Библиографическое описание:
Никитенко Н.И., Четверикова А.И. Формирование читательской компетенции младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Обращаясь к Федеральному Государственному Стандарту начального общего образования, мы увидим, что читательская компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в звукобуквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях.
Но как показывает практика, у детей и их родителей отсутствует интерес к художественным книгам, низкий уровень речевой грамотности, коммуникативной культуры, предпочтение русскому слову иностранной лексики, употребление ненормативной лексики. На сегодняшний день идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей.
Как поддержать интерес учащихся к чтению? Какие приёмы и средства помогут в формировании читательской компетентности младших школьников? Как создать ситуацию успеха? Развитие интереса к чтению начинается с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Без учёта начитанности учащегося, его читательских пристрастий, нельзя умело формировать культуру чтения школьников. Именно читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс их формирования у школьников рассматривается не только как педагогическая, психологическая, методическая, но и как социальная проблемы.
Л.С. Выготский считал, что прежде, чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, надо заинтересовать его этой деятельностью. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, а преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к решению различных задач.
Читательская компетентность определяется: владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, формированием духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. От достижения цели зависит успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе. Специфика детской читательской группы заключается именно в том, что книга нужна им «здесь и теперь», дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства коммуникации и способы проведения досуга. Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются. Родители в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать модные журналы или сканворды. При таком положении школа, а не сам ребёнок, определяет необходимость чтения и его репертуар. Ученик идёт в библиотеку, чтобы выполнить задание учителя. Общение с книгой дома или в библиотеке он воспринимает как продолжение урока за рамками класса. Это так называемое «изучающее чтение» по мотивации – вынужденное чтение. Принудительное чтение отрицательно сказывается на его качестве. Если мотив идёт не от личности школьника, то результат чтения её не касается.
Уметь читать в широком смысле этого слова - значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл. Читать — это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное — вот в чём главное», — говорил великий педагог К. Д. Ушинский. Читательский интерес— это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге, как инструменте для чтения, в тексте, как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт. Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития.
Перед современным учителем встает цель – воспитать грамотного, квалифицированного, творческого и талантливого читателя. Умение читать, не должно сводиться только к овладению техникой чтения, а должно совершенствоваться на протяжении всей жизни человека.
Уроки литературного чтения развивают у школьников интерес к книге и любовь к чтению, а также прививают им полезные в будущем знания, умения, навыки. Здесь можно ориентироваться на два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Творческим чтением движет любознательность. Таким образом, надо строить свою работу, чтобы чтение детской литературы способствовало перерастанию любопытства в любознательность, помогало детям не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Так постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель.
Большую эффективность имеют нестандартные уроки: игра –путешествие, сказки, уроки-спектакли, уроки-проекты, проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов. Беседы-дискуссии учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. При проведении таких уроков у детей повышается интерес после того, как им самим приходится задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращаются к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа. Особое значение для формирования читательской компетенции является личный пример учителя, который выразительно читает художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывает детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали. Для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений используется прием устного словесного рисования. В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, усматривают за словами картины и образы, без труда не только называют тему любого эпизода или ситуации, но и представляют детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства. Большое внимание на уроках чтения необходимо уделять словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь можно применять разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками, толковым словарём. Все трудные слова лучше всего перед уроком выписать на доску. Любимой формой работы для детей является создание книжек-малышек по прочитанному произведению. Здесь проявляются творческие способности каждого ребёнка. При этом авторы книжек демонстрируют умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам. А продуктивность уроков литературного чтения, в свою очередь, в значительной степени определяется повышенным интересом учащихся к искусству.
Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературы надо использовать такие творческие задания: как инсценировка текста или отрывков художественных произведений. Элементы драматизации, выборочное чтение, чтение в лицах, чтение цепочкой по предложению, чтение цепочкой по абзацу, чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос. Так же рекомендуется включать в уроки по литературному чтению классические музыкальные произведения, что является благотворной почвой для формирования и развития в ребенке необходимых творческих умений и навыков, с помощью которых дети смогут познавать мир.
Неоценима роль уроков внеклассного чтения для расширения литературного образования, углубления читательской культуры обучающихся, развития их творческих способностей и эстетического вкуса, укрепления гражданской и нравственной позиций. Цели одни, а способы их достижения разные. Они определяются самой спецификой внеклассных занятий. Внеклассная деятельность является составной часть учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации досуга. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей. Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. На уроках внеклассного чтения с детьми обсуждаются прочитанные по теме книги, проводятся конференции, устные журналы. Внеклассная работа раскрывает учеников, они учатся в более свободной обстановке, не боятся высказывать своё мнение, охотно обращаются к дополнительной литературе по предмету, приобретают вкус к самостоятельной работе с книгой. Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения. Проблемно-поисковые ситуации, настраивают детей на активное участие и решение проблемных вопросов. На уроках детям можно предложить задания творческого характера: написать реальные письма, воспоминания, сочинять загадки и сказки, составлять для сверстников или малышей сборники кулинарных рецептов, полезных советов, записных книжек туристов.
Эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм внеклассных занятий, работы с учреждениями культуры, работы с родителями. Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь - единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты. Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой. Успех формирования читательской компетентности у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению также чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка и подростка. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. Своевременный и тесный контакт с родителями, совместно проведённые с учащимися конкурсы, викторины позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.
Работу по формированию читательской компетентности младших школьников нужно вести систематически в рамках урочной и внеурочной деятельности, в работе с родителями. На уроках литературного чтения использовать всевозможные методы и приёмы для активизации познавательного интереса. Необходимо организовать внеурочную занятость обучающихся по различным направлениям развития личности. Процесс приобщения учащихся к чтению, воспитание квалифицированного читателя - это двусторонний процесс. С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении. В результате каждому учителю хотелось бы видеть обучающегося, который владеет необходимым уровнем техники читательской деятельности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность.
Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни
Библиографический список
1.Колганова Н.Е. Педагогическая модель формирования основ
читательской компетентности младших школьников // Вестник ТГУ. 2013. Выпуск 2. N118. С. 67-71.
2. Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников / Е.А. Жесткова Е.В. Цуцкова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1330.
Никитенко Н.И., Четверикова А.И. Формирование читательской компетенции младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Обращаясь к Федеральному Государственному Стандарту начального общего образования, мы увидим, что читательская компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в звукобуквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях.
Но как показывает практика, у детей и их родителей отсутствует интерес к художественным книгам, низкий уровень речевой грамотности, коммуникативной культуры, предпочтение русскому слову иностранной лексики, употребление ненормативной лексики. На сегодняшний день идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей.
Как поддержать интерес учащихся к чтению? Какие приёмы и средства помогут в формировании читательской компетентности младших школьников? Как создать ситуацию успеха? Развитие интереса к чтению начинается с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Без учёта начитанности учащегося, его читательских пристрастий, нельзя умело формировать культуру чтения школьников. Именно читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс их формирования у школьников рассматривается не только как педагогическая, психологическая, методическая, но и как социальная проблемы.
Л.С. Выготский считал, что прежде, чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, надо заинтересовать его этой деятельностью. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, а преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к решению различных задач.
Читательская компетентность определяется: владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, формированием духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. От достижения цели зависит успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе. Специфика детской читательской группы заключается именно в том, что книга нужна им «здесь и теперь», дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства коммуникации и способы проведения досуга. Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются. Родители в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать модные журналы или сканворды. При таком положении школа, а не сам ребёнок, определяет необходимость чтения и его репертуар. Ученик идёт в библиотеку, чтобы выполнить задание учителя. Общение с книгой дома или в библиотеке он воспринимает как продолжение урока за рамками класса. Это так называемое «изучающее чтение» по мотивации – вынужденное чтение. Принудительное чтение отрицательно сказывается на его качестве. Если мотив идёт не от личности школьника, то результат чтения её не касается.
Уметь читать в широком смысле этого слова - значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл. Читать — это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное — вот в чём главное», — говорил великий педагог К. Д. Ушинский. Читательский интерес— это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге, как инструменте для чтения, в тексте, как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт. Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития.
Перед современным учителем встает цель – воспитать грамотного, квалифицированного, творческого и талантливого читателя. Умение читать, не должно сводиться только к овладению техникой чтения, а должно совершенствоваться на протяжении всей жизни человека.
Уроки литературного чтения развивают у школьников интерес к книге и любовь к чтению, а также прививают им полезные в будущем знания, умения, навыки. Здесь можно ориентироваться на два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Творческим чтением движет любознательность. Таким образом, надо строить свою работу, чтобы чтение детской литературы способствовало перерастанию любопытства в любознательность, помогало детям не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Так постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель.
Большую эффективность имеют нестандартные уроки: игра –путешествие, сказки, уроки-спектакли, уроки-проекты, проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов. Беседы-дискуссии учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. При проведении таких уроков у детей повышается интерес после того, как им самим приходится задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращаются к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа. Особое значение для формирования читательской компетенции является личный пример учителя, который выразительно читает художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывает детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали. Для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений используется прием устного словесного рисования. В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, усматривают за словами картины и образы, без труда не только называют тему любого эпизода или ситуации, но и представляют детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства. Большое внимание на уроках чтения необходимо уделять словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь можно применять разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками, толковым словарём. Все трудные слова лучше всего перед уроком выписать на доску. Любимой формой работы для детей является создание книжек-малышек по прочитанному произведению. Здесь проявляются творческие способности каждого ребёнка. При этом авторы книжек демонстрируют умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам. А продуктивность уроков литературного чтения, в свою очередь, в значительной степени определяется повышенным интересом учащихся к искусству.
Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературы надо использовать такие творческие задания: как инсценировка текста или отрывков художественных произведений. Элементы драматизации, выборочное чтение, чтение в лицах, чтение цепочкой по предложению, чтение цепочкой по абзацу, чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос. Так же рекомендуется включать в уроки по литературному чтению классические музыкальные произведения, что является благотворной почвой для формирования и развития в ребенке необходимых творческих умений и навыков, с помощью которых дети смогут познавать мир.
Неоценима роль уроков внеклассного чтения для расширения литературного образования, углубления читательской культуры обучающихся, развития их творческих способностей и эстетического вкуса, укрепления гражданской и нравственной позиций. Цели одни, а способы их достижения разные. Они определяются самой спецификой внеклассных занятий. Внеклассная деятельность является составной часть учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации досуга. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей. Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. На уроках внеклассного чтения с детьми обсуждаются прочитанные по теме книги, проводятся конференции, устные журналы. Внеклассная работа раскрывает учеников, они учатся в более свободной обстановке, не боятся высказывать своё мнение, охотно обращаются к дополнительной литературе по предмету, приобретают вкус к самостоятельной работе с книгой. Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения. Проблемно-поисковые ситуации, настраивают детей на активное участие и решение проблемных вопросов. На уроках детям можно предложить задания творческого характера: написать реальные письма, воспоминания, сочинять загадки и сказки, составлять для сверстников или малышей сборники кулинарных рецептов, полезных советов, записных книжек туристов.
Эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм внеклассных занятий, работы с учреждениями культуры, работы с родителями. Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь - единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты. Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой. Успех формирования читательской компетентности у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению также чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка и подростка. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. Своевременный и тесный контакт с родителями, совместно проведённые с учащимися конкурсы, викторины позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.
Работу по формированию читательской компетентности младших школьников нужно вести систематически в рамках урочной и внеурочной деятельности, в работе с родителями. На уроках литературного чтения использовать всевозможные методы и приёмы для активизации познавательного интереса. Необходимо организовать внеурочную занятость обучающихся по различным направлениям развития личности. Процесс приобщения учащихся к чтению, воспитание квалифицированного читателя - это двусторонний процесс. С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении. В результате каждому учителю хотелось бы видеть обучающегося, который владеет необходимым уровнем техники читательской деятельности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность.
Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни
Библиографический список
1.Колганова Н.Е. Педагогическая модель формирования основ
читательской компетентности младших школьников // Вестник ТГУ. 2013. Выпуск 2. N118. С. 67-71.
2. Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников / Е.А. Жесткова Е.В. Цуцкова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1330.