НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Касаткина Е.О. Краеведческие исследования как средство организации развивающей предметно- пространственной среды детского сада

Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf


Аннотация
Объектом нашего исследования является развивающая предметно-пространственная среда дошкольного образовательного учреждения. Предмет исследования – краеведческие исследования как средство организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада. В статье представлены результаты опроса среди воспитателей из разных регионов по РППС в контексте краеведения и выявлены некоторые трудности в её организации. Данная статья будет полезна воспитателям в организации развивающей предметно-пространственной среды и краеведческих исследованиях.
Ключевые слова:
Развивающая предметно-пространственная среда, краеведение
Итак, как нам известно, воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении происходит в определённом пространственно-предметном окружении, которое называется развивающая предметно-пространственная среда (РППС). Развивающая предметно-пространственная среда играет огромную роль в развитии личности ребёнка и педагога, поэтому она стала объектом нашего исследования.
Вопросом о возможностях развивающей предметно-пространственной среды и её значении в воспитании дошкольника занимались многие отечественные педагоги. Среди них, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, С.Т. Шацкий, Т.С. Комарова, Е.В. Зворыгина и другие.
Понятие развивающая предметно-пространственная среда широко используется разными педагогами и авторами в дошкольном образовании. Так, например, Е.И. Тихеева считает, что нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.
В.А. Явсин широко использовал в своих работах понятие РППС. По его мнению, РППС – это – «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [5, С.18].
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предъявляет к РППС следующие требования: насыщенность среды, трансформируемость пространства, полифунциональность материалов, вариативность и доступность среды и её безопасность [4, С.19-21].
Как считает Л.Г. Киреева, творческое развитие ребенка успешно осуществляется в продуманной развивающей предметно-пространственной среде, соответствующей требованиям ФГОС ДО к условиям ее содержания и к содержанию дошкольного образования в целом [1, С.3].
Важным фактором при ознакомлении детей с родным краем является предметно-развивающая среда.
Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются гораздо быстрее, чем временные, поэтому организация соответствующей предметно- пространственной среды, специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и технических средств обучения просто необходим.
Можно выделить три основных элемента развивающей предметно-пространственной среды:
• Центры краеведения в группах дошкольного образовательного учреждения;
• Отдельный центр краеведения всего ДОУ;
• Центр краеведения на территории ДОУ.
Цель создания таких центров говорит сама за себя - всестороннее изучение родного города, края.
А как же обстоят дела в дошкольных образовательных учреждениях в организации РППС в контексте краеведения, какие трудности возникают у педагогов и наоборот, какие новшества в исследовании своего края они используют в своей работе с детьми? Мы попытались узнать это путём анкетирования и вот анализ нашего исследования.
Нами была разработана анкета для воспитателей ДОУ и проведён опрос. В анкету были включены пять следующих вопросов с вариантами ответа:
1.       Считаете ли Вы актуальным в рамках ФГОС ДО обогащение развивающей пространственной среды детского сада краеведческим материалом?
А. Да, считаю;
Б. Нет, так не считаю;
В. Затрудняюсь ответить;
Г. Другое мнение.
2. Какие у вас есть затруднения в организации РППС в детском саду в контексте краеведения?
А. Нужна консультация по организации РППС в детском саду в контексте краеведения;
Б. Необходима разработка конкретных рекомендаций по организации РППС с использованием краеведческого материала;
В. Другие затруднения.
3. Что нового можно использовать в РППС, чтобы привлечь внимание детей к родному краю и активизировать их познавательную инициативу?
4. Что нового в РППС по привлечению внимания детей к родному краю используете Вы?
5. На ваш взгляд, чего не хватает на игровой площадке, в группе, в детском саду для обогащения РППС в контексте краеведения?
А. Литературы о родном крае, региональных пособий для воспитателей;
Б. Схем, таблиц, наглядных материалов, макетов;
В. Дидактических пособий, настольных игр;
Г. Другое.
В опросе приняли участие 15 воспитателей из разных детских садов и регионов. Результаты опроса говорят нам о том, что все из опрошенных воспитателей считают актуальным в рамках ФГОС ДО обогатить РППС дошкольного образовательного учреждения краеведческим материалом. 73% опрошенных отвечая на вопрос, какие затруднения по организации РППС в контексте краеведения испытывают, считают, что необходима разработка конкретных рекомендаций по организации РППС с использованием краеведческого материала. 26% воспитателей нуждаются в консультации по организации РППС в контексте краеведения. Следует сделать вывод, многие педагоги недостаточно уверены, как правильно организовать РППС в контексте краеведения. Лишь один воспитатель ответил, что не испытывает затруднений в организации.
Нас заинтересовал вопрос, что нового используют в РППС педагоги, чтобы привлечь внимание детей к родному краю и активизировать их познавательную инициативу? И вот какие ответы мы получили на данный вопрос.
50 % опрошенных в своей работе по организации среды в контексте краеведения используют информационно-коммуникационные технологии, то есть показывают короткометражные фильмы о родном крае, о животных и растениях региона. Кроме этого, педагоги осуществляют показ медиа-слайдов (презентации) на проектной доске, а также активно реализуют творческие проекты о родном крае. Эти же опрошенные оформляют и создают мини-музеи. Так, воспитатель из Забайкальского края поделилась своим опытом. Она совместно с детьми оформила музей Забайкалья в группе. А другой воспитатель вместе с детьми создали Красную книгу животных и растений Забайкальского края, а также зелёную зону. Интересным опытом поделилась по организации РППС воспитатель из города Новосибирска. Оформляя Центр краеведения, она использовала не только природный материал. Ей была проведена большая работа по сбору из семейных архивов старых исторических фотографий города и оформлена фотовыставка. Также дети её группы принесли коллекцию полезных ископаемых, которые добывают в области. Ценными наглядными материалами в организации среды многих воспитателей послужили книги современных региональных писателей. А вот 50 % опрошенных затруднились ответить на вопрос, что нового они используют в организации среды по привлечению к родному краю.
Задавая итоговый вопрос, чего не хватает на игровой площадке, в группе, в детском саду для обогащения РППС в контексте краеведения, вот какие ответы мы получили.
Два педагога считают, что необходимо обогатить РППС фотографиями города, посёлка, в котором живёт ребёнок. Особенно должны доминировать фотографии достопримечательностей. Одна из опрошенных педагогов предлагает создать и оформить макеты известных зданий, сооружений, памятников. «Макеты можно установить, как на территории детского сада, так и здании учреждения.
По мнению других опрошенных им не хватает в организации РППС литературы о родном крае и региональных пособий для воспитателей. Кроме этого, воспитатели отметили, необходимо обогатить РППС в контексте краеведения наглядными материалами, макетами, дидактическими пособиями и настольными играми. Также педагоги отмечают скудность РППС на территории детских садов.
Анализируя анкеты педагогов, можно прийти к выводу, что некоторые воспитатели затрудняются обогатить развивающую предметно-пространственную среду. Им необходима конкретная консультация по организации РППС в контексте краеведения. Несмотря на возникающие трудности, педагоги активно пользуются новшествами в обогащении среды и сами пытаются внести и предложить что-то новое. Подводя итог, нужно отметить, что педагоги недостаточно осведомлены в работе по организации и обогащении развивающей предметно-пространственной среды в контексте краеведения. Этот вопрос требует более глубокого исследования.

Екатерина Касаткина

Используемая литература

1.       Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды. – Учитель, 2013.
2.       Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. – Детство-Пресс, 2010.
3.       Ступенька в будущее: научно-методический журнал для педагогов дошкольных учреждений / Забайкал. Гос.- гум. пед. ун-т; под ред. к.п.н. Н.Г. Лаврентьевой. – Вып. № 4 (15). – Чита, 2008. – 40 с.
4.       Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
5.       Явсин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
2018