Информационные технологии в современном образовательном процессе

Лапаева М. В. Информационно-коммуникационные технологии в логопедической работе


Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf

Психологи, педагоги и логопеды доказали, что формирование связной речи - основная задача речевого развития детей. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в становлении личности. В связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Связная речь - высшая форма мыслительной деятельности, определяющая уровень умственного и речевого развития ребенка.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания.
В настоящее время образовательный процесс отличается преимущественно учебной направленностью коррекционно-педагогической работы, неправомерно повышенным вниманием к подготовке к школьному обучению в ущерб задачам речевого, личностного развития и воспитания детей.
Коррекционное воздействие в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями должно быть целенаправленным, систематическим и комплексным. От этого зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.
Учитывая то, что дети в современном мире развиваются в век информационных технологий, их ведущий вид деятельности - игра - все чаще связан с использованием технических средств. Именно поэтому на логопедических занятиях применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) приобретает актуальность.
О.С. Фомичева отмечает, что в основу использования ИКТ положены базовые психолого-педагогические положения, разработанные Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, Д.Б. Элькониным и др.
В работах С. Новоселова, И. Пашелите, С. Пейперт, Г. Петку, Б. Хантер и др. отмечена роль компьютера в развитии интеллекта и личности ребенка в целом. Исследования Ю.Ф. Гаркуши, Л.Р. Лизуновой, Е.В. Маниной, Н.А. Черлиной доказывают, что специальные приемы компьютерно-опосредованного логопедического воздействия оптимизируют процесс коррекции речи и в целом содействуют гармоничному развитию ребенка.
Использование ИКТ в логопедической работе с детьми значительно повышает их познавательную активность благодаря возможности проектировать развивающие технологии, основанные на системном, деятельностном, полисенсорном, интерактивном подходах к коррекционному воздействию. Презентационные и компьютерные технологии позволяют повысить эффективность коррекционно-развивающей работы благодаря сочетанию традиционных и компьютерных методов организации учебной деятельности.
С целью успешной подготовки детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями к школьному обучению в рамках реализации ФГОС ДО логопед, используя ИКТ, должен:
·          развивать любознательность, выступающую основой познавательной активности;
·          развивать умственные, творческие и художественные способности через умение принимать самостоятельные решения;
·          устранять речевые недостатки в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, развивать речь в целом;
·          создавать условия для развития всех познавательных процессов.
В психологической литературе особое внимание уделяется детям с нарушениями речевого развития. Изучением сформированности познавательных процессов у детей с речевой патологией занимались многие психологи: Ю.Ф. Гаркуша, В.А. Калягин, Н.Л. Карпова, Т.С. Овчинникова и др. Каждый из них в своих исследованиях объясняет взаимосвязь нарушений речи с особенностями развития других познавательных процессов.
Использование логопедом ИКТ в коррекционной работе, как отмечает, например, Ю.Ф. Гаркуша:
·          повышает мотивацию к логопедическим занятиям;
·          развивает внимание, зрительно-моторную координацию, познавательную активность;
·          способствует объективному контролю за развитием деятельности детей, визуализации акустических компонентов речи, осуществлению малозаметного перехода от игровой деятельности к учебной, быстрому переводу изучаемого материала в долговременную память;
·          расширяет сюжетное наполнение традиционной игровой деятельности.
Использование ИКТ носит целевой характер:
·          для формирования артикуляционных укладов используются компьютерные презентации, видео- и фотоальбомы;
·          для развития дыхания и просодических элементов речи применяются логоритмика с видеорядом и без него, компьютерные игры, записи аудирования самих детей;
·          при формировании грамматических категорий и слоговой структуры слова используются компьютерные презентации, логоритмика с видеорядом, компьютерные игры и программы.
Использование ИКТ в логопедической работе помогает достичь максимальных результатов по устранению речевых нарушений у каждого ребенка. Однако логопедическое занятие может быть эффективным, если:
·          материал простой и доступный для детей;
·          максимально воздействует на анализаторы;
·          логопед использует речевое пояснение;
·          продолжительность работы ребенка с компьютером составляет не более 10 минут (не чаще двух раз в неделю);
·          после использования ИКТ проводится гимнастика для глаз.
Использование ИКТ учителем-логопедом не ограничивается работой только с детьми. При консультировании родителей также широко используются презентации, аудиозаписи детей. Это мотивирует членов семьи к сотрудничеству с учителем-логопедом, позволяет систематически заниматься с детьми, ускорять процесс коррекции речи.
Также благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий автоматически расширяется круг взаимодействия узких специалистов.
Библиографический список
Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Ё.А. Новые информационные технологии в логопедической работе // Логопед. 2004. №2.
Фомичева О.С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М., 2000.
2021