Библиографическое описание:
Кудливская Ю.А., Лабунская С.С. Конспект ООД по познавательному развитию и конструированию в подготовительной группе «Что такое механизм» // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/71-2.pdf.
Проектировочный компонент
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: формирование целостной картины мира, коммуникативная, игровая, исследовательская, двигательная.
Цель: дать первоначальные представления о механизме.
Задачи
Образовательные:
1. Рассказать в доступной форме о механизмах, истории их изобретения, пользе для человека;
2. Познакомить с новым конструктором;
3. Научить детей анализировать пошаговую инструкцию, по результатам анализа подбирать необходимое количество деталей для выполнения своей работы;
4. Учить изобретать простейший механизм и самостоятельно приводить его в движение.
Развивающие:
1. Развивать психические процессы: внимание, зрительную память, творческое мышление, воображение;
2. Развивать мелкую моторику рук;
3. Обогащать словарь детей новыми словами и выражениями;
4. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность;
5. Развивать конструктивные умения и стремление самостоятельно моделировать трехмерные постройки по инструкциям и без них;
6. Формировать исследовательские навыки;
7. Побуждать желание преобразовывать.
Воспитательные:
1. Воспитывать коммуникативные навыки общения;
2. Воспитывать желание прославлять родину своими достижениями.
Предварительная работа: беседа и рассматривание фото, иллюстраций, предметов в окружении детей.
Материалы: презентация «Что такое механизм», мультимедийная установка; конструктор «Корбо» на подносах для каждого ребёнка и педагога, образец вентилятора, вентилятор, мяч, детская швейная машинка, механическая точилка, механическая мясорубка; видео «Механизм часов».
Организационный компонент:
Воспитатель приглашает детей в группу, предлагает поздороваться с гостями и встать в круг:
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Крепко за руки возьмёмся,
Друг за другом повернёмся.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся
И на место все вернёмся,
Улыбнёмся, подмигнём
И играть скорей начнём.
Воспитатель обращает внимание детей на ближайшее окружение:
- Посмотрите, как много разных предметов нас окружает, и я предлагаю вам поиграть в игру с мячом «Назови одним словом». Я буду называть предметы, а тот, кому брошу мяч, должен объединить их в одну группу и назвать одним словом.
Дид/ и «Назови одним словом»:
Футболка, шорты, юбка, платье – одежда;
Шкаф, диван, кровать, стол – мебель;
Кукла, мяч, машина, конструктор – игрушки;
Автобус, такси, поезд, трамвай – транспорт;
Дневник, ручка, тетрадь, ластик – школьные принадлежности;
Тарелка, кастрюля, ложка, хлебница – посуда;
Кроссовки, тапки, сандалии сапоги – обувь;
Молоток, пила, клещи, плоскогубцы – инструменты.
- Молодцы, как много мы назвали разных предметов. А скажите, может ли человек без них обойтись? Нет, все они нужны нам для комфортного существования.
- Но среди этих предметов есть такие, которые облегчают нам жизнь. Я хочу показать вам некоторые из них. Вы уже с ними встречались и знаете, как они называются и для чего нужны.
Педагог предлагает детям подойти к столу, на котором размещены: детская швейная машинка, механическая точилка, механическая мясорубка.
- Давайте рассмотрим их и назовём.
Дети называют предмет. Рассказывают, человеку какой профессии они нужны (швее, повару, художнику). Объясняют образование сложного слова «мысорубка».
- Все эти предметы перед нами, и пока особого интереса не представляют. Что нужно сделать, чтобы они стали помогать человеку?
Дети демонстрируют: «Я кручу ручку, и швейная машинка начинает шить и т.д.»
- Да и если вставить в иглу нить, можно сшить ткань.
Демонстрирует все действия с предметами.
- Все эти предметы, как и другие нужны человеку, они полезные. А что их объединяет? Они работают, выполняют действие. А как выдумаете, благодаря чему? Что их приводит в движение? Они механические, вслушайтесь в это слово.
- Механизм. Что это такое? Я предлагаю вам пройти в наш кинозал и познакомиться с механизмами и историей их создания.
Просмотр презентации «Что такое механизм».
- Ребята, когда появилась жизнь на планете Земля, что было у человека? Ничего, ни дома, ни одежды, ни орудий труда. Жил первобытный человек в пещере, передвигался своими ногами, ел сырую пищу. И всё делал сам, своими руками, даже когда охотился и рыбачил. Но, поэтому он человек разумный. Стал человек думать, как бы ему облегчить свою жизнь, стал придумывать и изобретать. Для хозяйства изобрёл нож, топор. Для охоты – копьё, лук и стрелы. Но человек на этом не остановился. Он стал наблюдать и заметил, что новые предметы, которые он изобрёл, удобны для него. Тогда человек стал применять свои изобретения в жизни в разных сферах деятельности. Что это? Колодец. Как он работает? Вращаем ручку, ворот крутится, цепь, присоединённая к нему, поднимает и опускает ведро пустое и с водой.
- Где можно использовать такой принцип работы? А посмотрите на швейную машинку: крутим ручку, ворот вращается, а игловодитель опускает и поднимает иглу, в которую если продеть нитку, можно сшить ткань. А это что? Помните сказку «Петушок и чудо – меленка»? Это было ещё одно изобретение человека. Для чего он её использовал? Крутил ручку, которая заставляла вращаться жернова, которые перемалывали зерно в муку. А это более современная – ветряная мельница. Её лопасти вращает ветер, они приводят в движение шестерёнки, валы, а те в свою очередь крутят жернова, перетирающие зерно в муку. И здесь мы встречаемся с такой деталью механизма, как шестерёнка – вращающееся колесо с зубчиками. А почему бы этот способ не применить в мясорубке?
- Благодаря таким простым механизмам эти предметы производят движение и работа выполняется. А теперь давайте вспомним про часы, ведь они не сразу стали такими, как сейчас. Сначала были, помогайте, солнечные часы, водяные, песочные. Ну, а потом и механические. Давайте заглянем внутрь их. Здесь свой механизм, он приводит в движение стрелки.
Просмотр видео «Механизм часов».
- Так, изобретая, человек шёл от простого к сложному. А это что за изобретение? Автомобиль тоже появился не сразу, сначала было изобретено колесо – это тоже деталь механизма, который находится внутри него. Это самый сложный механизм, благодаря которому, автомобиль движется, и мы перемещаемся туда, куда нам нужно. Вот так постепенно открытия человека привели к изобретению механизма. Как вы думаете, помогло это человечеству? Как?
- Значит, что такое механизм? Это устройство внутри предмета, состоит из соединённых друг с другом разных деталей. Каждая из них выполняет свою работу. А все вместе они приводят этот предмет в движение, заставляют его двигаться, работать, а значит, облегчают жизнь человека.
- У нас с вами тоже есть игра «Механизм», давайте поиграем и покажем гостям работу нашего живого механизма.
Физминутка: под/и «Механизм»
- Слушаем правила: мы на заводе. Человек какой профессии создаёт механизмы? Инженер – конструктор, это я, я буду создавать механизм из деталей. Детали - это вы. Я устанавливаю первую деталь, которая сразу начинает работать. А вы, молча, определяете, какое движение будете выполнять и сами подходите и включаетесь в работу. Но помните: каждая деталь выполняет свою работу.
Играют 2 – 3 раза, между – дыхательная гимнастика.
- Вот какой замечательный механизм у нас получился. Все детали работали слаженно, каждая выполняла свою работу. И благодаря этому предмет, будь то часы или автомобиль, они двигались.
Воспитатель подзывает к себе детей:
- О чём мы сегодня говорим? Механизм – что это такое? Зачем механизмы человеку? А, не хотите ли вы стать сегодня инженерами – конструкторами и попробовать собрать свой механизм из нового конструктора «Корбо». Проходите к моему столу. Вчера мы уже с ним познакомились. Давайте вспомним, какие детали есть в нём: шестеренка, трубочка, соединитель простой (потому что соединяет), соединитель с осями, их только 3 (показать) и с крепежами, рукоятка пусковая (ручка), платформа с крепежами и осями.
Дети называют и показывают.
- Мы с вами вчера не только познакомились с конструктором, но и подготовили платформу для нового изобретения. А вот что мы будем изобретать, попробуйте отгадать:
Наш приборчик, как живой,
Дует, крутит головой.
Летом отдыха не знает,
Дома воздух разгоняет.
Воспитатель показывает работу электрического вентилятора.
- Да, это вентилятор. Нужный предмет? Какую службу выполняет он человеку? Этот вентилятор работает от тока, но у нас есть вот такой механический вентилятор. Мы собрали его с помощью конструктора «Корбо», посмотрите, как он работает? Я вращаю рукоятку, с её помощью механизм приводит в движение лопасти вентилятора. Воздух охлаждается.
- А вы хотите собрать такой же вентилятор? Давайте его рассмотрим: «Вентилятор располагается на подставке, здесь же находится блок управления – это часть механизма. Далее у вентилятора есть опорная ножка, и рабочее колесо с лопастями».
- Теперь давайте рассмотрим, из каких деталей конструктора собраны все детали вентилятора: «Подставка – это две соединённые крепежами платформы, мы их уже приготовили заранее. Блок управления состоит из 4 шестерёнок, надетых на оси и близко расположенных друг к другу в цепочку и рукоятка, которая надеты на ось крайней шестерёнки. Опорная ножка – это две трубочки, которые соединены между собой 2 соединителями с осями, но так, чтобы их оси смотрели в одну сторону. На оси соединителей надеты две шестерёнки другого цвета. Опорную ножку мы надеваем на ось платформы напротив крайней шестерёнки, на которой нет рукоятки. К самой верхней шестерёнке крепится с помощью трубочки рабочее колесо. Рабочее колесо – это соединитель с осями, на которые надеты 4 трубочки. С другой стороны каждая трубочка закрыта простыми соединителями, чтобы было красиво. Их используется 4 штуки».
- Собирать вентилятор вы будете вместе со мной.
Воспитатель озвучивает этапы работы. Дети конструируют.
- Ну вот, и ваши вентиляторы готовы. Попробуйте, как они работают. Благодаря чему вращаются лопасти вашего вентилятора? Что было сложное в вашей работе? Где испытали затруднения?
Воспитатель поощряет детей, предлагая им после занятия обыграть свои постройки.
Библиографический список:
· Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
· Дыбина О.Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
· Дыбина О.Б. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: Сфера, 1999.
· Дыбина О.В., Рахманова И.П., «Неизведанное рядом». М.,2005.
· Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Кудливская Ю.А., Лабунская С.С. Конспект ООД по познавательному развитию и конструированию в подготовительной группе «Что такое механизм» // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/71-2.pdf.
Проектировочный компонент
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: формирование целостной картины мира, коммуникативная, игровая, исследовательская, двигательная.
Цель: дать первоначальные представления о механизме.
Задачи
Образовательные:
1. Рассказать в доступной форме о механизмах, истории их изобретения, пользе для человека;
2. Познакомить с новым конструктором;
3. Научить детей анализировать пошаговую инструкцию, по результатам анализа подбирать необходимое количество деталей для выполнения своей работы;
4. Учить изобретать простейший механизм и самостоятельно приводить его в движение.
Развивающие:
1. Развивать психические процессы: внимание, зрительную память, творческое мышление, воображение;
2. Развивать мелкую моторику рук;
3. Обогащать словарь детей новыми словами и выражениями;
4. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность;
5. Развивать конструктивные умения и стремление самостоятельно моделировать трехмерные постройки по инструкциям и без них;
6. Формировать исследовательские навыки;
7. Побуждать желание преобразовывать.
Воспитательные:
1. Воспитывать коммуникативные навыки общения;
2. Воспитывать желание прославлять родину своими достижениями.
Предварительная работа: беседа и рассматривание фото, иллюстраций, предметов в окружении детей.
Материалы: презентация «Что такое механизм», мультимедийная установка; конструктор «Корбо» на подносах для каждого ребёнка и педагога, образец вентилятора, вентилятор, мяч, детская швейная машинка, механическая точилка, механическая мясорубка; видео «Механизм часов».
Организационный компонент:
Воспитатель приглашает детей в группу, предлагает поздороваться с гостями и встать в круг:
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Крепко за руки возьмёмся,
Друг за другом повернёмся.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся
И на место все вернёмся,
Улыбнёмся, подмигнём
И играть скорей начнём.
Воспитатель обращает внимание детей на ближайшее окружение:
- Посмотрите, как много разных предметов нас окружает, и я предлагаю вам поиграть в игру с мячом «Назови одним словом». Я буду называть предметы, а тот, кому брошу мяч, должен объединить их в одну группу и назвать одним словом.
Дид/ и «Назови одним словом»:
Футболка, шорты, юбка, платье – одежда;
Шкаф, диван, кровать, стол – мебель;
Кукла, мяч, машина, конструктор – игрушки;
Автобус, такси, поезд, трамвай – транспорт;
Дневник, ручка, тетрадь, ластик – школьные принадлежности;
Тарелка, кастрюля, ложка, хлебница – посуда;
Кроссовки, тапки, сандалии сапоги – обувь;
Молоток, пила, клещи, плоскогубцы – инструменты.
- Молодцы, как много мы назвали разных предметов. А скажите, может ли человек без них обойтись? Нет, все они нужны нам для комфортного существования.
- Но среди этих предметов есть такие, которые облегчают нам жизнь. Я хочу показать вам некоторые из них. Вы уже с ними встречались и знаете, как они называются и для чего нужны.
Педагог предлагает детям подойти к столу, на котором размещены: детская швейная машинка, механическая точилка, механическая мясорубка.
- Давайте рассмотрим их и назовём.
Дети называют предмет. Рассказывают, человеку какой профессии они нужны (швее, повару, художнику). Объясняют образование сложного слова «мысорубка».
- Все эти предметы перед нами, и пока особого интереса не представляют. Что нужно сделать, чтобы они стали помогать человеку?
Дети демонстрируют: «Я кручу ручку, и швейная машинка начинает шить и т.д.»
- Да и если вставить в иглу нить, можно сшить ткань.
Демонстрирует все действия с предметами.
- Все эти предметы, как и другие нужны человеку, они полезные. А что их объединяет? Они работают, выполняют действие. А как выдумаете, благодаря чему? Что их приводит в движение? Они механические, вслушайтесь в это слово.
- Механизм. Что это такое? Я предлагаю вам пройти в наш кинозал и познакомиться с механизмами и историей их создания.
Просмотр презентации «Что такое механизм».
- Ребята, когда появилась жизнь на планете Земля, что было у человека? Ничего, ни дома, ни одежды, ни орудий труда. Жил первобытный человек в пещере, передвигался своими ногами, ел сырую пищу. И всё делал сам, своими руками, даже когда охотился и рыбачил. Но, поэтому он человек разумный. Стал человек думать, как бы ему облегчить свою жизнь, стал придумывать и изобретать. Для хозяйства изобрёл нож, топор. Для охоты – копьё, лук и стрелы. Но человек на этом не остановился. Он стал наблюдать и заметил, что новые предметы, которые он изобрёл, удобны для него. Тогда человек стал применять свои изобретения в жизни в разных сферах деятельности. Что это? Колодец. Как он работает? Вращаем ручку, ворот крутится, цепь, присоединённая к нему, поднимает и опускает ведро пустое и с водой.
- Где можно использовать такой принцип работы? А посмотрите на швейную машинку: крутим ручку, ворот вращается, а игловодитель опускает и поднимает иглу, в которую если продеть нитку, можно сшить ткань. А это что? Помните сказку «Петушок и чудо – меленка»? Это было ещё одно изобретение человека. Для чего он её использовал? Крутил ручку, которая заставляла вращаться жернова, которые перемалывали зерно в муку. А это более современная – ветряная мельница. Её лопасти вращает ветер, они приводят в движение шестерёнки, валы, а те в свою очередь крутят жернова, перетирающие зерно в муку. И здесь мы встречаемся с такой деталью механизма, как шестерёнка – вращающееся колесо с зубчиками. А почему бы этот способ не применить в мясорубке?
- Благодаря таким простым механизмам эти предметы производят движение и работа выполняется. А теперь давайте вспомним про часы, ведь они не сразу стали такими, как сейчас. Сначала были, помогайте, солнечные часы, водяные, песочные. Ну, а потом и механические. Давайте заглянем внутрь их. Здесь свой механизм, он приводит в движение стрелки.
Просмотр видео «Механизм часов».
- Так, изобретая, человек шёл от простого к сложному. А это что за изобретение? Автомобиль тоже появился не сразу, сначала было изобретено колесо – это тоже деталь механизма, который находится внутри него. Это самый сложный механизм, благодаря которому, автомобиль движется, и мы перемещаемся туда, куда нам нужно. Вот так постепенно открытия человека привели к изобретению механизма. Как вы думаете, помогло это человечеству? Как?
- Значит, что такое механизм? Это устройство внутри предмета, состоит из соединённых друг с другом разных деталей. Каждая из них выполняет свою работу. А все вместе они приводят этот предмет в движение, заставляют его двигаться, работать, а значит, облегчают жизнь человека.
- У нас с вами тоже есть игра «Механизм», давайте поиграем и покажем гостям работу нашего живого механизма.
Физминутка: под/и «Механизм»
- Слушаем правила: мы на заводе. Человек какой профессии создаёт механизмы? Инженер – конструктор, это я, я буду создавать механизм из деталей. Детали - это вы. Я устанавливаю первую деталь, которая сразу начинает работать. А вы, молча, определяете, какое движение будете выполнять и сами подходите и включаетесь в работу. Но помните: каждая деталь выполняет свою работу.
Играют 2 – 3 раза, между – дыхательная гимнастика.
- Вот какой замечательный механизм у нас получился. Все детали работали слаженно, каждая выполняла свою работу. И благодаря этому предмет, будь то часы или автомобиль, они двигались.
Воспитатель подзывает к себе детей:
- О чём мы сегодня говорим? Механизм – что это такое? Зачем механизмы человеку? А, не хотите ли вы стать сегодня инженерами – конструкторами и попробовать собрать свой механизм из нового конструктора «Корбо». Проходите к моему столу. Вчера мы уже с ним познакомились. Давайте вспомним, какие детали есть в нём: шестеренка, трубочка, соединитель простой (потому что соединяет), соединитель с осями, их только 3 (показать) и с крепежами, рукоятка пусковая (ручка), платформа с крепежами и осями.
Дети называют и показывают.
- Мы с вами вчера не только познакомились с конструктором, но и подготовили платформу для нового изобретения. А вот что мы будем изобретать, попробуйте отгадать:
Наш приборчик, как живой,
Дует, крутит головой.
Летом отдыха не знает,
Дома воздух разгоняет.
Воспитатель показывает работу электрического вентилятора.
- Да, это вентилятор. Нужный предмет? Какую службу выполняет он человеку? Этот вентилятор работает от тока, но у нас есть вот такой механический вентилятор. Мы собрали его с помощью конструктора «Корбо», посмотрите, как он работает? Я вращаю рукоятку, с её помощью механизм приводит в движение лопасти вентилятора. Воздух охлаждается.
- А вы хотите собрать такой же вентилятор? Давайте его рассмотрим: «Вентилятор располагается на подставке, здесь же находится блок управления – это часть механизма. Далее у вентилятора есть опорная ножка, и рабочее колесо с лопастями».
- Теперь давайте рассмотрим, из каких деталей конструктора собраны все детали вентилятора: «Подставка – это две соединённые крепежами платформы, мы их уже приготовили заранее. Блок управления состоит из 4 шестерёнок, надетых на оси и близко расположенных друг к другу в цепочку и рукоятка, которая надеты на ось крайней шестерёнки. Опорная ножка – это две трубочки, которые соединены между собой 2 соединителями с осями, но так, чтобы их оси смотрели в одну сторону. На оси соединителей надеты две шестерёнки другого цвета. Опорную ножку мы надеваем на ось платформы напротив крайней шестерёнки, на которой нет рукоятки. К самой верхней шестерёнке крепится с помощью трубочки рабочее колесо. Рабочее колесо – это соединитель с осями, на которые надеты 4 трубочки. С другой стороны каждая трубочка закрыта простыми соединителями, чтобы было красиво. Их используется 4 штуки».
- Собирать вентилятор вы будете вместе со мной.
Воспитатель озвучивает этапы работы. Дети конструируют.
- Ну вот, и ваши вентиляторы готовы. Попробуйте, как они работают. Благодаря чему вращаются лопасти вашего вентилятора? Что было сложное в вашей работе? Где испытали затруднения?
Воспитатель поощряет детей, предлагая им после занятия обыграть свои постройки.
Библиографический список:
· Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
· Дыбина О.Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
· Дыбина О.Б. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: Сфера, 1999.
· Дыбина О.В., Рахманова И.П., «Неизведанное рядом». М.,2005.
· Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.