Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Филиппова И.А. Роль образования в формировании духовно-нравственных ценностей

Библиографическое описание:

Филиппова И.А. Роль образования в формировании духовно-нравственных ценностей // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf

1 Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе

Проблема нравственного выбора – самая тяжёлая для человека. А если речь идёт о подрастающем поколении. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, о любви между мужчиной и женщиной, о семье, о долге. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи.

Поэтому самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых.

Вопрос необходимости осознания единой национальной идеи, воспитания подрастающего поколения, готового, сохраняя свою национальную идентичность, вести созидательный диалог с народами иных культур, остаётся сегодня актуальным для общества.

2.Роль образования в духовно- нравственном развитии личности

Современное молодое поколение переживает состояние духовного кризиса, что представляет существенную опасность для дальнейшей истории России. Данное обстоятельство ставит вопрос, требующий результативного решения: как исправить данную проблему?

Отсюда вытекает необходимость активизации поиска средств преодоления, указанных выше явлений, в том числе в системе образования.

Сегодня ключевая роль в духовно- нравственном сплочении общества отводиться образованию.

Согласно стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Особая роль отводится школе, так как она — единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.

Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства — это воспитание ответственного, инициативного, компетентного и духовно развитого гражданина России.

В связи с этим особое значение имеет введенная в федеральные государственные стандарты второго поколения учебная предметная область «Основы духовно- нравственной культура народов России»,

3.Особенности преподавания учебного предмета «Основы духовно- нравственной культуры народов России» в основной школе

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от

17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (пункт 11.6.) предметные результаты освоения основной образовательной программы (уровень основного общего образования) изучения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должны обеспечить:

- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

-формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предусматривает знание обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Реализация учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний о духовно-нравственной культуре народов России, способствует формированию у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребенка, приобретаемое в результате освоения детьми поликультурных знаний, развития интеллектуально-нравственных интересов, потребностей, мотивов, ценностей, приобретения опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе. Культурологическая основа учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний о духовно-нравственной культуре народов России способствует развитию у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях соответствующих религиозных и светских традиций поликультурного населения России; реальности, осознанию роли православия, иудаизма, буддизма, ислама в истории и культуре нашей страны.

Ведущим методическим принципом должно стать формирование практических навыков использования информации, реализуемое в логике системно-деятельностного подхода в образовании, который предполагает: высокую мотивацию к изучению предмета; формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Предметные результаты по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» находят свое продолжение в Примерной рабочей программе основного общего образования, разработанной ИСРО РАО.

Несомненным достоинством этих документов является четкая градация формируемых умений по классам.

Это позволяет проследить динамику формирования отдельных умений и разработать методики, адекватные поставленным задачам.

В рамках реализации ФГОС ООО-2021 предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы и реализуется через курс учебного плана для V-VI классов.

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» является отдельным учебным предметом и не может быть частью или продолжением учебного предмета «История» или иных предметов.

Принятие решения о количестве часов, направляемых на реализацию предметной области ОДНКНР через урочную деятельность, а также решение о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР относится к компетенции конкретной общеобразовательной организации.

Примерная рабочая программа ООО по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России», одобренная решением ФУМО, протокол от 29 апреля 2022 г. № 2/22, рассчитана на изучение предмета по ФГОС ООО-2021 два года (5-6 класс) по 34 часа в год.

Решением ФУМО одобрены и размещены на сайте fgosreestr.ru примерные рабочие программы для изучения предметов на базовом и углубленном (протокол ФУМО от 29 апреля 2022 г. № 2/22) уровнях.

Рабочие программы учебного предмета ОДНКНР разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно.

Имеются примерные рабочие программы по ОДНКНР авторских коллективов издательств на один год изучения (для 5-го класса) и на два года изучения (для 5 и 6-го классов).

Количество часов, отводимых в учебном плане для изучения ОДНКНР, определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии со спецификой реализуемой основной образовательной программы в объеме, необходимом для достижения обучающимися результатов освоения образовательной программы по учебному предмету.

Предметная область ОДНКНР включена в обязательную часть учебного плана.

Для преподавания курса учителю- предметнику необходимо пройти повышение квалификации по преподаванию ОДНКНР в объеме не менее 24 часов.

В классном (электронном) журнале 5 класса выделяется отдельная страница на учебный предмет ОДНКНР.

С целью выставления отметки на промежуточной аттестации по ОДНКНР текущий контроль успеваемости рекомендуем организовать в формах, отличных от традиционного опроса: творческая работа, реферат,

доклад и т.п. Решение о формах оценивания принимается общеобразовательной организацией с учетом обозначенных в рабочей программе учителя предметных, личностных и метапредметных результатов, что должно быть зафиксировано в соответствующем локальном акте.

Воспитательная составляющая по предмету «Основы духовно- нравственной культуры народов России» примерной рабочей программе воспитания для общеобразовательных организаций, протокол ФУМО по общему образованию от 22 июня 2022 г. №3/22, призванной обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС и направленных на формирование патриотического, гражданского, трудового, экологического воспитания, ценности научного познания и культуры здоровья.

В разделе 2. Содержательный «Виды, формы и содержание воспитательной деятельности» (п. 2.2.) приведен примерный перечень видов и форм деятельности педагогических работников с целью реализации воспитательного потенциала в урочной и внеурочной деятельности.

Следует подчеркнуть еще и личностный характер курса, его ориентацию на знакомство школьника с самим собой, с собственной душой, на привитие навыка нравственного самоанализа. Содержание курса необходимо педагогически выстраивать в максимальном приближении к проблемам, волнующим и занимающим умы школьников, на которые они ищут ответы. Методически курс выстроен так, чтобы активно вовлекать в познавательную деятельность не только педагогов и обучающихся, но и родителей, в основе партнерства, с которыми обязательно должны лежать доверие и взаимное уважение. Особенно важна такая позиция при изучении тем, связанных с различными аспектами семейного устройства, праздниками, духовными ценностями. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение данного предмета будет неполноценным и недостаточно эффективным. Отсюда нередко домашнее задание при изучении отдельных тем курса начинается так: «Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в Вашей семье». Совместное обдумывание таких заданий сплачивает семьи, заставляет многое вспомнить, переосмыслить, чтобы передать потомству этические нормы, имеющие общее основание – доверительные отношения между людьми.

По этой же причине в процессе освоения курса широко практикуется проектный метод, когда ребенку приходится самостоятельно, но в сопровождении родителей, добывать необходимые знания и с их помощью достигать поставленную цель. Участие в ученических проектах дает каждому школьнику возможность раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навыки научно-исследовательской работы, расширить знания по образовательным предметам, реализовать оригинальные идеи, научиться различным формам презентации. Работа над проектом предоставляет ребенку ресурс для определения, проверки, уточнения своих интересов, апробации собственных сил. Очень важно, чтобы проект предусматривал не только образовательные, но и социальные цели: «я что-то знаю, чему-то учусь не только для себя, но и могу поделиться результатами своей деятельности с теми, кому это нужно». Благодаря этому повышается значимость образования в глазах детей, усиливается учебная мотивация.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Источниками нравственности являются: наша страна Россия, ее многонациональный народ, гражданское общество, семья, труд, искусство, религия, наука, человечество, природа.

Литература:

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Сайт издательства «mosmetod.ru». [Электронный ресурс] URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo- Rfpfymrazvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html

Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе // Сайт издательства «www.verav.ru». [Электронный ресурс] URL: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=11

3. Проблемы социализации подростков // Сайт издательства «mirznanii.com». [Электронный ресурс] URL: http://mirznanii.com/a/211055/problemy-sotsializatsii-podrostkov4.Методические рекомендации. Актуальные проблемы преподавания учебного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» и предметной области «Основы духовно- нравственной культуры народов России» в 2022-23 учебном году под редакцией Шабалиной В.Я.
2023