Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Девяткина Г.Н. Нравственное воспитание ребенка — актуально ли оно сегодня?

Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf


Нравственное воспитание – один из самых важных аспектов воспитания российских детей, необходимый для его социального становления. В процессе продуманного нравственного воспитания в детском саду ребенок усваивает простейшие общепринятые ценности, определяющие взаимоотношения людей в семье, коллективе, а также принципы и нормы, основанные на концептах добра и зла, истины и лжи, хорошего и плохого. Каковы основные средства и методы нравственного воспитания дошкольников, используемые на сегодняшний день педагогами-воспитателями? Важно ли нравственного воспитания дошкольника в кругу семьи?
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» воспитание определяется как «целенаправленная деятельность, направленная на создание условий для развития духовно-нравственной культуры на основе общечеловеческих и традиционных ценностей». При историческом исследовании вопроса нравственного воспитания, становится очевидным, что данное воспитательное направление было актуально всегда.
Обобщим выше перечисленные определения, и выделим составляющие нравственного воспитания ребенка-дошкольника: нравственные представления, нравственные чувства и нравственное поведение.
Проблема нравственного воспитания детей в настоящее время обусловлена кризисом общества, в котором происходит размывание норм морали, значимости института семьи, духовных ценностей. Это все является серьезным препятствием для личностного становления ребенка дошкольного возраста. Нравственное воспитание способствует формированию гармоничной личности, которая осознает ценности и нормы, принятые в обществе. Кризису нравственности современного общества способствуют современные фривольные методики воспитания детей, следуя которым, родители навязывают ребенку деморализованные обществом средства, например, компьютерные игры, развивающие эгоизм и жестокость. Сегодня многие трехлетние дети не представляют себе дня, проведенного без телефона или планшета, на которых доступна информация, не всегда одобренная даже самими родителями.
Почему воспитание нравственности нужно начинать в раннем возрасте? Дело в том, что в период раннего детства и дошкольного возраста ребенок по максимуму открыт для эмоционального переживания и сопереживания. Дети обычно принимают слова и поступки взрослых как данность, не подвергают их сомнению. Взрослея, ребенок начинает анализировать действия и выражения взрослых и делает для себя не всегда правильный вывод. Опыт, накопленный ребенком в младшем возрасте, в дальнейшем переходит в категорию должного, истинного, канонического, не подвергаемого сомнению.

( Рисунок 1: девочки в национальных костюмах)

В детском саду нравственное воспитание реализуется посредством системы определенных средств и методов, но все же главным источником истинно нравственного воспитания ребенка являются его родители. Детский сад является вспомогательным механизмом, способствующим реализации нравственного воспитания дошкольника. Роль детских садов сводится к попыткам исправления ошибок воспитания ребенка в семье. Конечно, нравственное воспитание дошкольника является актуальной темой, поскольку актуален социальный заказ общества на воспитание личности, способной ориентироваться на нравственно значимые общечеловеческие ценности и нормы поведения: патриотизм, гуманность, благочестие, гражданственность. Приоритет нравственного воспитания провозглашен в сфере государственной политики нашей страны на ближайшие годы, поскольку только нравственные начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в обществе. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» обращается внимание на то, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является «обеспечение духовно-нравственного воспитания, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям».
В условиях социальных отношений, часто обновляющихся в нашей стране, исключительно важно, чтобы личность самостоятельно стремилась быть нравственной, выполняла нравственные нормы не по принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости. Формирование первоначальных нравственных качеств ребенка дошкольного возраста — это психолого-педагогическая доминанта развития его как личности. его сознания на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми». Эта последовательность выражена цепочкой следующих действий:
выдвижение образца нравственного поведения →
1)       действие ребенка по образцу →
2)       повторение образца →
3)       выработка стереотипа, при котором ребенок ощущает социальную значимость нравственного поступка →
4)       возникновение у ребенка потребности опираться на данный стереотип в сходных ситуациях».
Нравственное представление — не простой процесс. Жизненный опыт ребенка, расширяясь, углубляет и дифференцирует нравственные представления, а так же приближает к элементарным нравственным понятиям: об уважении к старшим, о дружбе, о любви к родине. Сформированные нравственные представления регулируют поведение детей, их отношение к окружающим людям. Знание трех составляющих нравственного воспитания: нравственного представления, нравственного чувства и нравственного поведения помогает родителям и воспитателям понять, что именно нужно воспитать в ребенке, чтобы помочь ему стать истинно нравственным человеком.
Сознательное управление собственными чувствами представляет для детей серьезную трудность, поэтому их поведение требует пристального контроля со стороны родителей и воспитателей. Родители и воспитатели могут пользоваться для нравственного воспитания ребенка средствами, которые выделяет Н. А. Ветлугина:
1) средства художественного характера: детская художественная литература, рисование, занятия музыкой, просмотр кинофильмов — все они эмоционально окрашивают моральные явления, познаваемые ребенком;
2) наблюдение за природой родного края, вызывающее у дошкольников чувство гуманности, желание бережно относиться ко всему живому и заботиться о слабых, о тех кому необходима помощь и защита;
3) собственно игровая, трудовая, учебная, художественная деятельность детей, которая помогает осознать нравственные взаимоотношения детей в коллективной деятельности. Следует обратить внимание на игровую деятельность, как основную в дошкольном возрасте. Воспитатель детского сада имеет определенный набор сюжетно-ролевых, традиционных народных, театрализованных игр с нравственной направленностью;
1)       социальное окружение ребенка: родители, иные родственники, друзья, одногруппники. Все они влияют на ценностные ориентации ребенка и активизируют механизм нравственного воспитания.

( Рисунок 2: НОД- поделка «Праздничный салют»)

С. А. Козлова выделяет несколько групп методов нравственного воспитания дошкольников в детском саду. Методы - это конкретизированные способы, полезные для любого воспитателя, реализующего нравственное направление в воспитании своих подопечных:
1) методы, направленные на формирование нравственного поведения: поручения, упражнения, ситуации нравственного выбора, требования;
2) методы, направленные на формирование нравственных поступков и чувств: объяснение, этические беседы, внушение, увещевание, просьба, личный пример;
3) методы, пробуждающие стимул к воспитанию собственной нравственности: поощрение, награждение, одобрение.
Перечисленные методы нравственного воспитания лучше применять комплексно, взаимосвязано. Очень интересным с моей точки зрения методом уточнения нравственных представлений дошкольников является этическая беседа. Содержанием этической беседы могут стать реальные произошедшие в группе случаи нарушения нравственного порядка или ситуации, описанные в детском художественном произведении, например в стихотворении «Жадина» Я. Акима. Зачастую поступки детей в группе становятся толчком к проведению этической беседы. По ходу этических бесед педагог вместе с детьми может охарактеризовать факты и поступки ненравственного характера. Такая характеристика со временем формирует у ребят объективную оценку событий, помогает сориентироваться в какой-либо подобной ситуации и сделать правильный с точки зрения нравственности выбор. Исходя из положительного опыта воспитательной работы детей дошкольников, можем дать порекомендовать к использованию следующий комплекс мероприятий:
1) на тематику русской природы и своей малой родины. Особенно хороши наблюдения природы на прогулке с последующим изучением аналогичного художественного произведения или картины и рисованием наблюдаемого объекта. Например: наблюдение ромашки, чтение стихотворения Г. Новицкой «Ромашки», рисование ромашки в группе;
2) направленные на знакомство дошкольников с шедеврами русской музыки и живописи;
3) направленные на раскрытие особенностей русского народного декоративного творчества;
4) направленные на изучение русских и региональных (местных) народных традиционных праздников, обычаев;
5) совместное чтение детской художественной литературы с последующим обсуждением, в которой авторы показывают детям нравственные нормы, общечеловеческие ценности.
В опыте собственной работы выделяю два аспекта в нравственном воспитании детей дошкольного возраста: 1) процесс закладки нравственных отношений в социуме и собственных качеств ребенка, которые позволяют осуществить данные отношения;
2) деятельность педагога, нацеленная на формирование у дошкольников нравственных представлений, обогащение их нравственных чувств, привитие норм и правил нравственного поведения, определяющих отношение ребенка к себе, другим людям, природе, вещам, обществу.
Еще раз напомню, что основа нравственного воспитания ребенка реализуется лишь в семье. Ребенок до среднего дошкольного возраста, является подражателем, который способен идеально копировать поведение мамы, папы, бабушки или дедушки. Малыш порой жаждет перенять их манеру общения между собой и с посторонними людьми. Родители, конечно же, должны понимать, что воспитание гармоничной высоконравственной личности невозможно в неблагополучной атмосфере в семье. Следует обращать внимание на свое поведение и бороться с собственной ленью, неуважением друг к другу, эгоистичностью, обманом.
Семейное нравственное воспитание ребенка должно протекать с максимальным уважением его личного достоинства. Не следует подавлять инициативу ребенка, проявление его личностных качеств. Семейные отношения являются опорой и примером для подражания, наследуя который ребенок должен становиться нравственной личностью.
Итак, на современном этапе происходит возрождение нравственных ценностей, а значит, появляется потребность в доброте, начиная с детства. Дошкольный возраст – самый сензитивный возраст для нравственного воспитания. В основе формирования нравственных качеств лежит добровольное стремление детей за общественными эталонами поведения. В детском возрасте доброта, сочувствие, радость за ближних, мотивируют ребенка к действиям: к помощи, заботе, вниманию, радости. И поэтому я говорю-ДА, нравственное воспитание актуально!
Библиографический список:
1. Богданова О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании детей. — М.: Просвещение, 2013. — 213 с.
2. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. — М.: Айрис-Пресс, 2011. — 204 с
3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект) // Вестник образования. — 2009. — № 17 // URL:www.vestnik.edu.ru/proect.html
4. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 10.07.1992 № 3266–1 (ред. от 29.12.2013 № 273) // URL: http://www.rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.htm
5. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 9. — С. 25–27.
6. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5–7 лет. — М.: Детство-Пресс, 2010. — 96 с.
7. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — М.: Академия, 2014. — 362 с.
8. Ушинский К. Д. Избранное. — М.: Владос, 2009. — 465 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
10. Харламов М. Ф. Педагогика. — М.: Гардарики, 2011. — 519 с.
11.Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение у дошкольника? — М.: Мозаика-Синтез, 2003. — 195 с.
devyatkina66@mail.ru +79513423001
2018