Информационные технологии в современном образовательном процессе

Сергеева Н.Л. Использование системы интерактивного тестирования Votum на уроках русского языка

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (12) https://f.almanah.su/12.pdf

Использование системы интерактивного тестирования Votum на уроках русского языка

В условиях модернизации образования, довольно часто возникает вопрос о системе оценивания знаний обучающихся, о системе контроля качества знаний обучающихся. А с введением ЕГЭ и ОГЭ, мы все чаще используем различные тестовые системы на уроках. Многие тестовые системы, построенные по типу 1С-репетитор, требуют специального программного обеспечения и специальной подготовки учителя. Не у каждого учителя русского языка есть возможность проводить уроки контроля знаний в компьютерном классе. В таких классах чаще всего работают учителя информатики и математики. Как же быть? С одной стороны – требования со стороны администрации использовать ИКТ на уроках, с другой – нехватка компьютерных классов.

Решение проблемы есть. Это интерактивная система тестирования и опроса VOTUM. Уникальность данной системы состоит в том, что для использования её в учебном процессе не нужен компьютерный класс. Интерактивную систему тестирования VOTUM можно использовать в любом предметном кабинете, который оснащен одним компьютером или ноутбуком (нетбуком). Если ответ подразумевает выбор “один из многих” или “многие из многих”, то помимо компьютера нужна также интерактивная доска или проектор с белым экраном. Если учитель использует вариант ответа «Т2» или «Т9» или применил на уроке индивидуальный тест, то в этом случае интерактивная доска или проектор с белым экраном не потребуется.

У нас в МБОУ башкирская гимназия с.Малояз есть своя локальная сеть. На сервер установлена программа VOTUM, а клиентская часть системы установлена на учительские ноутбуки, которые подключены к локальной сети. Это дает очень много возможностей:
1) мы можем составить тест и разместить его в единой базе, которой может затем воспользоваться любой наш коллега.
2) можем просмотреть отчеты с результатами теста не только по классу, но и по каждому конкретному ученику, а также провести сравнительный анализа по тестам между классами;
3) создавать тесты или вопросы к тестам могут сразу несколько педагогов, которые одновременно находятся в локальной сети;

4) также удобно редактировать уже имеющиеся вопросы, создавать новые тесты на основе созданных вопросов;

5) можно даже проводить соревнования в классе на выполнения тестового задания или проводить соревнования на выполнения какого-либо теста, находясь в разных классах.
Конечно, что одним из главных достоинств компьютерного тестирования является экономия времени и получение результатов практически сразу по завершении теста. Результаты автоматизированного тестирования лучше поддаются анализу, чем субъективно выставляемые оценки. К тому же, как оказалось, это очень сильно мотивирует учащихся. Теперь они уже не могут обвинить учителя в предвзятости или субъективизме при выставлении оценок.
Применение компьютерных тестов при проверке знаний учащихся обеспечивает повышение эффективности учебного процесса, объективности оценки уровня знаний и является рациональным дополнением к другим методам проверки знаний.
Я использую интерактивную систему тестирования VOTUM на всех этапах урока, начиная с проверки домашнего задания и заканчивая итоговым контролем качества знаний, умений и навыков учащихся.
Например, при проверке домашнего задания я составляю небольшой простой тест, который состоит из упражнений домашнего задания, и, используя тип ответа, который подразумевает выбор одного правильного ответа из нескольких. Таким образом сразу проверяю правильность выполненного домашнего задания, не собирая при этом тетрадки на проверку. При этом оценки за домашнюю работу можно импортировать в наш электронный журнал.
Очень нравятся детям при текущем контроле знаний вопросы, в которых вместо текста вопроса используются изображения, картинки. Например, «Фотодиктант», или «Четвертый лишний», или «»Угадай пословицу».
Интерактивная система тестирования VOTUM позволяет составлять вопросы с использованием аудио и видео файлов, это открывает возможность использование данной системы на уроках литературы. Например, на уроке контроля знаний по литературе 19 века (да, впрочем, и любом другом уроке контроля) можно вставить в тестовые задания фрагменты аудиозаписи произведения, видеоэкскурсии в музей писателя и даже фрагмент фильма по тому или иному произведению. И учащиеся, просмотрев или прослушав тот или иной фрагмент, должны определить название, автора, главного героя (имя, например) произведения. Детям такие задания очень нравятся, и они с удовольствием готовятся к таким контрольным работам: читают произведения внимательнее и изучают биографии писателей и поэтов. К тому же зрительные образы у многих ребят остаются в памяти надолго. Единственное ограничение по использованию аудио и видео файлов в системе VOTUM – это размер данных файлов не должен превышать 100 Мбайт.
Особенно мне нравится использовать систему VOTUM на уроках при изучении орфографии. Не всегда я использую режим «Оценка», на этапе первичной проверки знаний удобнее использовать безоценочный режим «Опрос», где результаты выставляются в процентах и сам опрос проводится анонимно.
Во время фронтального опроса очень удобно использовать режим «Голосование», чтобы выявить, кто первым будет отвечать, особенно удобно в 5-х классах, где желающих отвечать обычно много. Режим «Голосование», кстати, очень удобно использовать и на классных часах и даже на родительских собраниях.
При подготовке выпускников к Государственной итоговой аттестации в 9 классе и к Единому государственному экзамену в 11 классе система VOTUM незаменима. Конечно, сейчас много сайтов с интерактивными тестами, которы можно решать на уроке в онлайн-режиме, но далеко не во всех школах скорость интернета позволяет это сделать одновременно 25 учащимся. Поэтому, вбив один раз тестовые задания в систему VOTUM, мы затем можем их использовать многократно в режиме «Индивидуальный тест» – тест без отображения тестирования на проекторе. Для проведения индивидуального теста необходимо подготовить письменные варианты теста, зарегистрировать участников и провести тест.
Письменные варианты теста можно выбрать на основе уже созданных вопросов, при этом количество вариантов учитель может определить самостоятельно. Вопросы в тест можно задать вручную, а можно использовать автораспределение. При автоматическом распределении вопросов вопросы добавляются в произвольном порядке, что обеспечивает уникальность вариантов.
Ученикам раздаются печатные варианты теста, при этом у каждого может быть свой вариант. Ученики могут в любом порядке отвечать на вопросы с помощью пультов. Преподаватель в реальном времени может просматривать и корректировать ответы учащихся на своем ноутбуке.
Таким образом, интерактивная система тестирования VOTUM позволяет отработать практические навыки работы с заданиями части ГИА, а также психологически настроить на выполнение тестовых заданий.
Использование интерактивной систему тестирования VOTUM позволяет сделать уроки интересными, насыщенными разнообразной информацией, освобождает учителя русского языка от бесконечной проверки тетрадей (ее теперь можно чередовать с тестированием). Позволяет сделать работу учителя более эффективной и повысить учебную мотивацию учеников.

2018