Библиографическое описание:
Чижова С.А.Чтение как основной общеучебный навык // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/63-2.pdf.
Серьёзной проблемой современной школы является снижение у учащихся мотивации к учению. Одной из главных причин является низкий уровень навыков чтения. Слабо читающий младший школьник не может рассчитывать на успехи в учёбе: он не успевает читать, осмысливать и выполнять задания за отведённое учителем время; испытывает затруднения при выполнении домашних заданий, затрачивая на это гораздо больше времени, чем хорошо читающие ученики; такой ребёнок теряет интерес к занятиям, становится неусидчивым и невнимательным. При увеличении нагрузки в пятом классе успеваемость ученика становится ещё ниже.
Одним из способов повышения успеваемости учащихся является обучение младших школьников оптимальному чтению – «чтению в темпе разговорной речи» [1, с. 4]. Исследования показывают, что это темп от 120 до 150 слов в минуту. Достижению таких результатов помогает использование методики Всеволода Николаевича Зайцева, который в составе творческой группы учителей начальных классов экспериментальным путём выявил зависимость успеваемости учащихся от скорости чтения. Оказалось, что среди выпускников начальной школы отличниками становятся те ребята, которые в среднем читают 150 слов в минуту, хорошистами – 120 слов в минуту, троечниками – 90 слов в минуту. Как добиться оптимальной скорости чтения?
В.Н. Зайцев предложил 8 резервов обучения чтению.
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
2. Использование на уроке приёма «жужжащего чтения» - чтения, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать другим, каждый читает со своей скоростью.
3. Ежеурочные пятиминутки чтения – на каждом уроке дети открывают книгу и читают 5 минут в режиме «жужжащего чтения», что увеличивает объём недельного тренажа по чтению.
4. Чтение перед сном – последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением.
5. Режим щадящего чтения – режим, когда ребёнок, прочитав 1-2 строчки, получает кратковременный отдых.
6. Система упражнений при чтении одного и того же текста:
- многократное (не более трёх раз) чтение одного и того же отрывка в течение одной минуты (наблюдается увеличение темпа чтения, что вызывает положительные эмоции и желание читать дальше);
- чтение того же отрывка в темпе скороговорки с целью тренировки артикуляционного аппарата (в это время не уделяется внимание выразительности чтения);
- выразительное чтение того же отрывка до конца, с переходом на незнакомую часть текста (происходит маленькое чудо – «ребёнок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать её в том же повышенном темпе» [1, с. 24]).
7. Приёмы стимулирования учащихся, среди которых наиболее эффективен самозамер скорости чтения в конце урока.
8. Проведение зрительных диктантов на уроке. Заготавливается 18 наборов по 6 предложений в каждом. В первом предложении 2 слова – 8 букв, а в последнем предложении восемнадцатого набора 10 слов, 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по 1-2 буквы. Работа с 18 наборами длится около двух месяцев (3 дня на работу с каждым набором). На уроке учитель поочерёдно показывает 1 предложение в течение четырёх - семи секунд. Задача ученика запомнить предложение и записать его. На шесть предложений одного набора уходит от пяти до восьми минут. Работа со зрительными диктантами позволяет развить оперативную память ребёнка, но лишь при условии ежедневного их написания.
С целью повышения темпа чтения эффективными являются дидактические тренажёры, предложенные авторами в пособии «Преодоление трудностей»:
- индивидуальный тренажёр «Вертушка» (планшет с окошком для чтения предложений со сменными дисками, вращающимися на оси);
- индивидуальный ускоритель чтения «Линейка» (состоит из двух линеек разной длины, закреплённых на общей оси; короткая линейка устанавливается над читаемой страницей, длинная линейка позволяет постепенно закрывать читаемый участок).
Использование тренажёров «вносит в учебный процесс элементы новизны и занимательности, вызывает у школьников, особенно младших, большой интерес, стимулирует их внимание; работа с тренажёрами приобретает эмоциональную окраску» [2, с. 110].
В процессе выполнения упражнений, направленных на совершенствование навыков чтения учащихся, учителю не нужно забывать о том, что понятие «навыки чтения» включает в себя не только беглость чтения, но и осознанность, правильность, выразительность.
Ещё на этапе подготовки к чтению для того, чтобы подвести «детей к осмыслению текста при самостоятельном чтении, привлекают слушание, которое более тесно связано с чтением» [2, с. 16]. Главное – чтобы учащийся представлял, что читается связный текст. Для этого акцентируется внимание на признаках текста: целостности, связности, наличии определённой темы, заглавия, содержания, объединённого общностью мысли, началом и концом. Эффективным средством для формирования навыка осознанности чтения являются карточки с заданиями, с помощью которых отрабатывается умение подобрать заголовок к тексту; к каждому заголовку найти соответствующую часть текста, определить, где она заканчивается; проводить работу с деформированным текстом; предлагать вопросы по содержанию текста и т.д. Повышению осмысленности чтения способствует дидактическая игра «Поиск пропущенного в тексте слова».
В процессе подготовки художественного произведения к выразительному чтению необходимо учитывать, что человек говорит не предложениями, а фразами. Предложение – это синтаксическая единица языка, а фраза – единица речи, высказывание, выражающее отдельную законченную мысль. Обучение выразительному чтению предполагает ритмико-интонационное членение текста на фразы, «внутри которых могут быть выделены более мелкие единицы – фонетические такты» [3, с. 96]. Важно познакомить учащихся с логическими паузами, логической мелодией (повышением или понижением тона голоса), логическими ударениями. «Умение говорить и читать с учётом ритмико-интонационного членения текста делает речь стройной по форме и понятной по содержанию» [3, с. 96].
Использование на уроках системы упражнений по совершенствованию навыков оптимального (беглого), правильного (безошибочного), осознанного, выразительного чтения способствует повышению уровня успеваемости учащихся, а значит и их мотивации. Важно «повысить эффективность существующей системы обязательного образования в области обучения чтению, рассматривать чтение как основной общеучебный навык» [4, с. 3].
Список литературы
1. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
2. Оморокова М.И. и др. Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению: кн. для учителя / М.И. Оморокова, И.А. Рапопорт, И.З. Постоловский. – М.: Просвещение, 1990.
3. Никольская С.Т. и др. Выразительное чтение / С.Т. Никольская, А.В. Майорова, В.В. Осокин; Под ред. Н.М. Шанского. Л.: Просвещение. Ленингр. Отд-ние, 1990.
4. Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность: кн. для учителя / Т.Д. Полозова. – М.: Просвещение, 2008.
Чижова С.А.Чтение как основной общеучебный навык // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/63-2.pdf.
Серьёзной проблемой современной школы является снижение у учащихся мотивации к учению. Одной из главных причин является низкий уровень навыков чтения. Слабо читающий младший школьник не может рассчитывать на успехи в учёбе: он не успевает читать, осмысливать и выполнять задания за отведённое учителем время; испытывает затруднения при выполнении домашних заданий, затрачивая на это гораздо больше времени, чем хорошо читающие ученики; такой ребёнок теряет интерес к занятиям, становится неусидчивым и невнимательным. При увеличении нагрузки в пятом классе успеваемость ученика становится ещё ниже.
Одним из способов повышения успеваемости учащихся является обучение младших школьников оптимальному чтению – «чтению в темпе разговорной речи» [1, с. 4]. Исследования показывают, что это темп от 120 до 150 слов в минуту. Достижению таких результатов помогает использование методики Всеволода Николаевича Зайцева, который в составе творческой группы учителей начальных классов экспериментальным путём выявил зависимость успеваемости учащихся от скорости чтения. Оказалось, что среди выпускников начальной школы отличниками становятся те ребята, которые в среднем читают 150 слов в минуту, хорошистами – 120 слов в минуту, троечниками – 90 слов в минуту. Как добиться оптимальной скорости чтения?
В.Н. Зайцев предложил 8 резервов обучения чтению.
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
2. Использование на уроке приёма «жужжащего чтения» - чтения, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать другим, каждый читает со своей скоростью.
3. Ежеурочные пятиминутки чтения – на каждом уроке дети открывают книгу и читают 5 минут в режиме «жужжащего чтения», что увеличивает объём недельного тренажа по чтению.
4. Чтение перед сном – последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением.
5. Режим щадящего чтения – режим, когда ребёнок, прочитав 1-2 строчки, получает кратковременный отдых.
6. Система упражнений при чтении одного и того же текста:
- многократное (не более трёх раз) чтение одного и того же отрывка в течение одной минуты (наблюдается увеличение темпа чтения, что вызывает положительные эмоции и желание читать дальше);
- чтение того же отрывка в темпе скороговорки с целью тренировки артикуляционного аппарата (в это время не уделяется внимание выразительности чтения);
- выразительное чтение того же отрывка до конца, с переходом на незнакомую часть текста (происходит маленькое чудо – «ребёнок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать её в том же повышенном темпе» [1, с. 24]).
7. Приёмы стимулирования учащихся, среди которых наиболее эффективен самозамер скорости чтения в конце урока.
8. Проведение зрительных диктантов на уроке. Заготавливается 18 наборов по 6 предложений в каждом. В первом предложении 2 слова – 8 букв, а в последнем предложении восемнадцатого набора 10 слов, 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по 1-2 буквы. Работа с 18 наборами длится около двух месяцев (3 дня на работу с каждым набором). На уроке учитель поочерёдно показывает 1 предложение в течение четырёх - семи секунд. Задача ученика запомнить предложение и записать его. На шесть предложений одного набора уходит от пяти до восьми минут. Работа со зрительными диктантами позволяет развить оперативную память ребёнка, но лишь при условии ежедневного их написания.
С целью повышения темпа чтения эффективными являются дидактические тренажёры, предложенные авторами в пособии «Преодоление трудностей»:
- индивидуальный тренажёр «Вертушка» (планшет с окошком для чтения предложений со сменными дисками, вращающимися на оси);
- индивидуальный ускоритель чтения «Линейка» (состоит из двух линеек разной длины, закреплённых на общей оси; короткая линейка устанавливается над читаемой страницей, длинная линейка позволяет постепенно закрывать читаемый участок).
Использование тренажёров «вносит в учебный процесс элементы новизны и занимательности, вызывает у школьников, особенно младших, большой интерес, стимулирует их внимание; работа с тренажёрами приобретает эмоциональную окраску» [2, с. 110].
В процессе выполнения упражнений, направленных на совершенствование навыков чтения учащихся, учителю не нужно забывать о том, что понятие «навыки чтения» включает в себя не только беглость чтения, но и осознанность, правильность, выразительность.
Ещё на этапе подготовки к чтению для того, чтобы подвести «детей к осмыслению текста при самостоятельном чтении, привлекают слушание, которое более тесно связано с чтением» [2, с. 16]. Главное – чтобы учащийся представлял, что читается связный текст. Для этого акцентируется внимание на признаках текста: целостности, связности, наличии определённой темы, заглавия, содержания, объединённого общностью мысли, началом и концом. Эффективным средством для формирования навыка осознанности чтения являются карточки с заданиями, с помощью которых отрабатывается умение подобрать заголовок к тексту; к каждому заголовку найти соответствующую часть текста, определить, где она заканчивается; проводить работу с деформированным текстом; предлагать вопросы по содержанию текста и т.д. Повышению осмысленности чтения способствует дидактическая игра «Поиск пропущенного в тексте слова».
В процессе подготовки художественного произведения к выразительному чтению необходимо учитывать, что человек говорит не предложениями, а фразами. Предложение – это синтаксическая единица языка, а фраза – единица речи, высказывание, выражающее отдельную законченную мысль. Обучение выразительному чтению предполагает ритмико-интонационное членение текста на фразы, «внутри которых могут быть выделены более мелкие единицы – фонетические такты» [3, с. 96]. Важно познакомить учащихся с логическими паузами, логической мелодией (повышением или понижением тона голоса), логическими ударениями. «Умение говорить и читать с учётом ритмико-интонационного членения текста делает речь стройной по форме и понятной по содержанию» [3, с. 96].
Использование на уроках системы упражнений по совершенствованию навыков оптимального (беглого), правильного (безошибочного), осознанного, выразительного чтения способствует повышению уровня успеваемости учащихся, а значит и их мотивации. Важно «повысить эффективность существующей системы обязательного образования в области обучения чтению, рассматривать чтение как основной общеучебный навык» [4, с. 3].
Список литературы
1. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
2. Оморокова М.И. и др. Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению: кн. для учителя / М.И. Оморокова, И.А. Рапопорт, И.З. Постоловский. – М.: Просвещение, 1990.
3. Никольская С.Т. и др. Выразительное чтение / С.Т. Никольская, А.В. Майорова, В.В. Осокин; Под ред. Н.М. Шанского. Л.: Просвещение. Ленингр. Отд-ние, 1990.
4. Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность: кн. для учителя / Т.Д. Полозова. – М.: Просвещение, 2008.