Актуальные вопросы начального общего образования

Дзёма Е.Г. Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме «Проверка безударных гласных в корне слова»

Библиографическое описание:

Дзёма Е.Г. Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме «Проверка безударных гласных в корне слова» // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/63-1.pdf.

Цель урока: создание условий для формирования умений проверять безударные гласные в корне слов.

Задачи:

¾ формировать умение выделять орфограмму в корне слова;

¾ уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

¾ развивать мышление и орфографическую зоркость.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: способствовать установлению связи между учебной деятельностью и мотивацией учащихся; воспитание трудолюбия.

Регулятивные УУД: создавать условия для нахождения наиболее рациональных способов проверки слов с безударными гласными в корне, для самоконтроля выполняемой работы.

Познавательные УУД: содействовать формированию построения цепочек рассуждения при проверке орфограммы; работать над формированием логических умений: анализировать, сравнивать и доказывать свои выводы.

Коммуникативные УУД: создавать условия для взаимодействия и учебного сотрудничества в группах, для развития монологической речи учащихся и умению ставить вопросы.

Тип урока: урок обобщения изученных знаний (3 урок в теме).

Оборудование: карточки для групповой работы и работы в парах, алгоритмы проверки безударных гласных, учебник «Русский язык» для 2 класса, табличка с буквами для игры-соревнования, строки-полоски для составления четверостишия, пословицы о знаниях.

Ход урока.

1. Эмоциональный настрой учащихся на урок

-
Добрый день, ребята. Пусть этот день принесёт нам радость общения, наполнит сердце радостными чувствами.

2. Актуализация знаний учащихся. Решение орфографической задачи

1) Учащиеся знакомятся с историей и обсуждают решение данной орфографической задачи в парах.

Орфографическая задача:

Серёжа позвонил своему другу Коле и предложил:

- Приходи сегодня вечером с м…чом, поиграем.

Собрались ребята вечером.

-М…ч будет. Колька принесёт, - сказал Серёжа.

Коля пришёл, а в руках у него вместо м…ча был м…ч.

Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол.

Почему так получилось?

2) Объяснение в парах на карточках, как правильно записать слова с пропущенными орфограммами.

3) На доске двое учащихся объясняют решение данной орфографической задачи: футбольные мячи – мяч и острые мечи – меч.

4) Проверка работы в парах с работой у доски.

3. Формулирование темы и целей урока

1) Учитель просит на основе проделанной работы предположить тему урока.

Учащиеся выдвигают свои темы:

-Правописание безударных гласных в корне, которые можно проверить.

-Безударные гласные в корне.

-Проверка безударных гласных в корне слов.

2) Учитель показывает точную тему на доске: «Проверка безударных гласных в корне слов».

3) Учащиеся по данной теме выдвигают задачи урока.

Учащиеся:

- Мы будем учиться отвечать на вопросы: что, где и как проверять в слове?

- Будем учиться проверять орфограммы в корнях слов, которые опасны на письме;

- Гласные а, о, и, е, я в корнях слов надо проверять; для этого надо учиться подбирать проверочные слова.

4. Работа над темой урока

1) Упражнение в выборе проверочного слова в ряду родственных слов. Работа в группах.

Задания группам:

1 группа – вода, водичка, подводный, водяной

2 группа – лесной, лесок, лес, лесник

3 группа – солить, соль, солонка, солёный

4 группа – земля, землица, подземный, землянка

5 группа – садовник, садик, посадка, высадить

6 группа – глядит, загляденье, взглянуть, взгляд

2) Игра «Узнай безударную гласную» с сигнальными карточками.

Учитель называет слова для проверки: л…сточек, к…пуста, цв…ты, л…нивые, л…скает, л…сичка, п…тёрка, м…дведь, к…рмушка, д…лёкий, г…ревать.

Учащиеся показывают на карточках нужную гласную, проверяют по алгоритму.

3) Гимнастика для глаз.

4) Самостоятельная работа на проверку слов в загадке с пропущенными орфограммами в корне.

Учащиеся самостоятельно списывают загадку в упражнении 109 на стр.50.

Обозначают орфограммы в корне и проверяют слова.

На доске записана данная загадка с ошибками.

Упражнение 109.

Я дома у двирей лижу

И всех пришедших в нос лижу. (Сабака)

Проверка работы в парах.

Проверка работы по доске и исправление ошибок в загадке с доказательствами учащихся.

5) Физминутка – игра с хлопками

Учитель называет пары слов и предлагает хлопнуть учащимся, если слова родственные: землянка, землица; земля, в земле; покормит, кормушка; добрый, доброта; осень, осенью; зверь, зверёк; водитель, водяной.

5. Закрепление изученных знаний

1) Учитель организовывает соревнования по рядам для проверки написания слов с пропущенными орфограммами: с…сновый, гр…бок, м…рковь, ст…пной, охр…нять, вых…дить, п…тно, св…стеть.

2) Учащиеся проводят соревнование и выделяют «лишнее» слово и объясняют, почему оно «лишнее».

3) Проверка в 3-х группах по табличке на доске.

6. Этап контроля

1) Творческая работа в парах по составлению четверостишия из строк-полосок:

2) Самостоятельное составление в парах.

3) Запись в тетрадях с проверкой слов/

4) Самопроверка по эталону на доске. Оценивание своей работы.

Среди кустов зелёных,

У речки серебристой,

Гуляет оленёнок –

Телёночек пятнистый.

7. Итог урока

-Какие задачи мы ставили?

-Как справились с ними?

-Что помогло нам в этом?

9. Рефлексия.

Учитель предлагает выбрать пословицу, которая соответствовала работе на уроке. Пословицы:

1. Без терпенья нет ученья.

2. Знание лучше богатства.

3. Учи показом, а не рассказом.

4. Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

5. Неграмотный — что слепой.

6. Учение — путь к умению.

Библиографический список1. Нечаева Н. В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык». 2 класс. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 172 с.

2. Нечаева Н. В. Русский язык (в 2 частях). 2 класс. Часть 1: учебник для общеобразовательных организаций / Н. В. Нечаева. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. — 111 с.
2023