Оригинал материала размещен в выпуске № 5 (43) https://f.almanah.su/43.pdf
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования; формировать представление детей о витаминах, содержащихся во фруктах.
Задачи: познакомить с техникой рисования – оттиск поролоновой губкой; закреплять навыки работы с пластилином, применяя приём размазывания; совершенствовать общую и мелкую моторику. Развивать слуховое и зрительное внимание; способствовать развитию эстетического восприятия; развивать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников; развивать чувство фактурности, объёмности. Формировать учебные навыки (усидчивость, аккуратность в работе); воспитывать художественный вкус; воспитывать сочувствие к чужой беде и желание помочь). Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.
Предварительная работа:
Чтение К. Чуковского «Доктор Айболит»; Беседа с детьми о пользе фруктов для здоровья.
Материал для занятия:
· бумажная заготовка – лимон;
· бумажный голубь;
· письмо;
· карточки с загадками (лепестки ромашки);
· гуашь жёлтого и зелёного цветов;
· пластилин жёлтого цвета;
· палитра;
· две поролоновые губки разных размеров;
· косточки лимона;
· большой конверт с надписью;
· угощенье для детей (лимонные дольки);
· свежие фрукты или муляжи лимона, мандарина, апельсина, грейпфрута.
Ход занятия
Входим с детьми в группу и обращаю их внимание на присутствующих гостей.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости и хотят посмотреть, чему мы научились и что умеем делать. Поделимся опытом и знаниями?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда проходите на коврик. Садитесь рядышком друг с другом, словно месяц полукругом.
Дети садятся на ковёр перед педагогом. Воспитатель обращает внимание детей на предмет, висящий над головами.
Воспитатель: Посмотрите, что за птица к нам прилетела? Какой он? А какие ещё бывают голуби? (ответы детей).
Что у него в клюве? (фото1.)
(ответы детей).
Воспитатель: Правильно. От кого может быть письмо? Что там может быть написано? Что нам сделать, чтобы узнать? (прочитать).
Воспитатель отвязывает письмо и показывает его детям. (фото2.)
(ответы детей).
Воспитатель: Совершенно верно. Вы послушайте, а я вам его прочитаю.
Воспитатель зачитывает текст письма:
«Здравствуйте, ребята! В Африке беда!
Заболели крокодилы, обезьяны, попугаи и газели.
Витамины им нужны!
Помогите их найти.
Нужно фруктов мне прислать,
Чтобы вылечить зверей от простуды поскорей!» Поможем Айболиту вылечить больных зверей?
Воспитатель: Чем мы можем помочь? Что нам нужно сделать? Как нам быть?
(ответы детей).
А чтоб узнать в каких фруктах есть витамины, надо отгадать загадки. В этом нам поможет лечебная ромашка. Встаньте на ножки и подойдите к столу. Отберите себе по лепесточку и посмотрим, что там есть!
Воспитатель, когда дети отгадают загадку, показывает угаданный фрукт.
Так на апельсин похожий,
Отличается он всё же.
И горчинкой, и размером,
Да и кисленький он в меру.
Этот фрукт – такой огромный.
Всей семьёй съедим мы дома. (грейпфрут).
К нам пришёл он из Китая,
И с тех пор не забывают
В новогодние подарки
Положить и шарик яркий.
В нём оранжевые дольки,
Посмотри-ка их тут сколько! (мандарин).
Он и сочен и душист,
А снаружи золотист,
Много долек в нём, друзья,
Для тебя и для меня. (апельсин).
Жёлтый, будто канарейка,
Откусить его сумей-ка!
Ведь без сахара, друзья,
Съесть его никак нельзя! (лимон).
Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож. (груша).
Маленькая печка
С красными угольками. (гранат).
Сладок он, но толстокож,
И чуть- чуть на серп похож. (банан).
Молодцы, ребята!!! Все загадки отгадали! А вы знаете, где растут фрукты? (ответы). А сейчас присядьте, пожалуйста, на стульчики.
Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, что такое витамины и где их можно найти? (ответы). Витамины – это такие полезные вещества, которые есть во всех овощах и фруктах. Чтобы хорошо себя чувствовать, быть здоровым и бодрым, человеку каждый день необходимо кушать и овощи, и фрукты. Учёные каждому витамину дали своё название. Например, есть витамины: А, В, С, Д. Каждый витамин полезен нашему организму по-своему:
· витамин А – очень важен для зрения и кожи,
· витамин В – способствует хорошей работе сердца,
· витамин С – укрепляет весь организм, делает человека более здоровым,
· витамин Д – делает наши руки и ноги крепкими (плакаты с изображением овощей и фруктов, принадлежащих к определённой группе витаминов). Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, в каких продуктах содержится много витаминов?» (сырые овощи, свежие фрукты). Свежие фрукты и овощи очень ароматные, по запаху мы можем узнать их. Хотите почувствовать их аромат?
Ребята, вставайте в круг и закрывайте глазки! Только играть честно, не подглядывать! Я по кругу пронесу фрукт или овощ, а вы должны отгадать, что это!!!! (Игра «Умный Нос»).
Молодцы!!! Присядьте, пожалуйста, на стульчики!!!
Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Повар»!!!
Итак, сколько полезных блюд можно из них приготовить.
Слива, повидло – сливовое повидло
Горох, суп - гороховый суп
Виноград, компот - виноградный компот
Персик, повидло - персиковое повидло
Картофель, пирог – картофельный пирог
Лук, пирог – луковый пирог
Апельсин, варенье – апельсиновое варенье
Банан, торт – банановый торт
Груша, сок – грушевый сок.
А теперь надо нам больным животным отослать фруктов. А какой фрукт важнее для больных животных сейчас??? В каком фрукте больше всего витамина С? (лимон, показываем фрукт). А какой он? (душистый, кислый),….. Пощупайте его. …… Как зверята будут лечиться лимоном? (в чай, сок сделать…..). У меня только один лимон, а зверят очень много. Ребята, давайте его и изготовим! Давайте приступим к работе.
Дети рассаживаются за столы. Включаю музыку для фона.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, какая у него серединка (разрезаем)?
Дети: Сочная, мягкая, жёлтая, кислая.
Воспитатель: Для того, чтобы сделать её мягкой и сочной, мы возьмём пластилин жёлтого цвета, отщипнём небольшие кусочки и размажем на нашу заготовку лимона.
Дети выполняют работу (фото3.)
Воспитатель: Кто из вас знает, что можно встретить в лимоне, если его разрезать?
Дети: Сок, косточки.
Воспитатель: Правильно. Вот и наш фрукт мы украсим косточкой, чтобы он был похож на настоящий.
Дети прикрепляют к пластилину косточки лимона.
Воспитатель: вспомните, какой лимон на ощупь.
Дети: Он гладкий, бугристый.
Воспитатель: Сейчас, ребята, мы будем делать кожицу лимона. Для этого нам понадобится жёлтая краска и поролоновая губка. Губку нужно прижать к палитре с краской и нанести оттиск на нашу заготовку. Но один бочок фрукта мог не поспеть и остался зелёным. Для краски зелёного цвета используйте губку меньшего размера.
Воспитатель проходит между столами и помогает детям, если требуется помощь.
Воспитатель:
Все наши фрукты мы сложим в посылку и отправим в Африку. Вставайте на ножки. Путь не ближний!
Подвижная игра «Полетит, поедет, поплывёт».
Дети встают в круг друг за другом. Внимательно слушают команду воспитателя. Когда педагог говорит: «Посылку везёт поезд», дети идут по кругу и с помощью рук и звуков изображают поезд. На команду: «Письмо летит», дети, изображая крылья самолёта руками, переходят на лёгкий бег. Когда звучит: «Письмо плывёт», дети идут по кругу, изображая руками волны.
Воспитатель: Поиграли, отдохнули. Наши фрукты подсохли, давайте на них полюбуемся.
Воспитатель показывает работы детей, обсуждает выполненную работу (фото4.)
Воспитатель: Вот полезные фрукты и готовы. Давайте посчитаем, сколько лимонов у нас получилось!!! Кто может рассказать, как мы делали их? Карина, что тебе больше понравилось? Тимофей, а что было для тебя интересно? Ребята, что вы узнали нового? А что мы сделали сегодня полезного?
Ответы детей.
Воспитатель: хвалит и угощает.
Все ребята молодцы!
Справились с заданием.
И животным помогли,
И меня не подвели.
И поэтому сейчас
Будем кушать мармелад.
А чтоб здоровье укреплять,
Мы потом пойдём гулять.
Воспитатель: Ребята, а как мы будем отсылать наши фрукты в Африку больным животным? (ответы). Да, можно посылкой.. А на чём можно отправить??? (ответы). Пойдёмте все вместе выйдем на улицу и отправим нашу посылочку на воздушном шаре!!! Выходим и запускаем! Возвращаемся в группу.
Библиографический список
1. Зверева, М. В. Готовимся к школе. Сохрани свое здоровье сам! Школа здоровья для старших дошкольников и их родителей / М.В. Зверева. - М.: Ассоциация XXI век, 2016. - 235 c.2. Первушина, Елена Здоровье дошкольника. От года до 6 лет / Елена Первушина. - М.: Гельветика, 2019. - 335 c.
3. Юнас Детская энциклопедия здоровья / Юнас, Дюрик Ян;, Петер. - М.: Освета, 2019. - 262 c.
(фото1.)
(фото2.)
(фото3.)
(фото4.)