Библиографическое описание:
Колесниченко Е.Ю., Угнивенко Я.А. Формирование представлений детей средней группы о своей малой родине через проектную деятельность // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, детский сад, это и памятные места города, его исторические и культурные центры.
При реализации данной темы нами были поставлены задачи:
- Развивать познавательный интерес у детей к изучению родного города.
- Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, дому, детскому саду, родной улице, городу.
- Формировать желание сохранять чистоту и порядок в своем городе.
- Усилить роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств детей.
В процессе проекта с детьми средней группы «Наша дружная семья» дети с удовольствием рассказывали о своей семье, о том, где они живут, где работают родители, какие красивые места города посещают вместе с родителями. Сформировали и закрепили понятие: Я - член семьи, Мой дом - моя семья.
Во время проведения проекта с детьми разучена «Песенка мамонтенка». Прочитаны сказки, стихи, потешки: «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя», Д. Габе «Моя семья», К. Ушинский «Петушок с семьёй», А. Барто «Посидим в тишине», читали потешки «Ладушки – ладушки», Ю. Жуковой «Про нас», Н. Майданник «Моя семья».
Были проведены беседы «Что готовит мама?», «Где работает папа?», «Как ты помогаешь маме?», «У меня есть брат (сестра) ».
Провели беседы по картинкам: «Что делать, если кто-то заболел?», «Что такое хорошо и что такое плохо?».
Вместе с детьми играли в сюжетно - ролевые игры: «Семья принимает гостей», «День рожденья куклы», «Дочка заболела», «Семья переезжает на новую квартиру (Новоселье) », «Поездка на автобусе», «Дочки - матери», «Детский сад», «Поездка в магазин», «Больница».
Были проведены дидактические игры и упражнения: «Назови ласково», «Вежливые слова», «Позвони по телефону маме (папе) », «Мой портрет», «Помоги маме (папе) », «Где мы были, что мы видели», «Кто, что любит делать?» и др.
Для закрепления полученных знаний о семье и городе с детьми была проведена беседа «Что такое генеалогическое дерево?», во время которой они с помощью небольших фотографий составляли контур генеалогического дерева и закрепляли знания о том, кто кем кому приходится. Для расширения представлений детей о детском саде и сотрудниках проводилась беседа «Что такое детский сад?», в ходе которой воспитанники учились называть некоторых работников детского сада (воспитатели, помощник воспитателя, музыкальный руководитель и т.д.) по имени, отчеству, учились обращаться к ним на «вы». Итогом проекта стало мероприятие «Дружная семейка», на котором были закреплены знания детей о членах семьи, о том, что в семье любят, заботятся и помогают друг другу.
Для ознакомления детей с родным городом был реализован проект «Город для маленьких пешеходов», в ходе которого детям была предложена идея стать пешеходами и пойти на познавательную прогулку по городу (микрорайону), в котором находится детский сад. Знакомили детей с улицей, сопутствующими ей понятиями, а также правилами культурного поведения в городе и простейшими правилами дорожного движения. В реализации этого проекта нам помогли беседы по теме: «Внимание, дорожные знаки!», «Как вести себя на улице и в транспорте?», «Какие правила дорожного движения вы знаете?», «Кто управляет дорогой?»;
Во время проекта мы прочитали с детьми много художественной литературы: Бедарев О. «Азбука безопасности», Веревка В. «Учимся переходить дорогу», Волкова С. «Про правила дорожного движения», Домоховский А. «Чудесный островок», Житков Б. «Светофор», Иришин В. «Прогулка по городу», Клименко В. «Происшествия с игрушками», Кожевников В. «Светофор», Кончаловская Н. «Самокат», Мигунова И. «Друг светофор», Михалков С. «Дядя Степа», «Моя улица», «Три чудесных цвета», «Скверная история»; Обойщиков К «Светофорик», Тарутин О. «Для чего нам светофор», Хурманек Д. «Перекресток» и другие.
Были проведены дидактические игры: «Доскажи словечко», «Наша улица», «Поставь дорожный знак», «Правильно разложи», «Светофор», «Угадай-ка», «Узнай по описанию», «Это я, это я, это все мои друзья!».
Художественное творчество помогло закрепить ранее полученные знания:
- рисование: «Придумай новый дорожный знак», «Улицы города»;
- лепка: «Веселый светофор»,
- аппликация: «Дорожный знак», «Шумный перекресток».
Итогом проекта стало – детям привились элементарные практические навыки безопасного поведения на городских улицах в качестве пешеходов для сохранения жизни и здоровья себе и окружающих.
С ребятами пятого года жизни проводились экскурсии, прогулки по ближайшим улицам в рамках проекта «Улицы родного города», где решались следующие задачи: формировать у детей знания о родном городе, закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь.
Постепенно дети убеждаются в том, что родной город прекрасен в любое время года и каждый раз интересен по-новому. Проводя организованное наблюдение или целевую прогулку, старалась заботиться о духовном, физическом и эстетическом развитии детей. Ведь когда дети идут на экскурсию к какому-то определенному объекту – они знакомятся со всем окружающим миром. Дети повторяют названия улиц, по которым проходят, обращают внимание на красоту родной природы в разные времена года. Они видят все культурные объекты города на близлежащей территории.
Такие знания они, конечно, получают на занятиях, но так как у детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление: они лучше запоминают то, что видят в натуральном виде. Идут на экскурсию и видят, как трудятся взрослые, для того чтобы наш город был таким красивым. Наблюдая за трудом взрослых, каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Для расширения у детей знаний о своем городе были проведены дидактические игры «Где я люблю гулять в нашем городе?», «Расскажи о народном костюме», «Узнай герб и флаг нашего города», «Назови улицы нашего города», «Узнай, где это расположено», а так же беседы с детьми: «Я люблю тебя, Губкин», «Где работают мои мама и папа». Дидактические игры помогают закрепить символы родного города и Белгородской области, помогают полюбить родной город.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Детский сад в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
«Дерево народной мудрости» (украшение дерева листочками с пословицами о семье), «Семейный вернисаж» (создание герба семьи -показывающего особенности семьи),выставка семейных поделок «Мастерская Деда Мороза» и многое другое помогли объединить семьи, воспитать у детей чувство гордости за свою семью.
Вместе с родителями был создан фотоальбом «Выходные всей семьёй» Домашние задания для детей совместно с родителями мы старались сделать интересными: рисование «Мой папа самый лучший», «Мы рисуем маму», «Наш город. Моя улица», «Наш город. Дом».
В группе собран консультативный материал «Город, семья и Я», в которой для родителей собраны памятки, брошюры, буклеты, ряд консультаций. «Как мы формируем патриотические чувства у детей» одна из них. Проведена консультация для родителей «Растим детей патриотами через ознакомление с окружающим миром», целью которой было объяснение этапов работы семьи с ребенком. С большим интересом родители прослушали на родительском собрании консультацию «Приобщение детей к семейным традициям».
В результате проектной деятельности, дети стали более любознательны, наблюдательны, обогатилась их речь. Беседы, экскурсии, занятия расширили и углубили знания дошкольников о родном городе, его жителях, памятных местах. Все это способствовало воспитанию чувства гордости и любви к родному краю.
Список используемой литературы
1.Планета 2014.-168с. Данилина Г. Н. Дошколятам — об истории и культуре России: пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан России.- М.: НКТИ, 2003–184с.2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
3. Активные методы обучения в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Из опыта работы. Т. Г. Сальникова. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2021.
4. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты. Н.П. Битютская. – Волгоград: Учитель, 2013.
Колесниченко Е.Ю., Угнивенко Я.А. Формирование представлений детей средней группы о своей малой родине через проектную деятельность // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, детский сад, это и памятные места города, его исторические и культурные центры.
При реализации данной темы нами были поставлены задачи:
- Развивать познавательный интерес у детей к изучению родного города.
- Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, дому, детскому саду, родной улице, городу.
- Формировать желание сохранять чистоту и порядок в своем городе.
- Усилить роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств детей.
В процессе проекта с детьми средней группы «Наша дружная семья» дети с удовольствием рассказывали о своей семье, о том, где они живут, где работают родители, какие красивые места города посещают вместе с родителями. Сформировали и закрепили понятие: Я - член семьи, Мой дом - моя семья.
Во время проведения проекта с детьми разучена «Песенка мамонтенка». Прочитаны сказки, стихи, потешки: «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя», Д. Габе «Моя семья», К. Ушинский «Петушок с семьёй», А. Барто «Посидим в тишине», читали потешки «Ладушки – ладушки», Ю. Жуковой «Про нас», Н. Майданник «Моя семья».
Были проведены беседы «Что готовит мама?», «Где работает папа?», «Как ты помогаешь маме?», «У меня есть брат (сестра) ».
Провели беседы по картинкам: «Что делать, если кто-то заболел?», «Что такое хорошо и что такое плохо?».
Вместе с детьми играли в сюжетно - ролевые игры: «Семья принимает гостей», «День рожденья куклы», «Дочка заболела», «Семья переезжает на новую квартиру (Новоселье) », «Поездка на автобусе», «Дочки - матери», «Детский сад», «Поездка в магазин», «Больница».
Были проведены дидактические игры и упражнения: «Назови ласково», «Вежливые слова», «Позвони по телефону маме (папе) », «Мой портрет», «Помоги маме (папе) », «Где мы были, что мы видели», «Кто, что любит делать?» и др.
Для закрепления полученных знаний о семье и городе с детьми была проведена беседа «Что такое генеалогическое дерево?», во время которой они с помощью небольших фотографий составляли контур генеалогического дерева и закрепляли знания о том, кто кем кому приходится. Для расширения представлений детей о детском саде и сотрудниках проводилась беседа «Что такое детский сад?», в ходе которой воспитанники учились называть некоторых работников детского сада (воспитатели, помощник воспитателя, музыкальный руководитель и т.д.) по имени, отчеству, учились обращаться к ним на «вы». Итогом проекта стало мероприятие «Дружная семейка», на котором были закреплены знания детей о членах семьи, о том, что в семье любят, заботятся и помогают друг другу.
Для ознакомления детей с родным городом был реализован проект «Город для маленьких пешеходов», в ходе которого детям была предложена идея стать пешеходами и пойти на познавательную прогулку по городу (микрорайону), в котором находится детский сад. Знакомили детей с улицей, сопутствующими ей понятиями, а также правилами культурного поведения в городе и простейшими правилами дорожного движения. В реализации этого проекта нам помогли беседы по теме: «Внимание, дорожные знаки!», «Как вести себя на улице и в транспорте?», «Какие правила дорожного движения вы знаете?», «Кто управляет дорогой?»;
Во время проекта мы прочитали с детьми много художественной литературы: Бедарев О. «Азбука безопасности», Веревка В. «Учимся переходить дорогу», Волкова С. «Про правила дорожного движения», Домоховский А. «Чудесный островок», Житков Б. «Светофор», Иришин В. «Прогулка по городу», Клименко В. «Происшествия с игрушками», Кожевников В. «Светофор», Кончаловская Н. «Самокат», Мигунова И. «Друг светофор», Михалков С. «Дядя Степа», «Моя улица», «Три чудесных цвета», «Скверная история»; Обойщиков К «Светофорик», Тарутин О. «Для чего нам светофор», Хурманек Д. «Перекресток» и другие.
Были проведены дидактические игры: «Доскажи словечко», «Наша улица», «Поставь дорожный знак», «Правильно разложи», «Светофор», «Угадай-ка», «Узнай по описанию», «Это я, это я, это все мои друзья!».
Художественное творчество помогло закрепить ранее полученные знания:
- рисование: «Придумай новый дорожный знак», «Улицы города»;
- лепка: «Веселый светофор»,
- аппликация: «Дорожный знак», «Шумный перекресток».
Итогом проекта стало – детям привились элементарные практические навыки безопасного поведения на городских улицах в качестве пешеходов для сохранения жизни и здоровья себе и окружающих.
С ребятами пятого года жизни проводились экскурсии, прогулки по ближайшим улицам в рамках проекта «Улицы родного города», где решались следующие задачи: формировать у детей знания о родном городе, закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь.
Постепенно дети убеждаются в том, что родной город прекрасен в любое время года и каждый раз интересен по-новому. Проводя организованное наблюдение или целевую прогулку, старалась заботиться о духовном, физическом и эстетическом развитии детей. Ведь когда дети идут на экскурсию к какому-то определенному объекту – они знакомятся со всем окружающим миром. Дети повторяют названия улиц, по которым проходят, обращают внимание на красоту родной природы в разные времена года. Они видят все культурные объекты города на близлежащей территории.
Такие знания они, конечно, получают на занятиях, но так как у детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление: они лучше запоминают то, что видят в натуральном виде. Идут на экскурсию и видят, как трудятся взрослые, для того чтобы наш город был таким красивым. Наблюдая за трудом взрослых, каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Для расширения у детей знаний о своем городе были проведены дидактические игры «Где я люблю гулять в нашем городе?», «Расскажи о народном костюме», «Узнай герб и флаг нашего города», «Назови улицы нашего города», «Узнай, где это расположено», а так же беседы с детьми: «Я люблю тебя, Губкин», «Где работают мои мама и папа». Дидактические игры помогают закрепить символы родного города и Белгородской области, помогают полюбить родной город.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Детский сад в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
«Дерево народной мудрости» (украшение дерева листочками с пословицами о семье), «Семейный вернисаж» (создание герба семьи -показывающего особенности семьи),выставка семейных поделок «Мастерская Деда Мороза» и многое другое помогли объединить семьи, воспитать у детей чувство гордости за свою семью.
Вместе с родителями был создан фотоальбом «Выходные всей семьёй» Домашние задания для детей совместно с родителями мы старались сделать интересными: рисование «Мой папа самый лучший», «Мы рисуем маму», «Наш город. Моя улица», «Наш город. Дом».
В группе собран консультативный материал «Город, семья и Я», в которой для родителей собраны памятки, брошюры, буклеты, ряд консультаций. «Как мы формируем патриотические чувства у детей» одна из них. Проведена консультация для родителей «Растим детей патриотами через ознакомление с окружающим миром», целью которой было объяснение этапов работы семьи с ребенком. С большим интересом родители прослушали на родительском собрании консультацию «Приобщение детей к семейным традициям».
В результате проектной деятельности, дети стали более любознательны, наблюдательны, обогатилась их речь. Беседы, экскурсии, занятия расширили и углубили знания дошкольников о родном городе, его жителях, памятных местах. Все это способствовало воспитанию чувства гордости и любви к родному краю.
Список используемой литературы
1.Планета 2014.-168с. Данилина Г. Н. Дошколятам — об истории и культуре России: пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан России.- М.: НКТИ, 2003–184с.2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
3. Активные методы обучения в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Из опыта работы. Т. Г. Сальникова. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2021.
4. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты. Н.П. Битютская. – Волгоград: Учитель, 2013.