Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf
Подготовка творческих, высококвалифицированных, компетентных, востребованных специалистов, ориентирующихся в быстро изменяющихся условиях, способных применять современные информационные технологии – одна из главных задач образовательной системы. Умение моделировать согласно Федеральным государственным образовательным стандартам относится к общим учебным умениям [1]. Требования нового стандарта принципиально меняют ориентиры современной школы, основная задача которой - перевести обучающегося в режим саморазвития.
В Пермском суворовском военном училище уже не первый год проводится конкурс по 3D моделированию «Технологии будущего», который направлен на популяризацию и внедрение прикладных компьютерных программ в процесс урочной и внеурочной деятельности, в том числе дополнительного образования, а также на развитие творческого потенциала обучающихся, привлечение их к активному использованию информационных технологий в практической деятельности, стимулирование творческой активности в области информационных технологий и компьютерного моделирования, повышение интереса к самостоятельной творческой деятельности, выявление и развитие технических и творческих способностей у обучающихся. Конкурс проводится по нескольким номинациям: это и летательные аппараты, и военная техника, и механизмы, а также включена свободная тема. Таким образом, обучающиеся могут определиться с направлением и с выбором компьютерной программы, в которой и будет производиться 3D моделирование.
В Конкурсе принимают участие обучающиеся 5-11 классов. Участие в конкурсе может быть, как индивидуальным, так и групповым (не более 2-х человек в команде).
Конкурс длится две недели, это оптимальное количество времени, для определения номинации, выбора компьютерной программы и создание 3D модели. После создания 3D модели, она предоставляется в электронном виде, на экспертизу жюри. По завершению конкурса жюри подводит итоги согласно критериям. Критерии разработаны с учетом объективного подхода к оцениванию работ, в первую очередь рассматривается грамотность и сложность выполненного моделирования (модель состоит из нескольких элементов, элементы подвижны и т.д), широкого использования функциональных возможностей той компьютерной программы, которую выбрал конкурсант (SketchUp, Blender, Компас 3D), качество инженерной проработки (детализация модели), оригинальность, творческий подход (модель может быть использована в реальной жизни).
После подведения итогов проходит полный разбор всех работ, обучающиеся видят модели остальных участников, анализируют, задают вопросы и порой на обсуждении рождаются новые идеи, которые ребятам хочется смоделировать.
Также, 3D модели победителей и призеров распечатываются на 3D принтере, что является еще одним стимулом для участия в конкурсе. Победители и призеры получают грамоты, остальные участники сертификаты, а руководители проектов благодарности от руководства училища.
Обучающиеся однажды принявшие участие в конкурсе продолжают совершенствовать свои навыки в моделировании и в дальнейшем.
И этот конкурс только первый шаг к будущим победам на более значимых мероприятиях, таких как Региональный отборочный этап олимпиады по 3D моделированию, конкурс Министерства обороны «Инженеры и изобретатели», конкурс по 3D моделированию «История вооружения», всероссийский хакатон «Космические идеи» и на всех этих конкурсах обучающиеся становились победителями и призерами.
Вывод. Проведение конкурса по трехмерному моделированию стимулирует у обучающихся интерес к получению знаний, развивает пространственное мышление и воображение, повышает творческий потенциал личности. Следовательно, технология 3D моделирования может применяться в совершенно различных образовательных предметных дисциплинах:
история – для 3D-моделирования и визуализации исторических архитектурных объектов;
физика – для моделирования физических процессов и явлений;
информатика, где этой теме посвящен раздел «Моделирование и формализация» и др.
Конкурс, направленный на саморазвитие, самореализацию обучающихся и использующий для этого современные технологии в полной мере достигает поставленные цели.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования [Электронный ресурс]: приказ: от 5.03.2004, №1089 (действ. ред. 2017). – Электрон. дан. – Режим доступа: http://base.garant.ru/6150599/#friends, доступ СПС «Гарант» (дата обращения: 25.10.2021). – Загл. с экрана.