НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Звездина Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе

Библиографическое описание:
Звездина Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/71-1.pdf.

Главная задача проектной деятельности в начальной школе - научить детей работать в группах, находить нужную информацию, проводить исследования (пусть и с помощью взрослых), решать проблемные ситуации и, главное, увлечь ребят проектно-исследовательской деятельностью.

Младшие школьники с интересом наблюдают за тем, что происходит в окружающем мире, могут выдвигать порой фантастические гипотезы, находить ответы на свои вопросы. Причём область интересов обучающихся разнообразна: их интересуют физико-химические процессы, животный и растительный мир, происхождение вещей, цена минуты, искусство, психология.

Важно поддерживать их интерес и научить обучающихся правильному подходу к этому творческому виду деятельности. Но, прежде всего, учитель сам должен понимать важность и необходимость проектно-исследовательской работы для достижения метапредметных результатов.

С точки зрения обучающегося учебный проект:

• это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально, максимально используя свои возможности;

• это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Все проекты, создаваемые школьниками, являются их маленькими победами в учебном процессе. Этому предшествует долгий и кропотливый совместный труд учителя и обучающегося как в учебной, так и внеурочной деятельности. Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции, здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

Классные проекты готовятся, как правило, во время внеурочной деятельности. Ничто так не расширяет кругозор обучающегося, не сплачивает коллектив класса, как совместное дело: создание макета, оформление стенной газеты, подготовка фотоальбома, выступления перед аудиторией. И, конечно же, приятно, когда проект рождается на глазах, ученики определяют цели и задачи, учатся взаимодействовать в группах и творчески подходят к презентации своего проекта. А когда это подчинено одной цели и вызывает интерес, тогда достигается положительный эффект.

При работе над проектом в начальной школе важно следовать правилам:

1. Актуальность: все материалы должны быть свежими, подчеркивать текущее положение дел в рамках изучаемого вопроса.

2. Достоверность и обоснованность: исследователь должен полагаться только на проверенные данные, конкретные аргументы и факты. Ребенку необходимо сопоставлять данные между собой из разных источников. В основу исследования должны лечь только те, что не имеют противоречий, нестыковок, не вызывают сомнений.

3. Полнота. Данный критерий подчеркивает, что используемые школьником сведения должны в полной мере раскрывать суть вопроса (несмотря на ограниченность в объеме и пр.). В работе должно быть по минимуму «воды» и больше конкретики: фактов, обоснованной позиции (мнения) автора, анализ ситуации и предложение определенных мероприятий с учётом их целесообразности и эффективности.

4. Уникальность. Используемая школьником в ходе написания проекта информация, должна подробно описывать проблему, подталкивая ребенка к разработке обоснованных решений.

5. Обработка найденных источников предполагает изучение материалов (вычитка и выделение наиболее подходящих фрагментов), систематизация (то есть упорядочивание согласно плану проекта, последовательность и логичность мыслей), упорядочивание материалов (то есть создание полноценного, читабельного текста путем добавления связок, переходов, выводов и пр.).

Поиск информации возможен различными методами: собственный опыт, интернет, поиск информации в библиотеке. В работе над проектом ребенку можно предложить поисковые системы, интернет-олимпиады и конкурсы.

Одно из требований при работе над проектом – это его концептуальная целостность: композиционная, содержательная, идейная. Атмосфера творческой группы создает условия как для самореализации возможностей каждого из ее участников, так и для проявления взаимной поддержки и помощи, а также дает уникальную возможность коммуникативного опыта, опыта принятия совместных решений. Используемые сведения должны в полной мере раскрывать суть вопроса.

Урок, защиты проектов, проводится в качестве обобщающего в конце изучения темы. Таким образом, происходит обмен знаниями, дополнение, расширение кругозора. Необходимо отметить, что учащиеся увлеченно относятся к работе над страноведческими проектами, несмотря на временные затраты, которых требует совместная работа.

Литература

1. Поливанова К.Н. «Проектная деятельность школьников: пособие для учителя». К.Н. Поливанов. – М.: Просвещение, 2011.

2. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников: пособие для учителя». А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2004.

3. Семенова Н.А. «Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе» / Вестник ТГПУ, – 2012. – №11.

4. «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты». Автор составитель В.Ф. Феоктистова. Волгоград: Учитель. – 2010.
2023