Лобода Т. В., Моисеева Н. А., Сенченко В. В. Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подго- товительной к школе группы на тему «Знакомство с пищевыми цепочками»
Задачи: 1. Образовательные: - расширять знания детей о взаимосвязи растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. - учить составлять пищевые цепочки, обосновывать их. 2. Развивающие: - развивать речь дошкольников, доказательно отвечая на вопросы воспитателя; обогащать словарь новыми словами. - развивать внимание детей, логическое мышление. 3. Воспитательные: - воспитывать желание помочь главному герою, ориентировать на помощь. - воспитывать у детей желание работать вместе, дружно, уважать мнение других. - способствовать воспитанию интереса к природе, любознательности. - воспитывать навыки коллективного взаимодействия в ходе решения проблемной ситуации. Материалы: карточки с изображением животных, растений, насекомых; контурные картинки «Найди пару»; конструктор KNEX EDUCATION Organimes and lifecicles; презентация «Взаимосвязи в природе»; аудио письмо. Словарь: взаимосвязь в природе, травоядные животные, хищные животные, цепочка, пищевая цепь, звено.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Дети стоят перед воспитателем - Ребята, к нам в детский сад пришло аудио-письмо от жителей деревни Ёлкино. Давайте его послушаем. (включает аудиозапись) «Здравствуйте, ребята! Мы, жители деревни Ёлкино хотим обратиться к вам за помощью. У нас в деревне исчезли птицы, после того, как построили коттеджный посёлок. На месте коттеджного посёлка раньше был луг, на котором росли душистые цветы. А теперь луга нет, и птиц тоже не стало. Мы не знаем, с чем это может быть связано. Ребята, вы можете нам помочь разобраться в этом?» - Ребята, как вы думаете, с чем может быть связано исчезновение птиц? (ответы) - А ты как думаешь, …? (ответ) - …, ты как думаешь? (ответ) - Ребята, разобраться в этом вопросе нам поможет одна моя знакомая - учёный-эколог. Она связалась с нами по скайпу. Давайте её послушаем. Присаживайтесь на стульчики. (педагог включает презентацию) 2. Основная часть Дети сидят перед телевизором. Учёный: Здравствуйте, ребята! Я учёный-эколог. Вы знаете, кто такие экологи? (ответы детей) - Экологи следят за сохранением растений, животных, за чистотой воды и воздуха. Мы изучаем изменения, происходящие в природе. Ребята, в природе все растения и животные взаимосвязаны невидимыми цепочками. Они друг без друга обходиться не могут. Растениями питаются насекомые и животные. Животных, поедающих растения, называют травоядными. Травоядных животных поедают хищные животные. Например, заяц не может прожить без травы, ему не чем будет питаться. Трава это основная еда для зайца. И без волка не прожить, так как зайцев разведется много, они съедят всю траву, перейдут на ветки кустов и кору деревьев, а это большая угроза для леса. А если исчезнут зайцы, то волкам не чем будет питаться и они погибнут или начнут нападать на домашних животных и людей. В природе не может быть слишком много или слишком мало растений и животных. Животные не могут существовать без растений, так же и растения не могут существовать без животных. Мы, экологи, называем эту взаимосвязь пищевой цепочкой. Пищевая цепочка всегда начинается с растений. Растения - это главное звено. Растения поедают травоядные животные. Травоядных животных поедают хищные животные. Цепи питания - это очень важная часть в природе. Люди ни в коем случае не должны вмешиваться и нарушать эти пищевые цепочки. Если нарушится хоть одно звено, то это обязательно скажется на жизни всей планеты. - Ребята, эколог рассказал нам о пищевой цепочке. Давайте вместе произнесём – пищевая цепочка. - А какие ещё цепочки бывают? (цепочка на шею, цепь на собачью будку, гирлянда). - Любая цепь состоит из звеньев. Посмотрите, у меня есть бумажная цепочка. Она состоит из звеньев. Давайте проведём небольшой эксперимент. -Для этого мне понадобится ваша помощь: - …, держи один конец цепочки, а … держи другой конец цепочки, а … подойди и попробуй разорвать одно звено. - Что случилось с цепочкой? (она порвалась) - Цепочка теперь разорвана, она не целая. Также и в природе. Если одно звено будет нарушено или исчезнет, то и цепь будет нарушена. Понимаете? - А кто может нарушить пищевую цепь? (человек) - Как он это может сделать? (уничтожает леса, животных…) - Я предлагаю вам потренироваться в составлении пищевых цепочек. Давайте подойдем к столу и встанем вокруг него. Упражнение «Составь пищевую цепочку» На столе лежат карточки с изображением: водорослей, змеи, лисы, колосьев, желудя, цапли, кабана, мыши, коры дерева, рыбы, зайца, волка. (водоросли-рыба-цапля; колос-мышь-змея; желудь-кабан-волк) - Ребята на столе лежат изображения растений и животных. Давайте попробуем составить из них пищевые цепочки. - Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какое изображение возьмём первым? (растение) Один ребенок берёт картинку с изображением растения и размещает его на магнитную доску. - Кто питается этим растением? (ответы) - Если вдруг не станет растений, что случится с мышью? (она погибнет или начнёт подбираться к людям и портить их запасы) - А кто питается мышью? (ответы) - А что тогда произойдёт со змеями? (им не чем будет питаться, т. к мышей не будет) (Воспитатель задаёт уточняющие вопросы: кто кем питается? Кто питается зайцем? Что случится, если люди истребят всех кабанов переловят всю рыбу). - Отлично, ребята! Вы справились с заданием! Теперь вы знаете, что такое пищевая цепь. И, думаю, теперь мы сможем помочь жителям деревни Ёлкино. Я приготовила для вас подсказки. - Ребята, подсказки лежат на столе. Игра «Найди пару» (работа парами) - Ребята, подойдите к столу. - Возьмите каждый по одной карточке. Посмотрите внимательно на изображение и найдите друг у друга изображение, которое совпадет с вашим. (Карточки с контурным изображением цветка, мухи, лягушки, змеи, птицы разрезанные на две части. Необходимо найти вторую часть карточки.) - Отлично! Вы справились с заданием! Встаньте парами. - Ребята, кто собрал муху, пройдите за этот стол Аналогично с другими детьми. Игра «Составь цепочку» Дети сидят парами за столами. - А теперь я вам предлагаю собрать с помощью конструктора те изображения, которые у вас получились. У кого карточки с изображением цветка, собираете цветок, у кого карточка с изображением мухи - собираете муху и т.д. - Обратите внимание, у вас лежат детали конструктора и схемы. Вам необходимо отобрать нужное количество деталей, согласно схеме и затем приступить к сборке. Приступайте. Дети самостоятельно отбирают детали конструктора и собирают по схеме. Воспитатель при необходимости помогает. Если дети успевают быстро собрать свое изображение, воспитатель предлагает собрать из оставшихся деталей конструктора стрелочку и затем отправляет их на помощь к другим детям. - Ребята, давайте поставим ваши поделки на стол. - Отлично! Ребята вы справились с заданием! - А теперь, давайте подумаем, эти поделки могут быть связаны пищевой цепочкой? (ответы детей) - Взаимосвязаны ли птицы и цветы? (да, пищевая цепь: цветок-муха-лягушка-змея-птица) - Если станет меньше цветов, что случится с насекомыми? (они погибнут) - Почему? (нечем питаться) - А если не станет насекомых, что случится с лягушками? Почему? - А если не станет лягушек, что тогда произойдет? ( змеи погибнут т. к. им не чем будет питаться) - А что же тогда произойдет с птицами? Почему? - Получили мы ответ? (да) - Что же нужно сделать жителям деревни Ёлкино? (найти место и посадить цветы) - Что тогда произойдёт? (вернутся насекомые, затем лягушки, затем змеи и вернутся птицы) - Ребята, смогли мы помочь жителям деревни? (да) - Почему смогли помочь? (потому что узнали, что такое пищевая цепь) - А теперь подойдите ко мне. 3. Рефлексия Дети стоят перед воспитателем. - Ребята, с чем вы сегодня познакомились? (ответы) - Из чего состоит пищевая цепочка? - Что вам понравилось в нашем занятии? - А тебе, …? - Что вызвало затруднение у тебя. …? - А у тебя. …? - Молодцы ребята! Я вам дарю раскраски с изображением животных, насекомых, птиц. Вы можете раскрасить их в свободное время и потренироваться составлять пищевые цепочки.