Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Шабельник Н.А. Родительское собрание «Воспитание социальной активности учащихся начальной школы через реализацию программы «Орлята России»

Библиографическое описание:
Шабельник Н.А. Родительское собрание «Воспитание социальной активности учащихся начальной школы через реализацию программы «Орлята России» // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.

Цель: ознакомление родителей с реализацией программы развития социальной активности учащихся начальной школы «Орлята России»

Планируемые результаты:

• Учащиеся активно включены в коллективную творческую деятельность ученического самоуправления, ориентированную на общечеловеческие и национальные ценности.

• Система воспитательной работы станет более прозрачной, логичной благодаря организации через погружение в «тематические периоды»; такая система ориентирована на реализацию каждого направления воспитательной работы.

• Максимальное количество учащихся включено в программу «Орлята России». Организация занятий в кружках направлена на развитие социальной активности учащихся начальной школы;

• Система мониторинга эффективности реализации программы развития социальной активности учащихся начальной школы «Орлята России»

• Повышена педагогическая культура родителей, система работы способствует раскрытию творческого потенциала родителей, совершенствованию семейного воспитания на примерах традиций семьи, усилению роли семьи в воспитании детей.

Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители – для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны-детей. Именно поэтому в разделе функциональные обязанностей классных руководителей проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.

Данное собрание специфично тем, что учителю надо не только проинформировать родителей о программе развития социальной активности учащихся начальной школы, объяснить специфику работы в данном направлении, но и подключить наибольшее количество родителей к реализации данной программы. Для этого собрание должно быть интересным, увлекательным, с опорой на детские воспоминания взрослых.

Ход собрания:

Семья и школа – это берег и море.

На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега.

Л.А. Кассиль

Развитие человеческого общества невозможно без активности его членов. Но сама активность может быть направлена на разные моменты бытия личности и общества. Термин социальная активность рассматривается, как понятие, в котором термин «социальная» означает общественно-полезную направленность деятельности, а «активность» — меру интенсивности самореализации в общественной деятельности. Социологи выделяют основные виды социальной активности:

1. Художественно — творческая.

2. Познавательная.

3. Коммуникативная.

4. Нравственная.

5. Общественно — гражданская.

6. Трудовая.

7. Другие индивидуальные виды активности.

Психологи и педагоги считают, что начинать формировать социальную активность личности надо еще в дошкольном возрасте, где закладываются ее первоначальные основы, где закладывается фундамент личности, развиваются многообразные отношения с миром. Усваивая нормы и правила поведения, ребенок перенимает способы действий, одобренные обществом. Поэтому в этом возрасте уже можно говорить о создании предпосылок для возникновения нормативно-личностной активности. Далее формирование социальной активности продолжается в стенах школы. На современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем является развитие социальной активности младших школьников. Возрастная категория выбрана не случайно. Начальная школа – это период становления личности, это период перехода из детства во взрослую жизнь. Кроме того, следующий этап в жизни детей –подростковый период, на протяжении которого ставятся важные жизненные задачи, как например, профессиональное самоопределение. Поэтому, чтобы ребенку было легче взойти на более высокий этап – этап подростковый и взрослости, ему нужно обладать определенными качествами, такими как самоконтроль, ответственность, умение налаживать контакт, которые помогут ему в дальнейшей самореализации. Формировать личность, «социализировать», вводить его в «мир взрослости» должны непосредственные воспитатели-наставники – родители и учителя.

С введением федеральных государственных стандартов третьего поколения слово «деятельность» у всех на устах, но деятельностный подход был всегда. В нашей школе образовательно-воспитательная среда позволяет обучающимся реализовать различные формы социально значимой деятельности, получать опыт социального взаимодействия, формировать социальную активность. Работа в этом направлении ведется уже много лет. Разработаны и действуют программы, ориентированные на процесс воспитания социальной активности школьников, но сегодня мы остановимся на программе «Орлята России».

Программа развития социальной активности учащихся начальной школы «Орлята России» проводится в целях реализации Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Программа направлена на достижение национальных целей Российской Федерации, создание условий воспитания социально ответственной личности учащихся начальной школы и проводится с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности, поддержания и развития интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, обеспечивая преемственность с Российским движением школьников

ЦEHHOCTHЫE OCHOBAHИЯ ПPOГPAMMЫ:

POДИHA

любoвь к cвoeмy дoмy, зeмлe, ceмьe, людям, cтpaнe; 6ыть пoлeзным cвoeй cтpaнe, желание служить cвoeмy Oтeчecтвy тeм дeлoм, к кoтopoмy еcть пpизвaниe, уважение национальных традиций, истории и кyльтypы cвoeй cтpaны

CEMЬЯ

основа развития страны и благосостояния нapoдa, исток дoбpa, лю6oви, верности, поддержки, coчyвcтвия, взaимного уважения, сохранение добрых семейных традиций

КOMAHДA

содружество, искренность, умение отдавать своё время другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому

ПPИPOДA

бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному наследию своей страны

ПO3HAHИE

открытие окружающего мира и понимание себя в нем.

Участниками данной программы являются: учащиеся начальной школы,родители обучающихся,

Педагоги школы, наставники, в том числе и старшеклассники, активисты РДШ, советники по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениямисоответствуют базовым принципам рабочей программы воспитания школы и не требуют вносить изменения в действующую в школе программу.

Реализация программы строиться по трекам:

Opлëнoк–Эpyдит (Пoзнaвaтeльнaя дeятeльнocть)

Opлëнoк–Xpaнитeль иcтopичecкoй пaмяти (Иccлeдoвaтeльcкaя дeятeльнocть)

Opлëнoк–Macтep (Xyдoжecтвeннoe твopчecтвo)

Opлëнoк–Лидep (Coциaльнo-знaчимaя дeятeльнocть)

Opлëнoк–Cпopтcмeн (Cпopтивнo-oздopoвитeльнaя дeятeльнocть)

Opлëнoк–Дo6poвoлeц (Coциaльнo-знaчимaя дeятeльнocть)

Opлëнoк–Экoлoг (Пoзнaвaтeльнaя дeятeльнocть)

На каждый трек выделяется месяц и 8 занятий, заканчивается трек коллективно-творческим делом. Вся работа освещается в социальной сети и предлагается отчет пред родителями о проделанной работе.Каждый трек имеет своей целью вовлечение детей в коллективную развивающую социально значимую деятельность для развития у обучающихся:

-соответствующих духовно-нравственных ценностей,

- гражданственности и метапредметных компетенций

-активное участие каждого школьника в коллективной социально-значимой деятельности

-принятие детьми общепринятых в Российской Федерации духовно-нравственных ценностей, включая патриотическое отношение к своему отечеству

-получение навыков конструктивной коммуникации и командной работы

Ожидаемыми результатами являются качественные изменения личностного роста и мировоззрения обучающихся после проведения треков, в том числе:

-развитие метапредметных компетенций;

-раскрытие личностного потенциала, развитие уверенности в своих возможностях.

Педагоги формируют социальную активность детей как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В связи с тем, что данная программа полностью соответствует плану воспитательной работы школы, никакой дополнительной перегрузки учащиеся не получают. Идет систематизация работы и расширение возможностей для каждого.

Важным средством воспитания общественно-гражданской активности является пример родителей. Пример – наглядный образ действий родителей, который служит образцом подражания. Сила примера отца и матери для юношей и девушек зависит от родительского авторитета. Чем старше становятся дети, тем внимательнее, придирчивее, принципиальнее относятся они к родителям. Фундаментом авторитета родителей становится их добросовестный труд на благо семьи и во имя Родины, высокие моральные качества гражданина Отечества, человеческие качества отца и матери – первых воспитателей своих детей.

Следует подчеркнуть, что воспитание детей – это не только зов природы, не только родительский, но и гражданский долг.

Собраться вместе – это начало,

Остаться вместе – это прогресс,

Работать вместе – это успех.

На следующем этапе нашего собрания Вам необходимо вспомнить свое детство и поработать в группе. Многие из нас с теплотой вспоминают октябрятские сборы и пионерские костры. Для понимания программы «Орлята России», что предстоит нашим детям, давайте попробуем и мы. Каждая группа получает карточку-рекомендацию, по которой вы пробуете себя на данном треке и составляете предложения мероприятий по данному направлению с вашим участием и защищаете работу своей группы. Время- 20 минут.

ИТОГИ:

Чтобы подвести своеобразный итог нашему разговору, необходимо еще раз выделить самые важные моменты:

1. Общество, в котором мы живем, состоит из людей. И от того, какие это люди, будет зависеть вся наша жизнь. Эта жизнь будет или цивилизованной, или мы будем жить в зверинце. А значит, на эту тему говорить надо. И школа здесь должна оставаться островами культуры, как бы жизнь не менялась.

2. Школа никогда ничего не может сделать одна, потому что дети большую часть своего времени проводят в семьях, а, значит, мы доносим до вас, родителей важность правильного воспитания ребенка, ибо это прежде всего надо самим детям.

3. Принять активное участие в программе развития социализации учащихся начальной школы «Орлята России».

4. Продумать атрибутику для лучшего включения в данную программу и создания игровых моментов.

5. Внести предложения родителей в план воспитательной работы класса.

Карточка-рекомендация № 1 для работы в группе

Орленок-мастер

Орлёнок-мастер встречает ребят,

Что нам обещает отряд орлят?

Про мастеров всё изучить,

Знаний полезных сполна получить,

Узнать о кинологах и о юристах,

Поварах, космонавтах и программистах,

И не просто всё изучить,

А многие навыки отточить!

В Мастерской Дед Морозу помочь очень споро,

Завести хоровод круче танцоров,

Артистами на удивление стать,

Под ёлкой сыграть, спеть и сплясать,

Поставить спектакль всем на удивленье,

Чтоб было суперское представленье,

Чтоб в общем труде были радость и счастье,

Чтоб видели: КАЖДЫЙ ОРЛЁНОК - МАСТЕР!

1. Пословицы о труде.

2. Сложить самолетик или кораблик в технике оригами.

3. Продумать участие родителей в треке: (выставка работ родителей, экскурсия к мастерам (место работы родителей. Участие в мероприятии с детьми…)

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Карточка-рекомендация № 2 для работы в группе

Орленок-Эрудит

Со знанием служить науке,

Упражнять и голову, и руки,

Не сдаваться и искать

Силу знаний умножать,

Не мириться с неизвестным,

Заниматься с интересом.

Открывать и узнавать,

Трудности преодолевать!

1.Найти правильную фигуру

2.Составить словарь прилагательных, описывающих лидера.

3. Продумать участие родителей: (выставка грамот и достижений родителей, экскурсия с родителями. Участие в мероприятии с детьми…)

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Карточка-рекомендация № 3 для работы в группе

Орленок –спортсмен

Клятва орлят-спортсменов

Дружно всем классом шагаем вперёд,

Трек "Спортсмен" сегодня нас ждёт!

Чётко режим дня выполнять,

Вовремя свой чек-лист заполнять... (Клянёмся!)

Составить зарядку, найти 100 затей

Для наших любимых и добрых друзей... (Клянёмся!)

Глупыми быть нам не годится!

Узнать всех спортсменов, кем надо гордиться... (Клянёмся!)

Чуть-чуть поумнеть, повзрослеть, подрасти,

Новый вид спорта изобрести... (Клянёмся!)

Трек - совершенно особенный он,

Сыграть в спортивный аукцион... (Клянёмся!)

Без дела мы вовсе не будем сидеть,

Культурой болельщиков вмиг овладеть... (Клянёмся!)

Закончится трек - пусть и устанем,

Спортсменами быть не перестанем!... (Клянёмся!)

Задания

1. Провести физминутку для родителей на собрании-минизарядку.

2. Рассказать, какой спорт любимый в вашей семье или как в семье ведут здоровый образ жизни.

3. Продумать участие родителей: (выставка грамот и достижений родителей, поход с родителями. Участие в мероприятии с детьми…)

___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________

Подсказки

Словарь прилагательных

А активные, артистичные

Б благородные, бескорыстные

В весёлые, вежливые, внимательные

Г гармоничные, гостеприимные

Д доброжелательные, душевные

Е, Ё естественные

Ж жизнерадостные

З задорные, заводные

И изобретательные

К классные, креативные

Л ласковые, любознательные, лучистые

М милые, мудрые,

Н незаменимые,

О опрятные, отзывчивые

П приятные, примерные

Р решительные

С самостоятельные, самоотверженные, смелые

Т творческие, талантливые

У улыбчивые, уникальные, уверенные

Ф фантастические, феноменальные

Х хорошие

Ц целеустремлённые

Ч чуткие

Ш шальные

Щ щедрые

Ъ с мягким характером

Ь с твёрдым характером

Ы

Э энергичные

Ю юморные

Я яркие

Список литературы

1. Воронов В.В. Разнообразия форм воспитательной работы / В.В. Воронов // Воспитание школьников. – Москва, 2001. – №6. – С. 21. – Текст: непосредственный.

2. Нуриева А. Р. Взаимодействие учителей и родителей в воспитании младших школьников / А. Р. Нуриева, Р. Ф. Миннуллина, Ф. С. Газизова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64-3. –

С. 191–194. – Текст: непосредственный.

3. Иванов А.В. Методика формирования социальной активности учащегося: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:, 2013. -329 с.

4. Социальная педагогика. Словарь (А-О) / Автор составитель Мардахаев Л.В. — М: УЦ Перспектива, 2011. — 244с.

5. Тожибоева Х.. Педагогические основы развития социально-активной личности / Х. Тожибоева // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 26-28.
2023