НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Федосеева Н. Д. Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме «Составление описательного рассказа игрушки»

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Цель: научить составлять описательный рассказ об игрушке.
Задачи:
1. Развивать умение связно и последовательно составлять описание внешнего вида игрушки, опираясь на схему, называя признаки и действия.
2. Развивать связную монологическую речь, словесно – логическое мышление: умение классифицировать предметы.
3. Воспитывать умения: слушать друг друга, оказывать помощь выступающему в случае затруднения, договариваться.
Оборудование: игрушка – Медведь; «чудесный мешок», игрушки для описания: кубик, пирамидка, мяч; схема – описания игрушки.
Словарная работа: разноцветные, резиновая, деревянная, железная, пластмассовая, меховая – мягкая.
Методические приёмы: сюрпризный момент, игровые моменты, физкультурная минутка – минутка Здоровья, образец воспитателя, рассказы детей с опорой на схему, поощрения.

Ход беседы:

За дверью раздаются чьи – то шаги… Воспитатель подходит к двери, осматривается и входит с медвежонком в руках.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, пожалуйста: - кто это там топал за дверью и стеснялся к нам зайти? (Ответы детей: медвежонок)
Воспитатель: - Здравствуй, Мишка. Как мы рады встрече с тобой!
Мишка: - Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: - А что у тебя в руках?
Мишка: - А это мой чудесный мешочек. Я знаю, что вы умеете в него играть и предметы на ощупь узнавать! Умеете? (Ответы детей)
Мишка: - Тогда слушайте мою загадку, а отгадку найдете в чудесном мешке.
(воспитатель загадывает загадки от имени Мишки, а дети по очереди подходят к мешку и находят в нем отгадку)
Воспитатель: - Догадайся кто такой? Если бьёшь его рукой, он совсем не плачет, только выше скачет? Что это?
Мишка: Мяч
Воспитатель: - Любит наряжаться свечка в разноцветные колечки. Наряжай скорее, ну-же: снизу шире, сверху – уже. Что это?
Дети: Пирамидка
Воспитатель: - Эти чудо-кирпичи я в подарок получил. Дом сложу из них, сломаю, всё с начала начинаю. Что это?
Воспитатель: - Кубики.
Мишка: - Молодцы, справились с заданием
Воспитатель: - Ребята, а что в мешке для вас принес Мишка? (Ответы детей)
Воспитатель: - А кто назовет их одним словом, что это?
Дети: Игрушки.
Воспитатель: - Молодцы, верно! Ребята, а мишка эти игрушки принес не просто так! Он просит Вас рассказать как можно больше об этих игрушках и научить играть с ними. Поможем ему в этом? (Ответы детей)
Воспитатель: - мною подготовлена вот такая схема – подсказка описания игрушки. Посмотрите по внимательней, пожалуйста!
(воспитатель начинает пояснения по схеме)
на примере игрушки: пирамидки)
Воспитатель: - Вот это знак вопроса, он нам говорит о том, что надо начинать свой рассказ с названия игрушки: что это?
Воспитатель: - Идя по схеме, мы видим вот такие кляксы, чем они отличаются?
Дети: Цветом.
Воспитатель: - Значит теперь надо сказать о цвете игрушки.
Воспитатель: - Посмотрите, дальше изображены геометрические фигуры, кто назовет их? (Ответы детей)
Воспитатель: - Глядя на них вы должны сказать: какой формы игрушка? (воспитатель показывает на фигуру, а дети называют формы: треугольной, круглой, квадратной, овальной и т.д.)
Воспитатель: - А теперь посмотрите, ребята, на эти мячи в рамке. Они одинаковые или разные? (предположительные ответы детей) Да они отличаются размерами: большой, средний и маленький. Эта схема нам поможет назвать размер игрушки.
Воспитатель: - Смотрим дальше и видим разные предметы, на которые указывают: из какого материала сделана игрушка. Вот посмотрите: деревянный брусочек, железный гвоздь, полотенце, пластиковый стаканчик, кусочек меха.
Воспитатель: - ребята, скажите, как называют игрушку, изготовленную из железа? Какая она?
Дети: Железная игрушка
Воспитатель: - Из резины?
Дети: Резиновая игрушка
Воспитатель: - Из дерева?
Дети: Деревянная игрушка
Воспитатель: - А из пластмассы?
Дети: Пластмассовая игрушка
Воспитатель: - А из меха?
Дети: Меховая игрушка
Воспитатель: - А вы знаете, ребята, такие игрушки ещё называют мягкие.
Воспитатель: - На следующей схеме вы видите то, что игрушка состоит из частей. Вот пирамидка, которая состоит из колечек, палочки – стержня и колпачка-верхушки. А это медведь, кто скажет из каких частей состоит эта игрушка?
Дети: Голова, глаза, нос, рот, уши, хвост, туловище, руки, ноги.
Воспитатель: - Вот мы и подошли к последней схеме – это ладонь. Она нам подсказывает, что мы должны сказать: как играть этой игрушкой. Например: как можно играть с куклой?(ответы детей: можно катать на коляске, одевать и раздевать, кормить, качать и т. д.)
Воспитатель: - Ребята, а давайте поиграем с геометрическими фигурами? Вот у меня четыре фигуры, предлагайте какие движения мы будем выполнять на карточку — квадрат, а какие на прямоугольник, круг, треугольник? (дети сообща определяются в ряде движений на каждую геометрическую фигуру)
Физминутка «Геометрические фигуры»
Воспитатель: - Ребята, давайте, ещё раз просмотрим схемы с самого начала и повторим, как надо рассказывать об игрушке: название, цвет. Форма, величина, из какого материала сделана, из каких частей состоит, как можно играть.
Воспитатель: - Вот послушайте мой рассказ об игрушке:
- Это пирамидка. Она разноцветная. Пирамидка треугольной формы. Она маленькая. Пирамидка изготовлена из дерева, она деревянная. У пирамидки есть верхушка, стержень и колечки. Её можно собирать и разбирать.
Воспитатель: - Ребята, кто попробует рассказать об игрушке?
(дети составляют описательный рассказ игрушки)
Воспитатель: - Превосходно, ребята. Замечательные рассказы вы составили об игрушке. Мишка, тебе понравились детские рассказы?
Мишка: - Да, спасибо вам, ребята. Вы научили меня, как рассказать о своей любимой игрушке и как в нее играть.
Воспитатель: - Ребята, а давайте ещё поиграем с Мишкиными игрушками. Внимательно слушайте мои вопросы и старайтесь правильно на них отвечать.
(воспитатель задает вопросы на ориентирование в пространстве)
Воспитатель: - Какую игрушку первой принес Мишка?
Дети: Мяч
Воспитатель: - А какую последней?
Дети: Кубик
Воспитатель: - Какая игрушка находится между мячом и кубиком?
Дети: Пирамидка
Воспитатель: - Какая игрушка стоит за пирамидкой?
Дети: Кубик
Воспитатель: - А какая перед пирамидкой?
Дети: Мяч
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы были очень внимательны и старательны. А после игры, что надо сделать с игрушками?
Дети: Игрушки надо убрать на место.
Воспитатель: - Правильно! Давайте уберем игрушки на место. (дети убирают игрушки)
Мишка: - Молодцы, ребята! Спасибо вам. А мне пора в лес, ведь скоро зима, а мне до зимнего сна надо успеть рассказать моим друзьям о своих любимых игрушках. До свидания, ребята. (уходит и дети с ним прощаются)
Воспитатель: - Ребята, понравился Вам сегодняшний гость? Чему вы научили его? Я очень Вам благодарна за помощь и замечательные описательные рассказы о Мишкиных игрушках.
2021