитию речи и стремления создавать свои оригинальные способы воздействия на речь детей.
Методы обучения
Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» позволяет вести образовательную деятельность в дистанционном формате, поэтому в процессе обучения мы используем новейшие электронные образовательные платформы, которые позволяют:
¾     получить качественное образование, полностью соответствующее всем государственным требованиям;
¾     совершенствовать свои знания и опыт, глубже понять теорию речевого развития детей дошкольного возраста, обогатить практический опыт;
¾     заниматься в удобное для себя время, в удобном месте;
¾     полученные знания применять сразу же на практике, работая с детьми.
Дистанционное обучение открывает новые возможности профессионального образования. Используя модульную систему обучения, слушатель курсов с помощью компьютера получает все лекционные материалы, контрольные работы, включающие в себя разнообразные тестовые задания, в том числе творческие практические задания, включающие в себя различные мультимедиа компоненты (аудио, видео, flash, фото, мультимедиа презентации, т.п.). Всё содержание междисциплинарного курса по ТМРР делится на одиннадцать законченных тематических модулей (информационных и практических):
¾     теоретические основы методики развития речи;
¾     из истории методики развития речи;
¾     система работы по развитию речи в детском саду;
¾      методика формирования грамматического строя речи;
¾     методика воспитания звуковой культуры речи детей;
¾     методика развития словаря;
¾     методика развития связной речи;
¾     методика ознакомления с художественной литературой;
¾     подготовка детей к обучению грамоте;
¾     планирование работы по развитию детской речи;
¾     Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы по развитию детской речи (см. рис.2).
Рисунок 2. Тематические модули междисциплинарного курса "Теория и методика развития речи»

Информационные модули – модули, предназначенные для ознакомления студентов с теоретическим материалом предметной области. Они содержат материал, способствующий усвоению студентами ГПОАУ АО АПК информации в рамках заявленной темы.
Практические блоки – блоки, требующие самостоятельной работы пользователя. Блоки этого типа содержат набор практических упражнений, направленных на закрепление пройденного материала. Для повышения привлекательности и эффективности работы используются интерактивные средства. Во время обучения слушатели могут воспользоваться предложенными веб-конференциями или семинарами, получить полноценные консультации преподавателя, воспользоваться учебными материалами и дополнительной литературой электронной библиотеки по каждому учебному модулю, а также библиотекой персонального образовательного web – сайта (учебники по методике развития речи дошкольников https://nsportal.ru/user/664283/page/biblioteka-uchebniki-po-metodike-razvitiya-rechi-doshkolnikov или статьями и методическими пособиями по методике развития речи https://nsportal.ru/user/664283/page/biblioteka-uchebnikistati-i-metodicheskie-posobiya-po-tmrrdlya-spetsialnostey-do ) (см. рис.3; 4).
Рисунок 3. Библиотека персонального образовательного web – сайта (учебники, учебно – методические пособия по методике развития речи дошкольников.

Рисунок 4. Библиотека персонального образовательного web – сайта (наглядно – дидактические и методические пособия, статьи из периодических изданий по методике развития речи дошкольников.

Контрольные блоки (1 блок на 1 модуль) – блоки, предназначенные для оценки знаний студентов, полученных во время обучения. Данные блоки содержат наборы интерактивных заданий различных типов: репродуктивные и творческие (см. рис.5).
Рисунок 5. Контрольный блок по модулю «Планирование работы по развитию детской речи».

В курсе ТМРР представлены различные иллюстрационные материалы (слайд – лекции, текстовые файлы, презентации, рисунки, таблицы, звуковые файлы, видео - фрагменты, анимации, флэш-ролики, демонстрационные интерактивные модели теоретические справки, иллюстрации, схемы, таблицы и пр.).
К междисциплинарному курсу "Теория и методика развития речи" дистанционного обучения и каждому модулю разработаны методические рекомендации (Информационное обеспечение по курсу «Теория и методика развития речи» в рамках дистанционного обучения) предназначенные для студентов.
Методические рекомендации составлены для студентов по специальностям:
¾     44. 02. 01. Дошкольное образование (профессиональный модуль ПМ03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования; междисциплинарный курс МДК 0302 Теория и методика развития речи у детей);
¾     44. 02. 04. Специальное дошкольное образование (профессиональный модуль ПМ.02. Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием; междисциплинарный курс МДК 02.05 Теоретические основы и методика развития речи у детей), (см. рис.6):
Рисунок 6. Методические рекомендации к модулю «Теоретические основы методики развития речи».

К студентам
Мы приступаем к изучению курса по теории и методике развития речи (ТМРР). Позвольте объяснить, как составлено наше пособие, и дать несколько советов, как организовать самостоятельную работу. Обучение строится по испытанной классической схеме изложения материала с последующим закреплением и контролем качества усвоения. Для этого все модули разделены на блоки. Блок представляет собой отрывок информации и умственных действий, вызывающих заранее намеченное развитие познавательного процесса.
Познакомьтесь с типами блоков и присмотритесь к их условным обозначениям:
ИБ - Информационный блок;
РБ - Расширяющий блок;
ПБ - Проблемный блок;
СБ - Ситуационный блок;
БС - Блок самоконтроля;
КБ - Корректирующий блок.
Все главы завершаются контрольным текстом и списком литературы для самообразования.
Основные сведения курса изложены в информационных блоках (ИБ). В состав ИБ органично вплетены расширяющие блоки (РБ), дополняющие и конкретизирующие отдельные положения, разъясняющие наиболее трудные для понимания и усвоения сведения. РБ "оживляют" теоретическую информацию, содержат яркие запоминающие факты, примеры. Изучать РБ не обязательно, но очень полезно.
Проблемные блоки (ПБ) призваны будить мысль, подталкивать к собственным выводам, для которых уже накоплены необходимые знания. Как правило, здесь обсуждаются наиболее жгучие, спорные вопросы современности. Ищите, размышляйте, ошибайтесь. Ошибка, вовремя замеченная и исправленная, самостоятельно проработанная, для интеллектуального развития может дать гораздо больше, чем чужие готовые, взятые без труда выводы. "Идеи мирно уживаются в голове, но вещи тяжело сталкиваются в жизни", - заключил на склоне лет Шиллер. Вот почему так важно поразмыслить и над практическим применением теории: знает не тот, кто безошибочно отвечает, а тот, кто правильно применяет. Попытка разобраться в конкретной педагогической ситуации на основе полученных знаний должна быть логическим завершением познавательного акта. И если теория не выдержит проверки практикой - это плохая теория, кто и сколько бы не уверял нас в обратном. Не пропускайте ситуативные блоки (СБ), в них вы всегда найдёте материал для обратной связи: жизнь - теория; теория - жизнь.
Блоки самоконтроля (БС) и коррекции (КБ) предназначены для проверки правильности понимания главных идей, обеспечения прочности усвоения. Не упускайте возможность беспристрастно проверять себя, ибо одно из главных качеств педагога - профессиональная уверенность. Работа с пособием строится по схеме последовательных переходов от одних блоков к другим:

информация _ ситуация _ коррекция _ контроль

ИБ -РБ - ПБ СБ БС Тест

Помимо студентов очного и заочного отделений, целевой аудиторией WEB-ресурса являются преподаватели колледжей (вузов), воспитатели дошкольных образовательных учреждений, родители детей дошкольного возраста. В связи с этим, методические рекомендации разработаны с учётом возрастного и статусного разнообразия его посетителей.
Созданный нами информационно-методический ресурс используется студентами как на уроке, в процессе подготовки к педагогической практике, так и в домашних условиях для закрепления полученных знаний. Опыт работы организации самостоятельной работы со студентами по специальностям «Дошкольное образование» и «Специальное дошкольное образование» показал, что использование дистанционного обучения при изучении междисциплинарного курса «Теория и методика развития речи» позволил реализовать поставленные задачи в начале изучения курса; расширить возможности обучения для студентов очного и заочного отделений по следующим критериям:
¾     усвоение знаний и контроль их усвоения;
¾     интеллектуальное, духовно - нравственное развитие личности;
¾     повышение профессионализма, компетентности посредством использования информации в рамках дисциплины в «домашних» условиях;
¾     формирование единого информационного пространства;
¾     выработка навыков и умений пользования ресурсами Интернета (поиск нужных адресов в Интернете; обработка информации и т.д.);
¾     организация продуктивной деятельности студентами и создание наиболее благоприятных условий для такой деятельности (творческие работы по методике развития речи студентов представлены на конкурсах всероссийского и международного уровней и отмечены сертификатами, грамотами и дипломами победителей);
¾     формирование самостоятельного критического и творческого мышления.
Необходимо отметить, что уже в системе образования сложилась определенная научная база для рассмотрения проблемы по использованию дистанционного обучения студентов средствами авторского WEB-сайта. Однако, несмотря на существующие исследования, посвященных проблеме технологии организации самостоятельной работы в СПО посредством дистанционного обучения, приходится констатировать, что на практике не всегда можно познакомиться с работами, в которых авторами бы рассматривался потенциал социальных сервисов и служб сети Интернет в подготовке кадров для дошкольных образовательных организаций. Надеемся, что данный опыт работы по организации самостоятельной работы студентов колледжа средствами дистанционного обучения по междисциплинарному курсу "Теория и методика развития речи", поможет дать будущим воспитателям самые современные знания и хорошую практическую подготовку; научит их логически мыслить и рассуждать, запоминать и уметь применять полученные знания; приведет к достижению основной практической цели – созданию дистанционного обучающего междисциплинарных курса при изучении разных дисциплин, будет востребован коллегам.

Библиографический список

1.       Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013‐2020 годы: утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148‐р // Мин‐во образования и науки Российской Федерации: [офиц. сайт] [Электронный ресурс]. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/2882.
2.       Дистанционное обучение по междисциплинарному курсу nsportal.ru› Гольская Оксана Геннадьевна.
3.       Использование интегрированной информационно-коммуникационной среды met.emissia.org.
4.       Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.: ил.
5.       25 лучших китайских пословиц и поговорок cluber.com.ua.

2020