Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Педагог организует проблемную ситуацию для детей, но не предлагает свои варианты решения, т.е. уходит от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу, стремится удерживать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро. Содержание и методы обучения школьников направлены на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. [1] Стадии работы над проектом. 1. Формирование проблемы и цели проекта. Вхождение детьми в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. У детей формируется активная жизненная позиция, дети учатся самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг. 2. Разработка проекта: организация деятельности, объединение в рабочие группы и распределение ролей, в источниках нахождение информации, предметы, с которыми работать для достижения цели. 3. Выполнение проекта. Оказание практической помощи детям, направление и контроль над осуществлением проекта. На этом этапе у детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков. 4. Подведение итогов. Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности. [1] Уже в младшем возрасте дети приобретают умение видеть проблемы, умение задавать вопросы, умение выдвигать гипотезы, умение наблюдать, умение проводить эксперименты, умение делать выводы. Организовывая проектную деятельность, важно, чтобы проектирование всегда приводило к конечному результату, а именно к публичному представлению продукта проектной деятельности. В начальных классах учащиеся только начинают учиться работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность. Взрослые помогают делать фотографии, выполнять исследования по наблюдению, подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, готовить защиту своей работы. Результатом проекта может быть видеофильм, газета, коллекция, гербарий, плакат. А также публикация, поделка, праздник, иллюстрации, буклет, экскурсия, выставка, соревнования. Особое внимание требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Целью презентации: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы. [2] В практике можно внедрить следующие виды проектов: Творческие: «Овощной марафон», «Ель – красавица наших лесов», «Птичий бал». После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника. Исследовательские: «Жители уголка природы», «Зелёная аптека», «Мир воды». Дети проводят опыты, после чего результаты оформляются в виде газет, книг, Информационные: «Красная книга», «Банки и бутылки разместились на тропинке». Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.) Классификация проектов. По тематике и способам реализации результатов: творческие, информационные, игровые или исследовательские. По составу участников: индивидуальные, групповые, фронтальные. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он помогает связать обучение с жизнью, даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности коммуникативные навыки. Интересны проекты «Я и моя маленькая история», «Лента времени моей жизни», «Моя семья в лицах». «Тайна моего имени», «История фамилии», «Мой зодиакальный гороскоп», «Мои папа и мама», «Мои дедушки и бабушки», «Мои предки», «Родословное дерево», сценарии праздников «Что в имени тебе моём?», «Моя родословная». В 1 классе ученикам предлагается заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме «Мое любимое число», «Моя любимая буква», «Моя первая книга». При изучении темы «Алфавит» ребятам предлагаются несложные, но очень интересные творческие задания: сделай буквы из различных материалов. Напиши любой букве рисуночное письмо. По окружающему миру по теме «Домашние любимцы и комнатные растения» ребята рассказывают о своих домашних питомцах, комнатных цветах, используя фотографии из личного альбома, а так же оформляют выставку рисунков и аппликаций. От класса к классу темы усложняются, становятся более объемными, работать одному становится все труднее. Так возникает необходимость групповой работы над проектами. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Задача – научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Учить детей работать с книгами в школьной библиотеке, искать нужную информацию в интернете, оформлять проекты и их защищать, здесь используется индивидуальная работа с учащимися. Например, проект «Растения». В домашних условиях ребята ставят опыты и наблюдали, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляют в виде схематических рисунков и таблиц. По технологии ребята так же выполняют учебные проекты: «Сказка из пластилина», «Путешествие колобка», «В мире животных». Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, направлять их по пути познания, дать детям насладиться радостью своего открытия. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Родители вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. [2] Исследовательская активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира. Уже в начальной школе мы встречаем таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в процессе наблюдений, опытов, экспериментов. Использование проектно- исследовательского метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика.
Библиографический список
1. М.К. Господникова. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2010. 2. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006, С.8-12.