Оригинал материала размещен в выпуске № 9 (47) https://f.almanah.su/47.pdf
Использование игр и игровых функций в процессе обучения можно объяснить растущей популярностью игр для игровых приставок и мобильных устройств. Могут ли дети учиться на играх? Несомненно. Исследования немецкого доктора Арне Мэя показали, что освоение нового навыка приводит к заметному увеличению серого вещества мозга всего за несколько недель. Ученые во всем мире согласны с тем, что цикл игр "вызов-достижение-вознаграждение" способствует выработке дофамина в мозге, усиливая наше желание играть. В дополнение к этому улучшается запоминание. Исследования Ваутерса и других показывают, что игры по сравнению с текстовыми заданиями при тестировании сразу после инструкции, скорее всего, дадут аналогичные результаты, но при тестировании через несколько дней знания, основанные на играх, лучше сохраняются.
Как геймифицировать обучение? Рассмотрим некоторые из основных элементов геймификации.
Дизайн и игровая механика. «Механика игры, а не тема делает ее увлекательной». (Зихерманн и Каннингем)
Структура и динамика игры должны соответствовать содержанию. В рамках той же конкурентной борьбы получение награды или приза может быть недостаточным признанием для многих участников. Как отмечает Бренда Эндерс, включение средств, позволяющих пользователям демонстрировать свои достижения другим, повышает самооценку. Наиболее распространенным способом достижения этой цели являются турнирные таблицы. Рассмотрим некоторые из этих лучших практик:
- Турнирная таблица должна отражать те достижения и навыки, которые важны для целей обучения.
- Используйте более одной таблицы лидеров в одной программе. Например, отдельные таблицы для классов, параллелей, а также отдельных заданий.
- Предоставляйте возможность поиска по турнирной таблице. Эффективность такого рейтинга снижается, если игрок видит только лидеров и не может сразу найти себя или своих знакомых в нем.
- Дайте возможность игрокам создавать свои собственные таблицы лидеров. Таким образом они смогут быстро оценить свои результаты в сравнении с другими.
В дополнение к очкам и таблицам лидеров можно использовать и другие игровые механики, которые повышают интерес:
- Коллекционирование – сбор значков или других объектов, относящихся к геймифицированному контенту;
- Сюрприз и неожиданный восторг – получение необъявленных наград;
- Организация – перетаскивание или нумерация шагов в правильном порядке
- Подарки – возможность дарить очки другим игрокам
- Признание за достижения – получение похвалы за успехи
- Руководить другими – показывать другим игрокам, как решать проблемы
- Статус – получение вознаграждения за ваши достижения
Некоторые из этих функций являются чем-то большим, чем просто игровая механика – они являются тематическими, что больше вовлекает в динамику процесса, где осуществляется основная часть обучения.
Интерактивность и обратная связь. Одним из краеугольных камней любой успешной игры является интерактивность. Уровень вовлеченности, создаваемый интерактивностью, зависит от ряда факторов, включая сложность механики, соответствие механики содержанию и сложность накопленного опыта.
В захватывающей интерактивности задачи, поставленные перед игроком, предоставляют возможность достичь конкретных целей в игре. При разработке задач Бренда Эндерс предлагает следующие лучшие практики:
- Формулируйте задачи на основе действий, которые вы можете отслеживать.
- Вознаграждайте своих учеников за выполнение заданий и достижение поставленных целей. Убедитесь, что награды, которые вы даете своим ученикам, имеют для них значение.
- Варьируйте продолжительность, сложность и время выполнения ваших заданий.
Вовлеченность может быть усилена за счет создания ощущения срочности, например, за счет ограничения времени на интерактивность, как и в случае с реальными сроками.
Джеймс Пол Джи, главный специалист по играм в Центре игр Университета штата Аризона и Фонда Гейтса, предлагает некоторые дополнительные моменты, основанные на его исследованиях, которые включают эффективные игры.
Принятие риска. Хорошие игры снижают последствия неудачи; игроки могут начать с последней сохраненной игры, когда они потерпят неудачу. Таким образом, игрокам предлагается рисковать, исследовать и пробовать что-то новое. На самом деле, в игре риск – это хорошо.
Вызов и закрепление навыков. Хорошие игры предлагают игрокам набор сложных задач, а затем позволяют им довести их решение до автоматизма. Затем игра ставит перед игроками новую группу задач. В свою очередь, повторение закрепляет это новое мастерство.
Обеспечить право на ошибку обучающихся можно следующими принципами:
- Предлагайте обучающимся несколько попыток.
- Обеспечьте обратную связь, когда учащиеся терпят неудачу с первой попытки; давайте возможность повторить попытку; и, в более широком масштабе, предоставляйте возможность повторить обучение до тех пор, пока они не достигнут цели и не освоят содержание.
- Сформулируйте категории баллов, которые показывают, насколько хорошо учащийся достигает поставленных целей.
Также важно обеспечить обратную связь, которая информирует игроков о том, на каком этапе они находятся (с помощью панели мониторинга или индикатора выполнения и т.). Игровые уровни позволяют разбить большую сюжетную линию на более мелкие, более достижимые единицы.
Сторителлинг. Самые увлекательные игры включают в себя сюжетную линию, которая вовлекает игрока в процесс. Для начала опишите сюжетную линию, персонажей и их цели, а также настройки, в которых будет разворачиваться сюжетная линия. Кроме того, по словам Эндерса:
- Стремитесь к захватывающему сюжету, который будет держать игроков в напряжении.
- Используйте персонажей, с которыми ваши ученики могут общаться, чтобы их действия вызывали эмоциональный отклик.
- Используйте различные символы, каждый из которых предоставляет различные знания, точку зрения или функцию поддержки в отношении проблем. Персонажи лучше всего представляют контент, взаимодействуя друг с другом реалистичными голосами.
Важность хорошей истории невозможно переоценить. У людей есть врожденная предрасположенность к обучению таким образом.
Мотивация. Мотивация в сочетании с механикой, дизайном, интерактивностью, обратной связью и сторителлингом способствуют широкому вовлечению и оживлению, а также успешному сохранению и применению полученных компетенций.
Конечно, в реальной жизни существует множество различных мотивирующих факторов, но в рамках игровой среды лучше всего начать с количественной оценки.
Награды. В дополнение к внутренним и внешним мотиваторам существуют другие эффективные средства создания мотивации. Геймификация работает лучше, если мы сможем согласовать внутреннюю мотивацию и внешние вознаграждения, и мы должны стремиться к достижению. Как это приводит к правильному выбору вознаграждений? Начните с определения внутреннего мотивационного состояния обучающихся, определив цель, которая мотивирует их в контексте обучения. Затем назначьте возрастающую шкалу вознаграждений, связанных с их успехом, но не раскрывайте все награды. Когда будут объявлены награды-сюрпризы, возникнет новое измерение мотивации.
Геймификация - это полезное и интересное направление, которое является ответом на многие современные вызовы. Однако следует помнить, что обучение - это серьезная сфера. И все же она должна быть интересной, практико-ориентированной и направленной на развитие личностных качеств обучающихся, а не просто на заучивание определенных тем.
Библиографический список
1. Гин А.А. Приемы педагогический техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999. – 88 с.
2. Берджес Д. Обучение как приключение: Как сделать уроки интересными и увлекательными. – М.: Альпина Паблишер, 2015.
3. Enders, Brenda. “Gamification, Games, and Learning: What Managers and Practitioners Need to Know.” The eLearning Guild, 2013.
4. Kapp, Karl. The Gamification of Learning and Instruction: Game-Based Methods and Strategies for Training and Education, Pfeiffer and ASTD, 2012.
5. Zichermann, Gabe and Christopher Cunningham. Gamification by Design – Implementing Game Mechanics in Web and Mobile Apps. Sebastopol, CA: O’Reilly Media, 2011.