Библиографическое описание:
Дзёма Е.Г. Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме «Проверка безударных гласных в корне слова» // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/63-1.pdf.
Цель урока: создание условий для формирования умений проверять безударные гласные в корне слов.
Задачи:
¾ формировать умение выделять орфограмму в корне слова;
¾ уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
¾ развивать мышление и орфографическую зоркость.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: способствовать установлению связи между учебной деятельностью и мотивацией учащихся; воспитание трудолюбия.
Регулятивные УУД: создавать условия для нахождения наиболее рациональных способов проверки слов с безударными гласными в корне, для самоконтроля выполняемой работы.
Познавательные УУД: содействовать формированию построения цепочек рассуждения при проверке орфограммы; работать над формированием логических умений: анализировать, сравнивать и доказывать свои выводы.
Коммуникативные УУД: создавать условия для взаимодействия и учебного сотрудничества в группах, для развития монологической речи учащихся и умению ставить вопросы.
Тип урока: урок обобщения изученных знаний (3 урок в теме).
Оборудование: карточки для групповой работы и работы в парах, алгоритмы проверки безударных гласных, учебник «Русский язык» для 2 класса, табличка с буквами для игры-соревнования, строки-полоски для составления четверостишия, пословицы о знаниях.
Ход урока.
1. Эмоциональный настрой учащихся на урок
-
Добрый день, ребята. Пусть этот день принесёт нам радость общения, наполнит сердце радостными чувствами.
2. Актуализация знаний учащихся. Решение орфографической задачи
1) Учащиеся знакомятся с историей и обсуждают решение данной орфографической задачи в парах.
Орфографическая задача:
Серёжа позвонил своему другу Коле и предложил:
- Приходи сегодня вечером с м…чом, поиграем.
Собрались ребята вечером.
-М…ч будет. Колька принесёт, - сказал Серёжа.
Коля пришёл, а в руках у него вместо м…ча был м…ч.
Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол.
Почему так получилось?
2) Объяснение в парах на карточках, как правильно записать слова с пропущенными орфограммами.
3) На доске двое учащихся объясняют решение данной орфографической задачи: футбольные мячи – мяч и острые мечи – меч.
4) Проверка работы в парах с работой у доски.
3. Формулирование темы и целей урока
1) Учитель просит на основе проделанной работы предположить тему урока.
Учащиеся выдвигают свои темы:
-Правописание безударных гласных в корне, которые можно проверить.
-Безударные гласные в корне.
-Проверка безударных гласных в корне слов.
2) Учитель показывает точную тему на доске: «Проверка безударных гласных в корне слов».
3) Учащиеся по данной теме выдвигают задачи урока.
Учащиеся:
- Мы будем учиться отвечать на вопросы: что, где и как проверять в слове?
- Будем учиться проверять орфограммы в корнях слов, которые опасны на письме;
- Гласные а, о, и, е, я в корнях слов надо проверять; для этого надо учиться подбирать проверочные слова.
4. Работа над темой урока
1) Упражнение в выборе проверочного слова в ряду родственных слов. Работа в группах.
Задания группам:
1 группа – вода, водичка, подводный, водяной
2 группа – лесной, лесок, лес, лесник
3 группа – солить, соль, солонка, солёный
4 группа – земля, землица, подземный, землянка
5 группа – садовник, садик, посадка, высадить
6 группа – глядит, загляденье, взглянуть, взгляд
2) Игра «Узнай безударную гласную» с сигнальными карточками.
Учитель называет слова для проверки: л…сточек, к…пуста, цв…ты, л…нивые, л…скает, л…сичка, п…тёрка, м…дведь, к…рмушка, д…лёкий, г…ревать.
Учащиеся показывают на карточках нужную гласную, проверяют по алгоритму.
3) Гимнастика для глаз.
4) Самостоятельная работа на проверку слов в загадке с пропущенными орфограммами в корне.
Учащиеся самостоятельно списывают загадку в упражнении 109 на стр.50.
Обозначают орфограммы в корне и проверяют слова.
На доске записана данная загадка с ошибками.
Упражнение 109.
Я дома у двирей лижу
И всех пришедших в нос лижу. (Сабака)
Проверка работы в парах.
Проверка работы по доске и исправление ошибок в загадке с доказательствами учащихся.
5) Физминутка – игра с хлопками
Учитель называет пары слов и предлагает хлопнуть учащимся, если слова родственные: землянка, землица; земля, в земле; покормит, кормушка; добрый, доброта; осень, осенью; зверь, зверёк; водитель, водяной.
5. Закрепление изученных знаний
1) Учитель организовывает соревнования по рядам для проверки написания слов с пропущенными орфограммами: с…сновый, гр…бок, м…рковь, ст…пной, охр…нять, вых…дить, п…тно, св…стеть.
2) Учащиеся проводят соревнование и выделяют «лишнее» слово и объясняют, почему оно «лишнее».
3) Проверка в 3-х группах по табличке на доске.
6. Этап контроля
1) Творческая работа в парах по составлению четверостишия из строк-полосок:
2) Самостоятельное составление в парах.
3) Запись в тетрадях с проверкой слов/
4) Самопроверка по эталону на доске. Оценивание своей работы.
Среди кустов зелёных,
У речки серебристой,
Гуляет оленёнок –
Телёночек пятнистый.
7. Итог урока
-Какие задачи мы ставили?
-Как справились с ними?
-Что помогло нам в этом?
9. Рефлексия.
Учитель предлагает выбрать пословицу, которая соответствовала работе на уроке. Пословицы:
1. Без терпенья нет ученья.
2. Знание лучше богатства.
3. Учи показом, а не рассказом.
4. Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
5. Неграмотный — что слепой.
6. Учение — путь к умению.
Библиографический список1. Нечаева Н. В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык». 2 класс. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 172 с.
2. Нечаева Н. В. Русский язык (в 2 частях). 2 класс. Часть 1: учебник для общеобразовательных организаций / Н. В. Нечаева. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. — 111 с.
Дзёма Е.Г. Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме «Проверка безударных гласных в корне слова» // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/63-1.pdf.
Цель урока: создание условий для формирования умений проверять безударные гласные в корне слов.
Задачи:
¾ формировать умение выделять орфограмму в корне слова;
¾ уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
¾ развивать мышление и орфографическую зоркость.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: способствовать установлению связи между учебной деятельностью и мотивацией учащихся; воспитание трудолюбия.
Регулятивные УУД: создавать условия для нахождения наиболее рациональных способов проверки слов с безударными гласными в корне, для самоконтроля выполняемой работы.
Познавательные УУД: содействовать формированию построения цепочек рассуждения при проверке орфограммы; работать над формированием логических умений: анализировать, сравнивать и доказывать свои выводы.
Коммуникативные УУД: создавать условия для взаимодействия и учебного сотрудничества в группах, для развития монологической речи учащихся и умению ставить вопросы.
Тип урока: урок обобщения изученных знаний (3 урок в теме).
Оборудование: карточки для групповой работы и работы в парах, алгоритмы проверки безударных гласных, учебник «Русский язык» для 2 класса, табличка с буквами для игры-соревнования, строки-полоски для составления четверостишия, пословицы о знаниях.
Ход урока.
1. Эмоциональный настрой учащихся на урок
-
Добрый день, ребята. Пусть этот день принесёт нам радость общения, наполнит сердце радостными чувствами.
2. Актуализация знаний учащихся. Решение орфографической задачи
1) Учащиеся знакомятся с историей и обсуждают решение данной орфографической задачи в парах.
Орфографическая задача:
Серёжа позвонил своему другу Коле и предложил:
- Приходи сегодня вечером с м…чом, поиграем.
Собрались ребята вечером.
-М…ч будет. Колька принесёт, - сказал Серёжа.
Коля пришёл, а в руках у него вместо м…ча был м…ч.
Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол.
Почему так получилось?
2) Объяснение в парах на карточках, как правильно записать слова с пропущенными орфограммами.
3) На доске двое учащихся объясняют решение данной орфографической задачи: футбольные мячи – мяч и острые мечи – меч.
4) Проверка работы в парах с работой у доски.
3. Формулирование темы и целей урока
1) Учитель просит на основе проделанной работы предположить тему урока.
Учащиеся выдвигают свои темы:
-Правописание безударных гласных в корне, которые можно проверить.
-Безударные гласные в корне.
-Проверка безударных гласных в корне слов.
2) Учитель показывает точную тему на доске: «Проверка безударных гласных в корне слов».
3) Учащиеся по данной теме выдвигают задачи урока.
Учащиеся:
- Мы будем учиться отвечать на вопросы: что, где и как проверять в слове?
- Будем учиться проверять орфограммы в корнях слов, которые опасны на письме;
- Гласные а, о, и, е, я в корнях слов надо проверять; для этого надо учиться подбирать проверочные слова.
4. Работа над темой урока
1) Упражнение в выборе проверочного слова в ряду родственных слов. Работа в группах.
Задания группам:
1 группа – вода, водичка, подводный, водяной
2 группа – лесной, лесок, лес, лесник
3 группа – солить, соль, солонка, солёный
4 группа – земля, землица, подземный, землянка
5 группа – садовник, садик, посадка, высадить
6 группа – глядит, загляденье, взглянуть, взгляд
2) Игра «Узнай безударную гласную» с сигнальными карточками.
Учитель называет слова для проверки: л…сточек, к…пуста, цв…ты, л…нивые, л…скает, л…сичка, п…тёрка, м…дведь, к…рмушка, д…лёкий, г…ревать.
Учащиеся показывают на карточках нужную гласную, проверяют по алгоритму.
3) Гимнастика для глаз.
4) Самостоятельная работа на проверку слов в загадке с пропущенными орфограммами в корне.
Учащиеся самостоятельно списывают загадку в упражнении 109 на стр.50.
Обозначают орфограммы в корне и проверяют слова.
На доске записана данная загадка с ошибками.
Упражнение 109.
Я дома у двирей лижу
И всех пришедших в нос лижу. (Сабака)
Проверка работы в парах.
Проверка работы по доске и исправление ошибок в загадке с доказательствами учащихся.
5) Физминутка – игра с хлопками
Учитель называет пары слов и предлагает хлопнуть учащимся, если слова родственные: землянка, землица; земля, в земле; покормит, кормушка; добрый, доброта; осень, осенью; зверь, зверёк; водитель, водяной.
5. Закрепление изученных знаний
1) Учитель организовывает соревнования по рядам для проверки написания слов с пропущенными орфограммами: с…сновый, гр…бок, м…рковь, ст…пной, охр…нять, вых…дить, п…тно, св…стеть.
2) Учащиеся проводят соревнование и выделяют «лишнее» слово и объясняют, почему оно «лишнее».
3) Проверка в 3-х группах по табличке на доске.
6. Этап контроля
1) Творческая работа в парах по составлению четверостишия из строк-полосок:
2) Самостоятельное составление в парах.
3) Запись в тетрадях с проверкой слов/
4) Самопроверка по эталону на доске. Оценивание своей работы.
Среди кустов зелёных,
У речки серебристой,
Гуляет оленёнок –
Телёночек пятнистый.
7. Итог урока
-Какие задачи мы ставили?
-Как справились с ними?
-Что помогло нам в этом?
9. Рефлексия.
Учитель предлагает выбрать пословицу, которая соответствовала работе на уроке. Пословицы:
1. Без терпенья нет ученья.
2. Знание лучше богатства.
3. Учи показом, а не рассказом.
4. Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
5. Неграмотный — что слепой.
6. Учение — путь к умению.
Библиографический список1. Нечаева Н. В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык». 2 класс. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 172 с.
2. Нечаева Н. В. Русский язык (в 2 частях). 2 класс. Часть 1: учебник для общеобразовательных организаций / Н. В. Нечаева. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. — 111 с.