Актуальные вопросы дошкольного образования

Томилова И.Д. Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в ДОУ в музыкальной деятельности

Библиографическое описание:
Томилова И.Д. Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в ДОУ в музыкальной деятельности // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.

Важное место в развитии детей с ОВЗ занимают музыкальные занятия. Они являются частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеют помимо общеразвивающей, коррекционную направленность. Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал творческой личностью, востребованной и нужной обществу, необходима коррекция и развитие его высших психических функций, эмоционально-волевой, двигательной и социальной сфер.

Мир музыки огромен и неповторим. Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость. Музыка помогает социально адаптировать детей с ОВЗ, обогащает их чувственно-эмоциональную сферу, способствует самовыражению и самореализации:

·музыка оказывает успокаивающее воздействие, снимает страхи и напряженность, ребенок испытывает положительные переживания;

·замкнутые дети становятся более общительными;

·развивается координация движений, мелкая моторика пальцев, чувство метроритма, повышается общий жизненный тонус;

·развивается эмоциональная отзывчивость ребенка, расширяется его кругозор;

·в каждом ребёнке раскрывается творческий потенциал;

·формируется любовь к музыке, вырабатываются элементы музыкального вкуса.

Коррекция нарушенных функций через музыку, помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, сформировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности.

Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия, речевой деятельности). Основной формой музыкальной деятельности являются музыкальные занятия, но не менее важна и индивидуальная работа музыкального руководителя с детьми с ОВЗ, в ходе которой решаются многие проблемы, такие как:

•непроизвольность движений;

•боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;

•речевые нарушения или отсутствие речи;

•замкнутость, неактивность детей;

•неустойчивые внимание и память у дошкольников.

Особенность работы с детьми с ОВЗ состоит:

•в стимуляции элементарной активности у ребенка;

•в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний;

•в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.

Очень важна на музыкальных занятиях - атмосфера, которая создается при помощи общения равных партнеров - детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность.

Повторяющаяся структура занятияпомогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим и радоваться их успехам и удачным находкам.

Педагогам не стоит забывать и о такой здоровьесберегающей технологии, как психогимнастика. В основе психогимнастики лежит игра. К психогимнастике относятся:

•игры на развитие внимания:

•игры на развитие памяти:

•игры на преодоление двигательного автоматизма:

•подвижные игры:

•игры на выражение различных эмоций:

Эти игры на музыкальных занятиях сопровождаются музыкой. С помощью музыкального ритма устанавливается равновесие в деятельности нервной системы ребенка: корректируется его поведение, снимается физическое и эмоциональное напряжение, развивается образное мышление и воображение.

Сформировать речь ребенка, помочь ребенку почувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи - помогает методика мнемотехника. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Необходимость использования мнемотехники для детей с ОВЗ в том, что у таких детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Мнемотехника, как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

Особое место в работе с детьми ОВЗ отводится музыкально-дидактическим играм. Они являются важным средством сенсорного развития, в частности слуховых ощущений и восприятий.

Сочетание музыки и игры вызывает много эмоций, очень многие дети с удовольствием включаются в деятельность. В такой форме они готовы выполнять даже те действия, на которые не способны на других занятиях. У детей появляется желание вступать во взаимодействие друг с другом и со взрослыми, подражать действиям окружающих. Движения становятся более координированными, ритмичными. Ребенок учится извлекать звук из музыкального инструмента, развивается общая и мелкая моторика. При помощи таких игр можно решить и задачи развития познавательной сферы. Дети начинают узнавать знакомые мелодии, определять на слух звучание различных инструментов. Становится заметна положительная динамика в формировании слухового восприятия, памяти, внимания.

С помощью музыкальных игр и пения многие дети начинают петь и проговаривать простые слова, в то время как в обычной жизни они испытывают трудности в овладении активной речью.

Особое место в системе музыкального воспитания детей с ОВЗ занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, что делает коррекционно- воспитательную работу более эффективной.Планирование и подбор материалов для утренников и развлечений осуществляется совместно музыкальным руководителем, логопедом и воспитателями. При этом учитываются возраст детей. Уровень речевого развития и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Каждому ребенку нужно дать возможность выступить на празднике и продемонстрировать свои успехи.

Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению.

Библиографический список

1. Анопкина Е. Н., Сахарова Э. К. Музыкальное развитие детей с овз старшего дошкольного возраста посредством применения интерактивных музыкальнодидактических игр и мнемосхем // Вестник научных конференций. – 2018. – № 4-2 (32). – С. 10-12.

2. Бузакова А. И., Гросул А. В. Музыкальное воспитание детей с овз в условиях реализации ФГОС ДО // В сборнике: Научное и образовательное пространство: перспективы развития Сборник материалов VIII Международной научнопрактической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – 2018. – С. 46-48.

3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
2024-07-01 13:16 2024