Актуальные вопросы начального общего образования

Чорнобай Л. А. Функциональная грамотность – что это, новое требование в образовании, или нововведение, кото- рое нас ведет в будущее?

Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf



Обсудим, почему сейчас так много говорят о функциональной грамотности и какое значение она имеет в начальной школе.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Термин «функциональная грамотность» был предложен на Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности (Тегеран, 1965 г.). Согласно новой редакции документа, «функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития…»
«Функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и т.д. (чтение) и для передачи такой информации в реальном общении (письмо)». /по А. А. Леонтьеву/
Функциональная грамотность простыми слова - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Многие дети, уже не говоря о родителях, вообще очень трудно относятся ко всему новому, особенно это касается терминологии, которую они не понимают, и сразу воспринимают в «штыки». Приходится в первую очередь проводить разъяснительную беседу с родителями объяснять им, что функциональная грамотность - это уровень образованности, который может быть, достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. На нас сегодня ежедневно и ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были только газеты, журналы и ТВ, то сегодня сложно себе представить, что есть люди, которые не пользуются всемирной интернет сетью (всемирная паутина, еще говорят)
Всеми́рная паути́на — распределённая система, предоставляющая доступ к связанным между собой документам, расположенным на различных компьютерах, подключённых к сети Интернет. Для обозначения Всемирной паутины также используют слово веб и аббревиатуру WWW. Всемирную паутину образуют сотни миллионов веб-серверов.( Википедия)
В сети можно покупать, товары, работать, учиться, даже обращаться в государственные органы.
И возвращаясь, к понятию функциональная грамотность, роль учителя научить понимать, анализировать использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминании информации на овладении навыков ее правильного применения.
Человек, владеющий функциональной грамотностью, становится личностью свободно ориентирующейся в окружающем его мире. Такой человек готов принимать нестандартные решения, самостоятелен, инициативен, готов постоянно обучаться и не боится ничего нового. Именно эти качества должен воспитывать современный педагог, в каждом ребенке начиная с первого класса и заканчивая выпускным, постоянно применяя преемственность.
Современный педагог должен применять:
·          умение легко адаптироваться в любом обществе;
самостоятельности;
·          умение находить компромиссы;
·          хорошо владеть устной и письменной речью, для успешного взаимодействия с окружающими;
·          хорошо владеть информационными технологиями.
Что же должно содержаться в функциональной грамотности именно для младших школьников?
Многие педагоги дают хорошие, я бы даже сказала глубокие знания по предметам, но не обучают применять эти знания в различных жизненных ситуациях. Ребенок должен идти путём собственных находок от незнания к знаниям, при этом развивая свой собственный творческий и интеллектуальный потенциал. Также организовать свою самостоятельную познавательную деятельность, то чего сейчас не хватает нашим детям, в связи с «гиперопекой» родителей, бабушек, братьев и т.д. Взрослые постоянно диктуют ребенку, что он должен делать, тем самим не давая ему выбора.
Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.

Библиографический список.

1.       Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек— это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.]
2.       Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B0%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0
2021