НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Селихова А.В., Шумилова Н.М. Роль дидактической игры в жизни


Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf


Советский педагог и писатель, крупнейший советский теоретик образования Антон Семенович Макаренко говорил: «Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет». О значении игры в жизни ребенка говорили такие выдающиеся педагоги и психологи, как: Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский. Многие из родителей мечтают, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, для того чтобы в будущем занял достойное место в жизни общества. Воспитание происходит в разных видах деятельности, в том числе и в играх. Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах настоящего и прошлого. Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которая она оказывает на формирующую личность. С возрастом ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что конечно ему еще недоступно. Игра – это деятельность, с помощью которой у детей появляется возможность взять на себя роль людей, воспроизвести их деятельность, проиграть отношения людей, то есть пожить той жизнью, которая предстоит ему через несколько лет.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это такая коллективная целенаправленная учебная деятельность, когда каждый ученик и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.
В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.
«Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».
Существует следующая классификация дидактических игр:
а) с игрушками и предметами;
б) настольно-печатные;
в) словесные.
Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Дидактическая игра имеет две цели: одна их них - обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребёнок, то есть является дидактической. Именно благодаря дидактической игре можно организовать учебный процесс, направленный на развитие психических процессов и развитие навыков ребёнка.
Главным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Все остальные элементы, такие как: содержание, правила, игровые действия подчинены задаче и обеспечивают ее выполнение.
Существуют разные дидактические задачи. Например, ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
Значительная роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они устанавливают, что и как должен делать в игре ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила могут помочь развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте), воспитывать у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
В младшем дошкольном возрасте детям весьма сложно придерживаться очередности. Каждому не терпится первым достать игрушку из «Волшебного мешочка», получить карточку, охарактеризовать предмет и многое другое. Но стремление играть и играть в коллективе детей подводит их к умению тормозить это желание, то есть научиться подчиняться правилам игры.
Благодаря игровым действиям в дидактических играх, используемых на занятиях, делают обучение наиболее интересным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, формируют предпосылки к углубленному овладению знаниями, умениями и навыками.
С помощью дидактических игр у детей формируются такие психические качества, как внимание, память, наблюдательность, сообразительность. Развивается умение применять уже имеющиеся знания в разных игровых условиях. Происходит активизация разных умственных процессов. Игра приносит эмоциональную радость детям.
Дидактические игры способствуют художественному воспитанию – совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передачи образа. Большинство дидактических игр подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия.
Таким образом, дидактические игры – незаменимое средство обучения детей, с помощью которого можно преодолевать разные затруднения в умственной и нравственной деятельности. Эти игры предполагают воспитательное воздействие на детей дошкольного возраста.

Библиографический список

1.            Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп./ С.А. Козлова, Т. А. Куликова - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с.
2.            Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
3.            Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателей старших групп детского сада/ А.И. Сорокина // М.: Просвещение, 1982 - 98 с.
2019