НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Зубарева Н.Ю. Организация двигательной активности детей в течение дня

Оригинaл материала размещен в выпуске № 06 (08) https://f.almanah.su/08.pdf

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.
Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, необходимо при ее организации уделить большое внимание планированию. Считается, что наиболее рационально планировать двигательную активность по этапам. Этапы – это условное деление физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня, они имеют свои задачи, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства, методы и формы двигательной активности дошкольников.
1-й этап педагогического процесса – «Утро» - это самый короткий по времени этап педагогического процесса, но самый насыщенный воспитательно-оздоровительными мероприятиями. С самого раннего детства, как только ребенок попадает в детский сад – мы формируем у детей привычку ежедневно выполнять упражнения утренней гимнастики. Несложные комплексы выполняемые ежедневно, оказывают положительное влияние на деятельность всех его органов и систем (сердечно-сосудистую, дыхательную, опорно-двигательный аппарат), способствует нормальному обмену веществ, благоприятно сказывается на развитии важных двигательных умений, формировании правильной осанки и предупреждения плоскостопия, воспитывает хорошую привычку заниматься физкультурой каждый день.
В весенне-летнее время гимнастикой полезнее заниматься на открытом воздухе, на площадке. Длительность гимнастики для детей 2-4 лет – 4-6 минут, для 5-6 лет – 8-10 минут.
Основной формой учебной работы по физическому воспитанию в детском саду является занятие. Занятия обязательны для всех здоровых воспитанников. Занятия проводятся круглый год с постоянным составом детей, три раза в неделю, два раза в помещении и один раз на улице. Занятия направлены на решение образовательных, воспитательных задач физического воспитания. По содержанию они могут быть разного типа:
1.        занятия, в которых основное внимание обращается на разучивание нового материала;
2.        занятия, направленные на совершенствование освоенных ранее навыков и умений, они строятся на повторении пройденного материала;
3.        занятия смешанного характера, на которых разучивание нового сочетается с повторением, закреплением старого;
4.        занятия контрольного, учетного типа, на которых подводятся итоги работы за определенный период, проверяются знания и умения детей в выполнении тех или иных упражнений, умение детей играть в подвижные игры.
В детских садах распространены занятия смешанного типа.
Чтобы предупредить общее утомление от статичного напряжения при занятиях за столом, следует предусмотреть проведение физкультминуток с целью переключения ребенка с умственной деятельности на физическую. В комплексе, рассчитанный на 2-3 минуты, следует включать знакомые детям упражнения для крупных мышц: наклоны, повороты, приседания, подскоки. Полезны также упражнения для мышц, испытывающих большое напряжение, например мышц шеи и кисти. Физкультминутка должна быть радостной, увлекательной для ребенка, давать ему мышечную разрядку от сравнительно неподвижной позы и устойчивого внимания.
2-ой этап педагогического процесса является - прогулка. В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка – благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности.
Важно создать необходимые условия для игр детей по желанию: поддерживать инициативу, творчество в любом виде игр, вынести на улицу необходимое для двигательной активности оборудование. На прогулке предлагается планировать одну подвижную игру, общую для всех, И 2-3 игры с подгруппами детей. Кроме этого, надо наметить игровые упражнения для индивидуальной работы.
Важно для прогулки планировать не только подвижные, но и спортивные игры (зимой – хоккей, весной, летом, осенью – футбол, баскетбол, бадминтон, городки) и спортивные упражнения (зимой – катание на санках, скольжение по ледовым дорожкам, ходьба на лыжах, весной, летом, осенью – катание на велосипеде, на самокате).
3-им этапом педагогического процесса является – «Вторая половина дня». Основная педагогическая задача этого периода – вызвать у детей желание завтра снова прийти в детский сад. Во вторую половину дня кроме гимнастики после сна и закаливающих мероприятий предлагаем планировать активный отдых детей. Физкультурные праздники, физкультурный досуг, дни здоровья являются важными компонентами активного отдыха детей.
Многообразная деятельность, насыщенная эмоциональными играми, упражнениями, проводимыми на свежем воздухе в виде развлечений, способствуют физической реакции детей, расслаблению организма после умственной нагрузки, укреплению здоровья. Необходимо также запланировать самостоятельную двигательную деятельность, используя различное физкультурное оборудование. Вечером, перед уходом детей домой, лучше планировать спокойную двигательную деятельность – малоподвижные игры, дыхательные упражнения, оздоровительные упражнения с шарами и др.
Методическая литература для педагогов.
1.Движение день за днем. М.А. Рунова Линка –Пресс. Москва 2007г.
2.Радость движения. М.А. Рунова. Москва. 2004г.
3. Двигательная активность ребенка в детском саду. Мозаика – Синтез. Москва 2000г.
4.Здоровьеформирующиее физическое развитие. Развивающие программы для детей 5-6 лет. Владос.2001г.
5.Движение+Движение. В.А.Шишкина Просвящение. Москва 1992г.
Быть здоровыми хотим. М.Ю. Картушина. Сфера.2004г.
ПензулаеваЛ. И. Физическая культура в детском саду. Средняя группа –М.: Мозаика –Синтез 2012г.
Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. Старшая группа–М.: Мозаика –Синтез 2012г.
Степаненокава Э. Я. Сборник подвижных игр –М.: Мозаика –Синтез 2012г.
nata.zubareva.1969.@mail.ru +79821771965

2018