Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Замятина Е.Ю. Социальная интеграция детей-инвалидов


Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf


В современных социально-экономических условиях актуальной проблемой нашего общества является социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Сегодня дети – инвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Многие дети – инвалиды не имеют семей и не могут участвовать в общественной жизни. Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, творческих возможностей и способностей. Одно из главных направлений педагогической работы - это социальная интеграция детей-инвалидов. Дети-инвалиды составляют значительную часть, проживающих в детских домах и интернатов. Одной из причин социальной изоляции детей в подобных учреждениях является традиционный медицинский подход к пониманию инвалидности. Когда в конце 60-х создавались учреждения для детей-инвалидов, идея была в том, чтобы собрать в одном месте максимально возможное количество медицинских услуг, необходимых ребенку, и этого самого ребенка туда поместить. Хотя логичнее было бы развивать все эти услуги на местах, чтобы любой ребенок мог ими воспользоваться. Деятельность государства и общества, направленная на содействие интеграции инвалидов, по-прежнему отстает от европейских стандартов и недостаточно реагирует на острые нужды инвалидов, чтобы предотвращать обострение их социальных проблем.
Интеграция – это процесс, затрагивающий все сферы жизнедеятельности человека; интеграция инвалидов в общество – это процесс, включающий четыре компонента:
- социально - аксиологический, − в обществе признаются единые ценности, определяющие представления и установки индивидов, как с ограниченными возможностями здоровья, так и здоровых;
- организационно-правовой, − процесс интеграции строится на основе законодательства, утверждающего равные права граждан;
- пространственная организация жизнедеятельности − для интеграции инвалидов в общество конструируется универсальный дизайн, объекты которого могут в полной мере использоваться всеми людьми без необходимости их специальной адаптации для нужд отдельных категорий потребителей;
- межличностные отношения − происходит интериоризация признания достоинства личности и ее равных прав, независимо от факторов физического или психического здоровья.
Процесс интеграции считается завершенным, если произошла интернализация его участниками нового комплекса ценностей, норм и правил.
Социум может быть полноценным, системным и завершенным только с активным включением в него людей с ограниченными возможностями здоровья, периодически отделяемых от этого социального единства деструктивными элементами объективной и субъективной природы.
Цель социальной интеграции состоит в создании "общества для всех", в котором все лица обладают социальной субъектностью, правами и обязанностями, независимо от состояния их здоровья, и призваны играть активную действенную роль.
Дети-инвалиды могут пользоваться услугами образования в различных формах (обучение на дому, в специальном, коррекционном учреждении и общеобразовательном учреждении). В связи с демократизацией общества родителям предоставлено право выбора формы обучения и воспитания своих детей. Однако, в отличие от опыта цивилизованных стран, в нашей системе образования все еще сохраняется сепарационный принцип образования и воспитания детей-инвалидов. Специализированные детские учреждения не могут заменить другие социальные институты: семью, родственников, социальное окружение. В этих учреждениях дети изолированы от здоровых сверстников, общаясь только в своей среде, не получают необходимого опыта взаимодействия с другими людьми, живущими в обычных условиях, что порождает у них в дальнейшем существенные трудности социального плана.
Отношение здорового окружения к детям с отклонениями в развитии во многом определяет возможность интегрированного обучения и интеграции в целом. Даже обучаясь в массовой школе, имея потенциальные возможности полноценно участвовать в жиз­ни класса, школы, общении со сверстниками, ребенок с откло­нениями в развитии не всегда может реализовать их потому, что
здоровые дети не хотят вступать с ним в контакт, администрация массовой школы не хочет принимать его на обучение. Установки: здоровых могут стать решающей компонентой успеха или провала учащихся с ДЦП в обычной школе. Исследования показывают, что в ситуациях, не требующих тесного, общения установки школьников в целом благоприятны. При более тесных контактах установки становятся негативными. В целом учащиеся средних школ чувствуют себя с однокашниками-инвалидами нее комфортно, чем со здоровыми, во время общения с инвалидами они испытывают большую тревогу, и одноклассники-инвалиды оцениваются ниже, чем здоровые.
Исследования взаимоотношений детей-инвалидов и здоровых детей в нашей стране не проводилось. В то время как в других этой проблемой занимаются уже более сорока лет.
По результатам исследований зарубежных авторов установлено, что отношение здоровых к инвалидам в целом характеризуется как откровенно неблагоприятное, в то же время своим сострадания, вежливым нерасположением, и, имеет характер доминирования — подчинения, когда здоровые получают в или иной виде власть над тем, у кого есть определенные отклонения.
В некоторых исследованиях отмечается амбивалентный характер отношений здоровых к больным с одной стороны неприятия, и даже враждебность с другой — симпатия и сочувствие. В этом видятся скрытые возможности, улучшения социальной интеграции инвалидов.
Эффективность педагогической интеграции зависит от воз­можностей ребенка, желания и помощи родителей, а также нали­чия на всех этапах обучения квалифицированно организованной службы психолого-педагогического, медико-асоциального сопро­вождения.
Одним из главных условий успеха социальной и педагогичес­кой интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья является коррекция отношений участников процесса интеграции (детей, педагогов и родителей) массовой и специальной школ друг к другу.
В заключении следует отметить, что интеграция - это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.

Библиографический список

1.       Воронцова М.В., Кукушин В.С., Дубровская Т.А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Монография. Таганрог, 2009.
2.       Пашков А.Д., Гонеев А.Г. Педагогические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Курск, 1999.
3.       Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования.- 2003.- № 5.
2019