Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Вершина М.Ю. Методы обучения и их виды

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (29) https://f.almanah.su/29.pdf


В условиях модернизации образования, введения профильного обучения у учителя появилась возможность использовать в своей работе лекционно – семинарско – зачетную методику. На первом этапе учащиеся слушают лекции по определенному разделу учебной программы. Причем учитель должен понимать, что школьная лекция должна носить проблемный характер и отражать актуальные вопросы теории и практики, способствовать самостоятельной работе. Существует несколько типов лекций: установочная, вводная, обзорная, тематическая, проблемная, лекция – дискуссия, лекция – консультация. После школьной лекции учитель проводит семинар, для осмысления и закрепления изучаемого материала. Вопросы к семинару ученики узнают заранее, точно знают дату проведения семинара, чтобы была возможность к нему подготовиться. Также учитель должен дать список рекомендуемой литературы для подготовки к семинару. Методическая ценность семинара для школы состоит в том, что в ходе его подготовки и непосредственно в процессе деятельности обеспечивается развитие самостоятельного мышления у учащихся, формируются общеучебные интеллектуальные умения, совершенствуется самоорганизация. Последним этапом этой методики выступает зачет, где ребята индивидуально отвечают на поставленные вопросы и показывают степень усвоения материала. Такую методику можно применять в старших классах школы, при правильной организации методика может дать довольно высокий качественный результат.
Интерактивные методы ориентированы на взаимодействие учащихся не только с учителем, но и другими учащимися. Это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учащимся и учителем, между самими учащимися. Среди интерактивных методов можно выделить: метод «мозгового штурма», метод кластера, метод деловых игр, метод проектов.
Метод проектного обучения появился еще в 20-е гг. XX века в США. В России метод проектов начал применятся в 1905 г. известным русским и советским педагогом - экспериментатором С. Т. Шацким. В 1931 г. в СССР от метода отказались, назвав его буржуазным. Сегодня метод проектов захлестнул всю систему образования России.
В переводе с латинского слово «проект» означает «самостоятельный поиск пути». За определенное время учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую задачу. Проект предполагает самостоятельную деятельность, выполненную или индивидуально или в группах. Проектная деятельность направлена на решение конкретной проблемы. Метод проектов относят к методам преподавания XXI века. Он позволяет сформировать у учащихся способность к восприятию и переработке нового материала, его интерпретации и трансформации. Для современной школы наиболее характерны исследовательские, творческие, игровые, практико-ориентированные, информационные проекты.
Для типологии проектов предлагаются следующие признаки.
·                   По доминирующей в проекте деятельности выделяют следующие виды проектов: исследовательские, творческие, приключенческие, игровые, информационные, практико-ориентированные. В реальной практике проектные работы обычно носят комбинированный характер.
1. По предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект (охватывает две и более предметные области).
2. По характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
3. По количеству участников проекта: индивидуальные, личностные (два партнера из разных школ, регионов), парные, групповые. В учебном процессе школы преобладают групповые проекты. Они позволяют формировать способность к сотрудничеству, которая необходима в любых сферах деятельности. Как показали исследования отечественных педагогов, эффективно осуществлять работу может группа из 3-5 человек, смешанная по составу (девочки и мальчики).
4.  По продолжительности проекта: краткосрочные (мини-проекты) средней продолжительности, долгосрочные.
Основным требованием к организации работы над проектом является профессионализм учителя, знание им особенностей проектной методики. Планируя проект, необходимо четко сформулировать проблему, определить цели, продумать структуру проекта, сформировать команду исполнителей, распределить обязанности внутри группы. Сегодня эта методология используется не вместо систематического предметного обучения, как это было в начале XX в., а параллельно с ним, являясь полноценным организующим компонентом образовательного процесса.
В методике преподавания истории сегодня активно используется метод «мозгового штурма». Это один из методов поиска новых идей для решения поставленной учителем задачи. Участники «мозгового штурма» высказывают большое количество вариантов решения задачи, затем отбирают самые эффективные. Применение данной методики значительно повышает активность школьников, т.к. в работу включается весь класс. Использование методики «мозгового штурма» позволяет показать учащимся, что у одной и той же задачи может быть несколько решений. Например, совершенно по- разному можно взглянуть на такой вопрос:
«Почему в России монархия долгое время была единственным идеалом общественного устройства?». Среди этапов методики «мозгового штурма» выделяют следующие.
·             Формулировка учебной проблемы. Определение условий и правил коллективной работы. Образование рабочих групп, выделение в группах экспертов (экспертами являются ребята, знающие проблему, назначаемые учителем).
·             Экспресс – разминка, (вопрос-ответ, проводится в быстром темпе, в рамках повторения предыдущей темы).
·             «Штурм» озвученной проблемы (каждая группа обсуждает проблему, выдвигая варианты решения проблемы).
·             Обсуждение экспертами итогов работы групп.
·             Отбор самых эффективных идей.
·             Каждый эксперт сообщает о результатах «штурма».
·             Авторы самых эффективных идей, по мнению эксперта, защищают их.
Методика проведения интерактивной игры рассчитана на социальное взаимодействие учащихся, в результате которого будет получено новое знание. Данная методика дает возможность в упрощенной форме освоить новые знания, умения и навыки. Интерактивная игра не может полностью заменить традиционную методику преподавания, но она может ее дополнить, сделать учебный процесс более интересным, что позволит повысить интерес учащихся к учебным занятиям, позволит усвоить большее количество информации.
Игры классифицируют по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности. Выделены, в частности, имитационные, символические и исследовательские игры. Первые ассоциируются с игровым моделированием той или иной сферы труда, вторые основаны на четких правилах и игровых символах, третьи связаны с новыми знаниями и способами деятельности.
Методисты выделяют:
1.           Интерактивные игры с опосредованным воздействием на ученика (ребусы, кроссворды).
2.           Интерактивные игры с непосредственным воздействием на ученика (сюжетно-ролевые игры).
3.           Неинтерактивные игры (индивидуальные игровые задания).
4.           Игры с ролями и сюжетом (импровизированные).
5.           Игры с четким каноническим сюжетом (канонические).
6.           Бессюжетные игры (кроссворды).
Педагог Г.К. Селевко выделяет сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и драматизации.
Одной из самых эффективных является деловая игра. Можно проследить два подвида такой игры. Игра-обсуждение, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией. Такая игра строится на учебном диалоге, но даже при определенной программе деятельности проводится с большой долей импровизации ребят.
Другая форма деловой игры – игра – исследование, которая строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но, в отличие от предыдущей формы, основана на индивидуальных действиях «героя», который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином историческом событии.
Активно используется учителями ретроспективная игра, моделирующая ситуацию, ставящую учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом, каждый ученик получает роль представителя определенной общественной группы или даже и исторической личности. Главным признаком такой игры является «эффект присутствия» и принцип исторической беллетристики «так могло быть». Психолог А.Н. Лук отмечал, что в такой игре подростку «удается прыгнуть выше себя, на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее, справедливее». Школьник для такой игры, как правило, придумывает имя, факты биографии, профессию, социальное положение своего «героя» и даже может придумать атрибуты внешнего облика. При этом он должен иметь представление о характере, чувствах, мыслях и взглядах персонажа. Ретроспективные игры помогают ученику «войти» в историческое время, почувствовать колорит эпохи, «увидеть» конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной исторической ситуации определенного времени.
Кластер - способ графического сопровождения при изучении нового материала на уроках истории. Он позволяет сделать наглядными мыслительные процессы при погружении в ту или иную тему. Кластер позволяет наглядно фиксировать нужную информацию. Кластер помогает вычленить из изучаемой темы те понятия, которые будут служить школьнику определенной опорой при изучении, запоминании материала. Последовательность действий при составлении кластера состоит в следующем.
1.          В начале урока посередине классной доски написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы.
2.          Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»).
3.          По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
 Использование интерактивных методов обучения в преподавании позволяет значительно повысить эффективность уроков, даёт возможность учащимся самостоятельно решать трудные проблемы, выйдя из привычной роли наблюдателя, создаёт потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную. Данные методы увеличивают творческий потенциал личности, гуманитарную составляющую современного образования.

Библиографический список

1.       Т.Б. Михеева, Е.А. Чекунова Школьный учитель: самообразование вопросы и ответы советы тесты М., Русское слово,2008, с.83-84
2.       С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина Современный урок часть1, 2. Ростов-на-Дону, Учитель, 2004, с. 271-272
2020