НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Лобода Т. В., Моисеева Н. А., Сенченко В. В. Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подго- товительной к школе группы на тему «Знакомство с пищевыми цепочками»

Оригинал материала размещен в выпуске № 9 (47) https://f.almanah.su/47.pdf

Задачи:
1. Образовательные:
- расширять знания детей о взаимосвязи растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.
- учить составлять пищевые цепочки, обосновывать их.
2. Развивающие:
- развивать речь дошкольников, доказательно отвечая на вопросы воспитателя; обогащать словарь новыми словами.
- развивать внимание детей, логическое мышление.
3. Воспитательные:
- воспитывать желание помочь главному герою, ориентировать на помощь.
- воспитывать у детей желание работать вместе, дружно, уважать мнение других.
- способствовать воспитанию интереса к природе, любознательности.
- воспитывать навыки коллективного взаимодействия в ходе решения проблемной ситуации.
Материалы: карточки с изображением животных, растений, насекомых; контурные картинки «Найди пару»; конструктор KNEX EDUCATION Organimes and lifecicles; презентация «Взаимосвязи в природе»; аудио письмо.
Словарь: взаимосвязь в природе, травоядные животные, хищные животные, цепочка, пищевая цепь, звено.

Ход занятия:

1.       Организационный момент.
Дети стоят перед воспитателем
- Ребята, к нам в детский сад пришло аудио-письмо от жителей деревни Ёлкино. Давайте его послушаем.
(включает аудиозапись)
«Здравствуйте, ребята! Мы, жители деревни Ёлкино хотим обратиться к вам за помощью. У нас в деревне исчезли птицы, после того, как построили коттеджный посёлок. На месте коттеджного посёлка раньше был луг, на котором росли душистые цветы. А теперь луга нет, и птиц тоже не стало. Мы не знаем, с чем это может быть связано. Ребята, вы можете нам помочь разобраться в этом?»
- Ребята, как вы думаете, с чем может быть связано исчезновение птиц? (ответы)
- А ты как думаешь, …? (ответ)
- …, ты как думаешь? (ответ)
- Ребята, разобраться в этом вопросе нам поможет одна моя знакомая - учёный-эколог. Она связалась с нами по скайпу. Давайте её послушаем. Присаживайтесь на стульчики.
(педагог включает презентацию)
2. Основная часть
Дети сидят перед телевизором.
Учёный: Здравствуйте, ребята! Я учёный-эколог. Вы знаете, кто такие экологи? (ответы детей)
- Экологи следят за сохранением растений, животных, за чистотой воды и воздуха. Мы изучаем изменения, происходящие в природе.
Ребята, в природе все растения и животные взаимосвязаны невидимыми цепочками. Они друг без друга обходиться не могут. Растениями питаются насекомые и животные. Животных, поедающих растения, называют травоядными. Травоядных животных поедают хищные животные.
Например, заяц не может прожить без травы, ему не чем будет питаться. Трава это основная еда для зайца. И без волка не прожить, так как зайцев разведется много, они съедят всю траву, перейдут на ветки кустов и кору деревьев, а это большая угроза для леса. А если исчезнут зайцы, то волкам не чем будет питаться и они погибнут или начнут нападать на домашних животных и людей. В природе не может быть слишком много или слишком мало растений и животных. Животные не могут существовать без растений, так же и растения не могут существовать без животных. Мы, экологи, называем эту взаимосвязь пищевой цепочкой. Пищевая цепочка всегда начинается с растений. Растения - это главное звено. Растения поедают травоядные животные. Травоядных животных поедают хищные животные.
Цепи питания - это очень важная часть в природе. Люди ни в коем случае не должны вмешиваться и нарушать эти пищевые цепочки. Если нарушится хоть одно звено, то это обязательно скажется на жизни всей планеты.
- Ребята, эколог рассказал нам о пищевой цепочке. Давайте вместе произнесём – пищевая цепочка.
- А какие ещё цепочки бывают? (цепочка на шею, цепь на собачью будку, гирлянда).
- Любая цепь состоит из звеньев. Посмотрите, у меня есть бумажная цепочка. Она состоит из звеньев. Давайте проведём небольшой эксперимент.
-Для этого мне понадобится ваша помощь:
- …, держи один конец цепочки, а … держи другой конец цепочки, а … подойди и попробуй разорвать одно звено.
- Что случилось с цепочкой? (она порвалась)
- Цепочка теперь разорвана, она не целая. Также и в природе. Если одно звено будет нарушено или исчезнет, то и цепь будет нарушена. Понимаете?
- А кто может нарушить пищевую цепь? (человек)
- Как он это может сделать? (уничтожает леса, животных…)
- Я предлагаю вам потренироваться в составлении пищевых цепочек. Давайте подойдем к столу и встанем вокруг него.
Упражнение «Составь пищевую цепочку»
На столе лежат карточки с изображением: водорослей, змеи, лисы, колосьев, желудя, цапли, кабана, мыши, коры дерева, рыбы, зайца, волка.
(водоросли-рыба-цапля; колос-мышь-змея; желудь-кабан-волк)
- Ребята на столе лежат изображения растений и животных. Давайте попробуем составить из них пищевые цепочки.
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какое изображение возьмём первым? (растение)
Один ребенок берёт картинку с изображением растения и размещает его на магнитную доску.
- Кто питается этим растением? (ответы)
- Если вдруг не станет растений, что случится с мышью? (она погибнет или начнёт подбираться к людям и портить их запасы)
- А кто питается мышью? (ответы)
- А что тогда произойдёт со змеями? (им не чем будет питаться, т. к мышей не будет)
(Воспитатель задаёт уточняющие вопросы: кто кем питается? Кто питается зайцем? Что случится, если люди истребят всех кабанов переловят всю рыбу).
- Отлично, ребята! Вы справились с заданием! Теперь вы знаете, что такое пищевая цепь. И, думаю, теперь мы сможем помочь жителям деревни Ёлкино. Я приготовила для вас подсказки.
- Ребята, подсказки лежат на столе.
Игра «Найди пару» (работа парами)
- Ребята, подойдите к столу.
- Возьмите каждый по одной карточке. Посмотрите внимательно на изображение и найдите друг у друга изображение, которое совпадет с вашим.
(Карточки с контурным изображением цветка, мухи, лягушки, змеи, птицы разрезанные на две части. Необходимо найти вторую часть карточки.)
- Отлично! Вы справились с заданием! Встаньте парами.
- Ребята, кто собрал муху, пройдите за этот стол
Аналогично с другими детьми.
Игра «Составь цепочку»
Дети сидят парами за столами.
- А теперь я вам предлагаю собрать с помощью конструктора те изображения, которые у вас получились. У кого карточки с изображением цветка, собираете цветок, у кого карточка с изображением мухи - собираете муху и т.д.
- Обратите внимание, у вас лежат детали конструктора и схемы. Вам необходимо отобрать нужное количество деталей, согласно схеме и затем приступить к сборке. Приступайте.
Дети самостоятельно отбирают детали конструктора и собирают по схеме. Воспитатель при необходимости помогает. Если дети успевают быстро собрать свое изображение, воспитатель предлагает собрать из оставшихся деталей конструктора стрелочку и затем отправляет их на помощь к другим детям.
- Ребята, давайте поставим ваши поделки на стол.
- Отлично! Ребята вы справились с заданием!
- А теперь, давайте подумаем, эти поделки могут быть связаны пищевой цепочкой? (ответы детей)
- Взаимосвязаны ли птицы и цветы? (да, пищевая цепь: цветок-муха-лягушка-змея-птица)
- Если станет меньше цветов, что случится с насекомыми? (они погибнут)
- Почему? (нечем питаться)
- А если не станет насекомых, что случится с лягушками? Почему?
- А если не станет лягушек, что тогда произойдет? ( змеи погибнут т. к. им не чем будет питаться)
- А что же тогда произойдет с птицами? Почему?
- Получили мы ответ? (да)
- Что же нужно сделать жителям деревни Ёлкино? (найти место и посадить цветы)
- Что тогда произойдёт? (вернутся насекомые, затем лягушки, затем змеи и вернутся птицы)
- Ребята, смогли мы помочь жителям деревни? (да)
- Почему смогли помочь? (потому что узнали, что такое пищевая цепь)
- А теперь подойдите ко мне.
3.       Рефлексия
Дети стоят перед воспитателем.
- Ребята, с чем вы сегодня познакомились? (ответы)
- Из чего состоит пищевая цепочка?
- Что вам понравилось в нашем занятии?
- А тебе, …?
- Что вызвало затруднение у тебя. …?
- А у тебя. …?
- Молодцы ребята! Я вам дарю раскраски с изображением животных, насекомых, птиц. Вы можете раскрасить их в свободное время и потренироваться составлять пищевые цепочки.
2021