НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Малыш А. М. Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей


Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf

Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это – не все: наши дети – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это – наши слезы, это – наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
Воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать. Хорошо воспитать своего ребенка может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это – дело приятное, радостное, счастливое.
Прежде всего – надо любить ребенка. Мы должны любить детей не за то, что они «хорошие», а просто за то, что они есть, что это наши дети. Культура любви к ребенку – самое человеческое, что можно себе представить.
Воспитывая ребенка, мы как бы заново переживаем и собственное детство.
В "Концепции дошкольного воспитания" подчеркивается: " Родители и ДОУ в хронологическом ряду связаны преемственности, что позволяет облегчить непрерывность в воспитание и обучение детей" тем не менее дошкольник не эстафета, которую передают родители в руки педагогов. Родители и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие, а чтобы оно было продуктивным, конструктивным следует продумать систему работы с родителями. Сегодня родители нередко стремятся дать детям элитное воспитание и отдают в специальные учреждения на полную неделю. Но, как известно, это не может заменить ребенку семейный уют, родительскую любовь, тепло домашнего очага. Легко предсказать результаты такого воспитания: эгоизм, душевная черствость, искаженная система ценностей, при таком воспитании утрачивается "нить родства" и взаимопонимание. Дети и родители в этой ситуации становятся фактически чужими людьми, которых больше объединяют общие стены, чем родственные чувства.
Сотрудники нашего ДОУ, педагоги ищут различные пути для налаживания взаимоотношений с семьями воспитанников, стремятся к расширению контактов со всеми социальными институтами. Актуальными оказываются анализ, обобщение и укрепление взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка. Речь идет об умении родителями использовать полученные знания, самостоятельно их добывать, анализировать собственную воспитательную деятельность.
Актуальность данной работы заключается в выявлении, изучении и
использовании способов вовлечения родителей в образовательную
деятельность дошкольного образовательного учреждения, что является
неотъемлемой частью детско-родительских отношений.
Где всей своей работой сотрудники ДОУ аргументируют родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. И это очень важно.
Одной из главных задач детского сада является усиление связи между повседневной воспитательно - образовательной работы с детьми и процессом воспитания ребенка в семье.
Разумные поручения, задания и т.п., которые дошкольники должны выполнять дома (но не повторять, не копировать, что делалось в группе), направлены на повышение самостоятельности, творческой активности детей и активизацию взрослых членов семьи.
Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, все это оказывает сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника.
Очень важным для формирования личности ребенка являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовывать содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей.
Содержание работы детского сада с семьей должны быть тесно связано с содержанием воспитательно-образовательной работы с детьми.
В начале года, как правило, на педсовете обсуждают годовой план работы. Затем педагоги информируют о задачах воспитания по определенному разделу на квартал, сообщают программное содержание занятий, дают советы родителям, как в семье может быть продолжена работа, осуществляемая в детском саду.
С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д.
В разделе «Советы и рекомендации» под руководством психолога и социального педагога помещаются рекомендации по различным вопросам, отчеты членов родительского комитета о посещениях семей, дежурствах.
Для семей с детьми-инвалидами можно оформить стенд, где будут практические рекомендации психолога, социального педагога, дефектолога. Так же можно поместить перечень инстанций, где родители могут получить необходимую помощь и поддержку.
Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей. К их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и социальных педагогов, и психологов. Подготовку к этому дню стоит начинать задолго до намеченного срока: подготовить красочное объявление, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты. Перед началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, их цель, необходимость проведения.
Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.
Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и членов родительского комитета. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.
В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.
О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитателям или социальным педагогам желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения.
Следует серьезно относиться к такой форме работы, как наглядная пропаганда, правильно осознавать ее роль в педагогическом просвещении родителей, тщательно продумывая содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов.
Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.
Таким образом, можно сказать что большая часть времени приходится на воспитание ребенка в стенах ДОУ. И что бы воспитание ребенка было последовательным и непрерывным дошкольное образовательное учреждение должно взаимодействовать с семьей ребенка.
Используемая литература
1.       Воспитателю о работе с семьей. Под ред. Н.Ф. Виноградовой –М. просвещение 1989г.
2.       Детский сад и семья методика работы с родителями. Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. Издательство «Мозаика-Синтез» м.2008г.
3.       Практический журнал «Воспитатель ДОУ».
4.       Журнал «Дошкольное воспитание»
5.       Журнал «ребенок в детском саду».
6. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Н.А. Ветлугина, Р.С. Буре.1987г.
2021