Информационные технологии в современном образовательном процессе

Демченко Н.В. Дидактические компьютерные игры на уроках в начальной школе как средство повышения качества образования

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf

В.А.Сухомлинский
Главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умение видеть перспективу применения полученных знаний на практике.
Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. Любая технология обладает средствами, которые активизируют деятельность учащихся, в результате чего повышается качество образования.
К таким технологиям относятся проблемное и развивающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, а также игровые.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети младшего школьного возраста легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
Компьютер входит в жизнь ребенка через игру. Прежде всего, особенность таких игр – активное и непосредственное участие ребенка в разворачивающемся действии в отличие от пассивного просмотра мультиков. Есть огромное количество компьютерных развивающих игр для детей разного возраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Игры формируют у ребенка мотивационную, интеллектуальную, операционную готовность использования компьютерных средств для осуществления своей деятельности.
Я считаю, использование дидактических игр на уроках в начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Начальная школа закладывает фундамент для обучения дальше. Дети умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, ключевых компетенций. В итоге среди моих учеников нет неуспевающих, качество образования повышается.
Игра мощный стимул в обучении. Посредством игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Дидактические игры привлекают внимание к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования.
Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, что учиться не заставляют, а увлекают.
Задание в занимательной форме позволяют способным детям раскрыть и активировать свои способности. Неуверенным учащиеся – развить инициативу, сообразительность, мышление. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности. Упражнения со сказочным сюжетом, усиливают интерес к самому заданию, побуждают ребенка решить проблему, вызывают желание помочь литературным героям.
При поступлении в школу шестилетки (дети), как говорят психологи, оказываются в новой социальной ситуации развития. Происходит резкая смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность сменяется учебной, что отрицательно сказывается на развитии ребенка. Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра, ограниченно соединяющая обучение с игровой формой его организации.
Школьники единодушны во мнении: когда учится интересно – учиться легко, учиться хочется. Одним из главных рычагов формирования познавательного интереса в учебной деятельности – это создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости их пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.
Бороться за успех в учении – значит, учит детей учиться, помогать каждому поверить в свои возможности. Несмотря на всю важность и знание игры в процессе работы, она не самоцель, не средство развлечь учеников. Это обычное упражнение, облеченное в занимательную форму. Учитель сам в определенной степени должен включаться в игру, иначе руководство и влияние его будет недостаточно естественным. Умение включаться в детскую игру.
В процессе дидактической игры предполагается решение следующих задач:
-обогащение чувственно-эмоционального опыта путем освоения детьми системных знаний;
-развитие мышления ребенка в плане осознания себя и своего места в мире природы и людей;
-развитие общей культуры ребенка, включающей языковую культуру, культуру общения в разных условиях.
Дидактические игры на разных уроках в начальной школе могут быть использованы при организации устной и письменной работы.
Цель проведения дидактических игр: развитие мышления, закрепление учебного материала через игровую мотивацию.
Задачи:
1) Вырабатывать потребность в приобретении знаний.
2) расширять кругозор детей, развивать память, внимание, внимательность.
3) воспитывать интерес к изучаемым предметам, ИКТ
Уроки с использованием ИКТ не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
В начальной школе используют информационные технологии на всех этапах урока - при объяснении нового материала, закреплении, повторении, при проведении внеклассных занятиях.

Виды учебных компьютерных программ

Существуют различные виды учебных компьютерных программ. Так, например, программы направленные на развитие восприятия. Это программы, в которых надо собрать картинку из нескольких частей. Задания можно варьировать по степени сложности, так как картинка разбивается на 8, 12, 16, 24, 48 частей. Так как во многих вариантах в процессе работы осуществляется подсчет времени и набранных играющими очков, такого рода программы можно давать детям не только в индивидуальных, но и коллективных занятиях в виде игры-соревнования. Следует обращать внимание ребят на исходную картинку, которую надо внимательно рассмотреть и запомнить, так как без этого не- возможно собрать ее из частей. Так мы формируем у своих детей основы произвольного запоминания и внимания, необходимые для нормального психического развития. Рекомендуются также разнообразные программы, в которых при помощи курсора можно нарисовать любую фигуру или даже картину. Возможными вариантами таких программ являются задания сложить картинку из отдельных фигурок разной формы и размера по типу мозаики. Такие программы развивают не только восприятие, но и воображение детей. Учитель сам может варьировать задания. Рисуя вместе с детьми или давая им задание нарисовать картинку определенного содержания (например, теплый солнечный день или холодный зимний вечер). Можно попросить ребенка придумать название для нарисованной картинки, населить ее определенными персонажами и сочинить про них какую-нибудь историю. Особенно хороши для таких занятий специальные программы, в которых нарисованные персонажи могут оживать и воспроизводить придуманные действия в режиме мультфильма. В процессе таких игр - драматизаций происходит развитие речи. Учителю следует поощрять любые спонтанные высказывания детей, а если они не могут придумать самостоятельно сюжет или название картинки, необходимо им помочь, начав рассказывать какую-нибудь историю, которую ребенок будет иллюстрировать при помощи компьютера.
В следующий раз можно поменяться ролями, т.е. ребенок будет рассказывать, а учитель помогать ему в развитии сюжета на экране. В конце концов, дети с легкостью научатся одновременно сочинять сказку или рассказ и иллюстрировать сюжет движущимися картинками. В процессе этих игр формируется зрительно-моторная координация.
На уроках информатики и математики при изучении темы «Координаты на плоскости» применяем такие задания как
Собрать пословицу по координатам;
Найти животного;
Зашифруй пословицу;
Рисунок 1.
Однако существуют и специальные программы для обработки такой координации, а также для развития ориентации ребенка в пространстве. Это всевозможные лабиринты, по которым надо провести определенный предмет, а также программы, в которых надо быстро поймать фигуру и поставить ее на нужное место. Существуют и специальные модификации, которые можно использовать не только для обучения, но и для коррекции, т.е. исправления недостатков зрительной моторной или пространственной координации. Большое значение для развития детей имеют и конструкторские программы, в процессе которых детям надо либо сложить из разных кусков фигуру определенной формы, либо, наоборот, разбить имеющуюся фигуру на заданные части. Эти программы развивают не только восприятие и координацию, но и образное мышление детей. Кроме общеразвивающих программ существуют и специальные игры и программы для обучения детей математике, русскому языку, логике.
Ценность этих игр и программ в том, что они в более наглядной (но не просто) форме представляют содержание данных предметов, что и позволяет детям легко и быстро овладеть этим материалом. Так арифметические действия предстают перед детьми в виде изменяющихся по числу и размеру группы предметов, определенное понятие или класс предметов – в виде схемы. Однако ценность большинства программ такого типа не только в наглядности, но и в возможности варьировать степень этой наглядности в зависимости от уровня развития ребенка. Так, если мы видим, что ребенку совершенно ясно, из каких фигур (или персонажей, какого роста) можно составить число 7, мы можем взять более абстрактную схему данного числа (например, в виде геометрической постройки). Мы можем попросить ребенка нарисовать каждое арифметическое действие, либо только конечный результат, дать более развернутую и реальную или почти абстрактную схему понятия. Таким образом, мы сами регулируем процесс интериоризации (перехода во внутренний план) мыслительных операций нашего ребенка. Используя компьютер для изучения учебного материала, важно создать условия для развития и совершенствования всех познавательных процессов у младших школьников, от класса к классу усиливая акцент на развитие их мышления.
Считаю, что по сравнению с традиционными формами обучения, компьютер обладает рядом преимуществ:
-        предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним;
-        компьютер несет в себе образный тип информации, понятный школьникам, которые еще не очень хорошо умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
-        это средство поддержки задач обучения. Решение проблемных задач с помощью компьютера, поощрение ребенка при их правильном решении является стимулом познавательной активности детей;
-        компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
-        компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;
-        компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки.


Рисунок 1.



Литература:

-        Новоселова С.Л. “Компьютерно-игровой комплекс: система условий, метод, новое содержание детской деятельности” КИД. М. 1991 г.
-        Пенева Л.Д., Саар А.Д. “Игра – деятельность познавательная” 1987 г., с.8.
-        Клименченко Д.В. “Дидактические компьютерные игры по математике” ж. Начальная школа № 5, 1989 г., с. 22-24.
-        Интернет-ресурс:
localhost/H:/информатика%20самообразование/игры.mht
2019