Цель: научить составлять описательный рассказ об игрушке. Задачи: 1. Развивать умение связно и последовательно составлять описание внешнего вида игрушки, опираясь на схему, называя признаки и действия. 2. Развивать связную монологическую речь, словесно – логическое мышление: умение классифицировать предметы. 3. Воспитывать умения: слушать друг друга, оказывать помощь выступающему в случае затруднения, договариваться. Оборудование: игрушка – Медведь; «чудесный мешок», игрушки для описания: кубик, пирамидка, мяч; схема – описания игрушки. Словарная работа: разноцветные, резиновая, деревянная, железная, пластмассовая, меховая – мягкая. Методические приёмы: сюрпризный момент, игровые моменты, физкультурная минутка – минутка Здоровья, образец воспитателя, рассказы детей с опорой на схему, поощрения.
Ход беседы:
За дверью раздаются чьи – то шаги… Воспитатель подходит к двери, осматривается и входит с медвежонком в руках. Воспитатель: - Ребята, посмотрите, пожалуйста: - кто это там топал за дверью и стеснялся к нам зайти? (Ответы детей: медвежонок) Воспитатель: - Здравствуй, Мишка. Как мы рады встрече с тобой! Мишка: - Здравствуйте, ребята! Воспитатель: - А что у тебя в руках? Мишка: - А это мой чудесный мешочек. Я знаю, что вы умеете в него играть и предметы на ощупь узнавать! Умеете? (Ответы детей) Мишка: - Тогда слушайте мою загадку, а отгадку найдете в чудесном мешке. (воспитатель загадывает загадки от имени Мишки, а дети по очереди подходят к мешку и находят в нем отгадку) Воспитатель: - Догадайся кто такой? Если бьёшь его рукой, он совсем не плачет, только выше скачет? Что это? Мишка: Мяч Воспитатель: - Любит наряжаться свечка в разноцветные колечки. Наряжай скорее, ну-же: снизу шире, сверху – уже. Что это? Дети: Пирамидка Воспитатель: - Эти чудо-кирпичи я в подарок получил. Дом сложу из них, сломаю, всё с начала начинаю. Что это? Воспитатель: - Кубики. Мишка: - Молодцы, справились с заданием Воспитатель: - Ребята, а что в мешке для вас принес Мишка? (Ответы детей) Воспитатель: - А кто назовет их одним словом, что это? Дети: Игрушки. Воспитатель: - Молодцы, верно! Ребята, а мишка эти игрушки принес не просто так! Он просит Вас рассказать как можно больше об этих игрушках и научить играть с ними. Поможем ему в этом? (Ответы детей) Воспитатель: - мною подготовлена вот такая схема – подсказка описания игрушки. Посмотрите по внимательней, пожалуйста! (воспитатель начинает пояснения по схеме) на примере игрушки: пирамидки) Воспитатель: - Вот это знак вопроса, он нам говорит о том, что надо начинать свой рассказ с названия игрушки: что это? Воспитатель: - Идя по схеме, мы видим вот такие кляксы, чем они отличаются? Дети: Цветом. Воспитатель: - Значит теперь надо сказать о цвете игрушки. Воспитатель: - Посмотрите, дальше изображены геометрические фигуры, кто назовет их? (Ответы детей) Воспитатель: - Глядя на них вы должны сказать: какой формы игрушка? (воспитатель показывает на фигуру, а дети называют формы: треугольной, круглой, квадратной, овальной и т.д.) Воспитатель: - А теперь посмотрите, ребята, на эти мячи в рамке. Они одинаковые или разные? (предположительные ответы детей) Да они отличаются размерами: большой, средний и маленький. Эта схема нам поможет назвать размер игрушки. Воспитатель: - Смотрим дальше и видим разные предметы, на которые указывают: из какого материала сделана игрушка. Вот посмотрите: деревянный брусочек, железный гвоздь, полотенце, пластиковый стаканчик, кусочек меха. Воспитатель: - ребята, скажите, как называют игрушку, изготовленную из железа? Какая она? Дети: Железная игрушка Воспитатель: - Из резины? Дети: Резиновая игрушка Воспитатель: - Из дерева? Дети: Деревянная игрушка Воспитатель: - А из пластмассы? Дети: Пластмассовая игрушка Воспитатель: - А из меха? Дети: Меховая игрушка Воспитатель: - А вы знаете, ребята, такие игрушки ещё называют мягкие. Воспитатель: - На следующей схеме вы видите то, что игрушка состоит из частей. Вот пирамидка, которая состоит из колечек, палочки – стержня и колпачка-верхушки. А это медведь, кто скажет из каких частей состоит эта игрушка? Дети: Голова, глаза, нос, рот, уши, хвост, туловище, руки, ноги. Воспитатель: - Вот мы и подошли к последней схеме – это ладонь. Она нам подсказывает, что мы должны сказать: как играть этой игрушкой. Например: как можно играть с куклой?(ответы детей: можно катать на коляске, одевать и раздевать, кормить, качать и т. д.) Воспитатель: - Ребята, а давайте поиграем с геометрическими фигурами? Вот у меня четыре фигуры, предлагайте какие движения мы будем выполнять на карточку — квадрат, а какие на прямоугольник, круг, треугольник? (дети сообща определяются в ряде движений на каждую геометрическую фигуру) Физминутка «Геометрические фигуры» Воспитатель: - Ребята, давайте, ещё раз просмотрим схемы с самого начала и повторим, как надо рассказывать об игрушке: название, цвет. Форма, величина, из какого материала сделана, из каких частей состоит, как можно играть. Воспитатель: - Вот послушайте мой рассказ об игрушке: - Это пирамидка. Она разноцветная. Пирамидка треугольной формы. Она маленькая. Пирамидка изготовлена из дерева, она деревянная. У пирамидки есть верхушка, стержень и колечки. Её можно собирать и разбирать. Воспитатель: - Ребята, кто попробует рассказать об игрушке? (дети составляют описательный рассказ игрушки) Воспитатель: - Превосходно, ребята. Замечательные рассказы вы составили об игрушке. Мишка, тебе понравились детские рассказы? Мишка: - Да, спасибо вам, ребята. Вы научили меня, как рассказать о своей любимой игрушке и как в нее играть. Воспитатель: - Ребята, а давайте ещё поиграем с Мишкиными игрушками. Внимательно слушайте мои вопросы и старайтесь правильно на них отвечать. (воспитатель задает вопросы на ориентирование в пространстве) Воспитатель: - Какую игрушку первой принес Мишка? Дети: Мяч Воспитатель: - А какую последней? Дети: Кубик Воспитатель: - Какая игрушка находится между мячом и кубиком? Дети: Пирамидка Воспитатель: - Какая игрушка стоит за пирамидкой? Дети: Кубик Воспитатель: - А какая перед пирамидкой? Дети: Мяч Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы были очень внимательны и старательны. А после игры, что надо сделать с игрушками? Дети: Игрушки надо убрать на место. Воспитатель: - Правильно! Давайте уберем игрушки на место. (дети убирают игрушки) Мишка: - Молодцы, ребята! Спасибо вам. А мне пора в лес, ведь скоро зима, а мне до зимнего сна надо успеть рассказать моим друзьям о своих любимых игрушках. До свидания, ребята. (уходит и дети с ним прощаются) Воспитатель: - Ребята, понравился Вам сегодняшний гость? Чему вы научили его? Я очень Вам благодарна за помощь и замечательные описательные рассказы о Мишкиных игрушках.