Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Гузь В.М., Приходченко Т.А. Интегрированный урок литературы и истории «Отражение эпохи XVII столетия в России в произведениях древнерусской литературы (на примере «Повести о Шемякином суде»)

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

8 класс

Тема: «Отражение эпохи XVII столетия в России в произведениях древнерусской литературы. (на примере «Повести о Шемякином суде»)

Цель: создать условия для обобщения и интеграции знаний учащихся о событиях эпохи XVII века в истории России через обзор изменений в литературе XVII века на примере «Повести о Шемякином суде»

Задачи:

1) Обобщить знания учащихся об основных событиях XVII века в России (Последствия Смуты, процесс обмирщения в культуре).

2) Установить важнейшие черты средневековой литературы, ее литературное новаторство.

3) На основе анализа текста «Повести о Шемякином суде» помочь обучающимся почувствовать особенности данной исторической эпохи.

4) Развивать и совершенствовать у обучающихся умения анализировать литературные произведения и исторические документы, делать выводы и обобщения; расширять кругозор обучающихся.

5) Воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у обучающихся гражданской позиции в отношении коррупции.

Оборудование: проектор, презентация, видеоролик, портрет В.Г.Белинского,

Форма урока: интегрированный урок (литература, история).

Форма проведения: урок- исследование.

Методы: сравнение, наблюдение, чтение, поиск новой информации.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Тип урока: урок изучения нового материала

Предварительное домашнее задание:

1. Подготовить к выразительному чтению повесть «О Шемякином суде»

В начале урока формируются группы «Историки», «Литературоведы».

Ход урока.

I. Организационный момент

Учитель истории:

- Ребята, как вы думаете, почему сегодня урок проведут 2 учителя: истории и литературы?

-Изучая какие произведения литературы, вы видели связь этих предметов? («Капитанская дочка» А.С.Пушкина - пугачевский бунт, «Муму» И.С.Тургенев, - крепостное право в России)

-Художественные и музыкальные произведения, произведения живописи и искусства являются источниками изучения истории.

-Почему на уроках истории мы изучаем культуру страны? Например, литературу? (историческая эпоха оказывает влияние на культуру).

-Сегодня на уроке мы узнаем, как древнерусская литература откликалась события, которые происходили в России в 17 веке.

- Связь истории и литературы очевидна. Чтобы лучше понять творчество писателей, надо знать историческую обстановку эпохи, которая описана в произведении. Поэтому сегодня мы объединили урок истории и литературы.

II. Актуализация опорных знаний

Учитель литературы:

На прошлом уроке мы познакомились с особенностями древнерусской литературы 17 века.

В чём своеобразие литературы 17 века? (она отказалась от стремления изображать только действительно бывшее и всё чаще обращается к художественному вымыслу.)

Какие темы привлекали внимание авторов древнерусской литературы? (темы мирской, светской жизни. Героями становятся простые люди)

III. Введение в тему

(СЛАЙД) Демократическая литература – это литература, которая создавалась в народной среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, церкви, правде, смысле жизни. (определение записать в тетрадь)

Героями таких произведений были простые люди, не совершившие ничего значительного для истории, ничем не прославившиеся. Авторы таких произведений видели и понимали, что причина несчастий этих людей в общем устройстве жизни – несправедливости суда, равнодушии и жестокости власти богатых.

Учитель истории:

-Вы прочитали дома повесть «О Шемякином суде»

- Посмотрите видеоролик

https://yandex.ru/video/preview/4531246860633677030

-Исходя из услышанного, определите е цели сегодняшнего урока

(- вспомнить исторические события 17 века;

- установить, какие черты исторической эпохи 17 века нашли отражение в повести)

IV. Работа в группах

Каждая группа получает одинаковый текст для работы.

«Историки» выделяют в тексте исторические события, характерные для 17в.

«Литературоведы»- характерные изменения в литературе 17в.

(СЛАЙД) ТЕКСТ

Постоянные и почти непрерывные войны в 17веке России с Речью Посполитой способствовали усилению западного влияния на развитие российского общества и культуры. Это стало заметным, особенно во второй половине века и шло в основном из соседней Речи Посполитой, которая для России в то время и была окном в Европу.

Под влиянием Запада в русском обществе происходил процесс обмирщения сознания. Так называют процесс, при котором человек стал думать не только о загробном мире, его мысли обратились и к земной, мирской жизни, происходит постепенное освобождение от религиозного взгляда на мир.

Древнерусской культуре XVII века также свойственно обмирщение, т. е. отход культуры от церковных традиций и придание ей светского, гражданского характера. Переоценка ценностей, происходившая во всех сферах русской культуры этого периода, способствовала появлению нового взгляда на мир. Появилось желание отображения повседневной жизни, красоты природы, реального человека. Увеличивается тематика изображений: растёт количество светских (исторических) сюжетов, в качестве образцов используются западные.

Отличительной чертой жизни феодального общества 17 века были: несправедливый и продажный суд, социальное неравенство, безнравственное поведение, лицемерие и ханжество монашества и духовенства.

Появилось желание отображения повседневной жизни, красоты природы, реального человека.

Новые явления происходили и в литературе. Она перестала быть богословской, стало активно формироваться светское направление. Появляется демократическая литература (создавалась в народной среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, Церкви, правде, смысле жизни).

В XVII веке в русской литературе происходят изменения:

§ Появились новые литературные жанры: биографическая повесть, сатира, драматическая сатира

§ трансформировались жанры, которые раньше были традиционными (житие, историческая повесть);

§ В центре повествования оказались люди разного происхождения с их непохожими характерами и проблемами;

§ Связь языка с устным народным творчеством

Авторы того времени смелее стали смотреть на происходящие события и, высмеивая, обличать зло. Объектами сатиры стали и все феодально-крепостническое общество, и социальное неравенство, господствующее в нем, и несправедливый суд, и лицемерие духовного сословия. Именно в сатире впервые для русской литературы был изображен убогий быт нищих и голодных.

Вопросы к тексту:

- О каком общем процессе в обществе и культуре XVII века идет речь в тексте?

-Что означает понятие «обмирщение»?

(СЛАЙД) Обмирщениеэто термин, использующийся для определения процессов, происходящих в культуре и быте народов Европы на рубеже XVI-XVII вв. и приведших к освобождению их от церковного, религиозного влияния.

-Что характеризует его?

-Что нового появилось в литературе?

Происходит обмен информацией. (СЛАЙД)

Вывод: Исторические события, происходящие в 17 веке в России, находят отражение в литературе

V. Выразительное чтение «Повести о Шемякином суде» по ролям

VI. Словарная работа (СЛАЙД)

Убогий - бедный, несчастный

Ссужать – давать взаймы

Хомут – часть лошадиной упряжи

Бить челом – обращаться к властям с просьбой

Полати –деревянные настилы (нары)

посул – взятка

мзда – вознаграждение

VII. Работа с текстом произведения

- Какие из особенностей литературы 17 века вы увидели в повести? (герои – простые люди: бедные и богатые, описана повседневная жизнь, затронута тема взятничества, суда и власти)

- Какие чувства испытывали, когда читали повесть? (смех)

- Только ли смешно то, что происходит в повести? (больно и обидно из-за несправедливости)

(СЛАЙД) Портрет В.Г.Белинского

- В.Г. Белинский (русский литературный критик) назвал подобные повести "драгоценнейшими историческими документами"? Почему? (Читая повесть, русские люди XVII в. сравнивали суд Шемяки с реальной судебной практикой своего времени).

Учитель истории: Дело в том, что по «Уложению» (своду законов) 1649 г. возмездие также было зеркальным отражением преступления. За убийство казнили смертью, за поджог сжигали, за чеканку фальшивой монеты заливали горло расплавленным свинцом. Получалось, что суд Шемяки — прямая пародия на древнерусское судопроизводство. Повесть вводит нас в действительную обстановку жизни России второй половины XVII в. Она обличала неправедное («по мзде») судопроизводство

- Определите жанр произведения. (Сатира. Повесть высмеивает судебное производство того времени, несправедливый и продажный суд.)

VIII. Рефлексия.

- Название повести — “Шемякин суд” — стало народной поговоркой и не потеряло своей актуальности. В каких ситуациях сегодня вы можете употребить это выражение? (дети предлагают свои ситуации, вместе комментируем их)

IX. Домашнее задание:

Рассмотрите в учебнике гравюры на меди, сделанные в XIX веке по мотивам повести «Шемякин суд». Выберите несколько эпизодов и перескажите близко к тексту.

Библиографический список

1. Егорова Н. В. «Поурочные разработки по литературе. Универсальное пособие. 8 кл. М., «ВАКО», 2007, стр.24 – 25.

2. Интернет портал «Академик» (Источник)

3. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

4. Критарова Ж.Н. Анализ произведений русской литературы. 8 класс. – 2-е изд., испр. – М.: 2014.

5. Сечина Т.И., Головцова В.В.. Справочник учителя истории и обществознания. Волгоград: Учитель, 2013
2022