Библиографическое описание:
Кислицына Г.А. Формирование учебной мотивации на уроках биологии // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf
В последние годы стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается у большинства школьников. Многие педагоги сталкиваются с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. При этом обновление содержания обучения и требования, предъявляемые ФГОС, требуют от педагога формирования всесторонне развитой, активной, творческой и гармоничной личности ученика, способной к самоопределению и самореализации. Поэтому проблема формирования мотивации становится актуальной.
При рассмотрении мотивации возникает множество вопросов. Что является движущей силой мотивации? Как формируется мотивация? Как она меняется и от чего эти из менения зависят?
Теория мотивации была рассмотрена многими отечественными и зарубежными педа гогами и психологами: А. Маслоу, Л.И. Божович, А.К. Марковой, Ш.А. Амонашвили и другими. Они рассматривали мотивацию как основу поведения индивида, основу раз вития его личности.
Согласно определению в психологическом словаре-справочнике: «Мотивация – это вся совокупность мотивов, побуждающих к достижению цели. Мотив – это внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл» [4; 204.206]. Мотивы опре деляются убеждениями, установками, потребностями, интересами. Они порождают актив ность, которая позволяет достичь определенной цели обучения (см. схему).
Схема 1. Этапы достижения цели обучения через мотив
Итак, в основе отношения к учебе у школьников лежат мотивы. Их классификацию производят по различным критериям. Мотивы могут быть осознаваемые и неосозна ваемые. Старов М.И. и Смоленцева И.С., например, выделяют следующие мотивы: широ кие и узкие социальные мотивы (стремление занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих и т.д.); мотивы социального сотрудничества (утвержде ние своей роли и позиции в классе); широкие познавательные мотивы (познавательная деятельность является ведущей сферой жизнедеятельности); учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний); мотивы самообразования [5; 126].
Существуют мотивы реальные и мнимые. Но независимо от типа классификации, мотивы подразделяют на внешние и внутренние. Рассмотрим их структуру [1; 83].
Таблица 1. Структура мотивовЧто необходимо учитывать при формировании мотивации у школьников?
Во-первых, то, что значимость мотива меняется в зависимости от деятельности: «В структуре одной деятельности данный мотив может выполнять функцию смыслообразования, в другой – функцию дополнительной стимуляции».
Во-вторых, то, что одного учащегося побуждает к активным действиям, другого ос тавляет равнодушным, либо приводит лишь к незначительному эффекту. Следовательно, каждому ученику необходимо подбирать свою мотивацию, свои стимулы, которые заста вят его работать.
В-третьих, учебная мотивация обусловлена возрастными особенностями. Н.В. Немова, на каждом возрастном этапе выделяет определенную мотивацию учебной деятельности. Так, в подростковой школе мотивация учения школьников (при использовании традици онных педагогических технологий) следующая:
1. стойкий интерес к определенному предмету;
2. мотив избегания неудачи;
3. желание иметь высокую отметку, как средство самоутверждения;
4. познавательный интерес только у высокомотивированных;
5. подростковые установки.
Как отмечает Н.В. Немова: «... на данном этапе важно сформировать у школьников позитивную и устойчивую самооценку личности, уверенность в собственных силах, веру в возможность достижений и в собственную состоятельность» [2; 15].
Согласно Г.К. Селевко, все вышеизложенное возможно в том случае, если педагог ис пользует в процессе обучения технологии, обладающие средствами активизации и интен сификации деятельности учащихся, «... в некоторых же технологиях эти средства состав ляют главную идею и основу эффективности результатов» [3; 50]. К таким технологиям Г.К Селевко отнес игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные техно логии и ряд других.
Рассмотрим возможности уроков биологии для использования таких технологий с це лью формирования мотивации.
Опыт показывает, что наибольший эффект на уроках дают ситуации, в которых уче ники могут: отстаивать свое мнение; задавать вопросы товарищам и учителю; рецензиро вать, оценивать ответы и письменные работы товарищей; обучать отстающих, объяснять наиболее слабым ученикам непонятный учебный материал; самостоятельно выбирать за дание; создавать ситуации самопроверки; выступать с докладами и сообщениями; выполнять задания, позволяющие применить полученные в процессе обучения и накопленные в процессе получения субъектного опыта знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Традиционные уроки биологии не позволяют широко использовать эти разнообраз ные виды деятельности учащихся. Поэтому необходимо в процесс обучения биологии включать так называемые нетрадиционные, не совсем обычные уроки и приемы, которые позволяют постепенно перейти от внешней мотивации учащихся к внутренней.
Нетрадиционные уроки биологии отличаются от обычных уроков тем, что на них:
- осуществляется максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность;
- самостоятельная деятельность учащихся занимает значительную часть времени;
- общение – обязательное условие учебного процесса;
- устанавливаются партнерские взаимоотношения по типу «ученик- ученик, ученик-учитель»;
- создается ситуация успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;
- учебная деятельность носит практическую направленность;
- происходит скрытая дифференциация учащихся по способностям, интересам и т.д.
Если произвести классификацию таких уроков, то их можно подразделить на следую щие группы:
1. Уроки-игры (имитационные, деловые и ролевые игры, на основе телевизионных игр и т.д.).
2. Уроки решения биологических задач, решения контекстных задач (возможно проведение по любому разделу курса «Биология»)
3. Уроки-соревнования (биологический бой, конкурс, биологическая эстафета, биоло гическое лото, домино и т.д.).
4. Уроки-экскурсии (заочная экскурсия в прошлое, виртуальные экскурсии, путешествие).
5. Уроки-исследования, лаборатория открытий
6. Уроки-диалоги (пресс-конференция, аукцион, телемост, дискуссия).
7. Уроки-фантазии (урок-сказка, проекты, творческий отчет).
8. Уроки-лекции.
9. Уроки межпредметной интеграции
10. Уроки-консультации и т.д.
Особенностью нетрадиционных уроков является перестановка, сокращение или совмещение структурных компонентов основной дидактической структуры урока (оргмомент, опрос, изложение, объяснение, задание на дом);
На таких уроках можно выделить три главных этапа. На первом этапе (предпосылка формиро вания и развития мотивационной сферы учащихся) ставятся различные задачи, проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения цели уро ка. Например, в 6 классе при изучении темы «Почвенное питание растений» на первом этапе можно сформулировать проблему «Растение, растущее в сосуде с дистиллированной водой, плохо развивается, но долго не погибает. Почему?», в 8 классе при изучении темы «Органы кровообращения» предложить задачу: «Представьте ритмичную работу сердца 70-летнего человека. Сколько лет из 70 у него: работали мышцы желудочков; были закрыты створча тые клапаны, отдыхали мышцы предсердий» или «Почему пища (например, молоко или куриный бульон) введенная шприцем прямо в кровь, вызывает гибель человека, а пройдя через пищеварительную систему, становится безопасной и усваивается клетками? Что происходит с пищей в пищеварительной системе человека? Свои предположения обсудите коллективно».
На втором этапе осуществляется освоение учащимися нового материала, формирование УУД в различных нестандартных формах организации мыслительной активности учащихся.
Рассмотрим 2 варианта организации игрового урока-лото по биологии с преобладани ем индивидуальной деятельности учащихся.
Вариант первый. Для проведения игры ученикам предлагается начертить в тетрадях прямоугольное игровое поле: 2 ячейки по вертикали и 3 по горизонтали.
Каждому ученику выдается карточка с терминами, которые он должен вписать в ячейки своего игрового поля (можно изобразить на доске варианты заполненных карточек).
Для заполнения игрового поля ученикам раздаются разноцветные кружки соответствующих размеров. Затем задается вопрос и оговаривается, кружком какого цвета следует закрывать ответ на него. Ученик находит в своей таблице ответ, закрывает его кружком. При определенной последовательности вопросов в случае правильного заполнения ряды или столбцы таблицы должны оказать закрытыми кружками одного цвета (значительно облегчает проверку).
Вариант второй. Ученикам даются карточки-задания, дифференцированные по сложности работы (карточки имеют порядковые номера). Предлагается в течение 10-15 минут подготовить письменные ответы на эти задания. Затем начинается игра в лото. В произвольном порядке из конверта достаются квадратики с номерками, и объявляется вынутый номер (это может делать и ученик); ученик, имеющий карточку-задание с таким номером, дает ответ. Во время игры нельзя допускать паузы; оценивается прочтенная запись, а не. число доставшихся ученику номерков; ответ должен быть кратким и четким; если ответ верный номерок отдается его хозяину; если необходимо уточнение или дополнение, то предлагается это сделать желающим.
Игру в «Лото» целесообразно проводить по темам программы, содержащим значительный объем материала.
На нестандартных уроках возможна организация работы учащихся в парах или группах при проведении мозговых атак, решении биологических задач и кроссвордов, создании проектов и т.д.
Примером учебной деятельности в парах может являться работа с биологическими картами. Они входят в состав учебно-методического комплекса Н.И. Сонина. Биологические карты можно разработать самостоятельно по различным темам. Их использование позволяет добиться высокой активности учащихся на разных этапах урока. Биологические карты могут применяться при повторении, обобщении, закреплении материала.
Возможностью развития мотивации учащихся обладают и уроки-лекции. Если ученик имеет повышенный интерес к предмету, его можно привлечь к проведению лекции вдвоем. При этом урок представляет из себя работу двух учителей (учителя и ученика), читающих лекцию по одной и той же теме. В основе лекции-консультации, например, лежат ответы на вопросы учащихся по определенной теме («Биотехнология», «Генная инженерия» и т.д.).
Эффективными являются и такие уроки биологии, где широко используется взаимопомощь учащихся. Это могут быть уроки взаимообучения новому материалу в микрогруппах-«экипажах», деятельность на уроках учеников-консультантов (в том числе и из старших классов).
Третий этап – формирование умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, он скрыто присутствует на каждом из предшествующих этапов.
Очень важную роль при проведении нетрадиционных, уроков играет подготовка к таким урокам. В ней активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Ученики делятся на группы, получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений, докладов на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, ребусов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т.д.
При проведении нетрадиционных уроков следует помнить, что чем результативней проведена подготовка к уроку, тем эффективней осуществляется развитие мотивационной сферы. Учителю необходимо учитывать отношение учащихся к оригинальной форме урока, уровень их подготовленности, возрастные и психологические особенности.
Литература
1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. - СПб.: КАРО, 2002. - 368с.
2. Немова Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху. - М.: Сентябрь, 2002. - 160 с.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.-256 с.
4. Словарь-справочник по педагогике. / Авт.-сост. Мижериков В.А; Под общей редакцией П.И. Пидкастистого. - М: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.
5. Старов М.И., Смоленцева И.С. Мотивация учебной деятельности. Школьные технологии. -2005, №3.-с.125-131
Кислицына Г.А. Формирование учебной мотивации на уроках биологии // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf
В последние годы стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается у большинства школьников. Многие педагоги сталкиваются с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. При этом обновление содержания обучения и требования, предъявляемые ФГОС, требуют от педагога формирования всесторонне развитой, активной, творческой и гармоничной личности ученика, способной к самоопределению и самореализации. Поэтому проблема формирования мотивации становится актуальной.
При рассмотрении мотивации возникает множество вопросов. Что является движущей силой мотивации? Как формируется мотивация? Как она меняется и от чего эти из менения зависят?
Теория мотивации была рассмотрена многими отечественными и зарубежными педа гогами и психологами: А. Маслоу, Л.И. Божович, А.К. Марковой, Ш.А. Амонашвили и другими. Они рассматривали мотивацию как основу поведения индивида, основу раз вития его личности.
Согласно определению в психологическом словаре-справочнике: «Мотивация – это вся совокупность мотивов, побуждающих к достижению цели. Мотив – это внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл» [4; 204.206]. Мотивы опре деляются убеждениями, установками, потребностями, интересами. Они порождают актив ность, которая позволяет достичь определенной цели обучения (см. схему).
Схема 1. Этапы достижения цели обучения через мотив
Итак, в основе отношения к учебе у школьников лежат мотивы. Их классификацию производят по различным критериям. Мотивы могут быть осознаваемые и неосозна ваемые. Старов М.И. и Смоленцева И.С., например, выделяют следующие мотивы: широ кие и узкие социальные мотивы (стремление занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих и т.д.); мотивы социального сотрудничества (утвержде ние своей роли и позиции в классе); широкие познавательные мотивы (познавательная деятельность является ведущей сферой жизнедеятельности); учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний); мотивы самообразования [5; 126].
Существуют мотивы реальные и мнимые. Но независимо от типа классификации, мотивы подразделяют на внешние и внутренние. Рассмотрим их структуру [1; 83].
Таблица 1. Структура мотивовЧто необходимо учитывать при формировании мотивации у школьников?
Во-первых, то, что значимость мотива меняется в зависимости от деятельности: «В структуре одной деятельности данный мотив может выполнять функцию смыслообразования, в другой – функцию дополнительной стимуляции».
Во-вторых, то, что одного учащегося побуждает к активным действиям, другого ос тавляет равнодушным, либо приводит лишь к незначительному эффекту. Следовательно, каждому ученику необходимо подбирать свою мотивацию, свои стимулы, которые заста вят его работать.
В-третьих, учебная мотивация обусловлена возрастными особенностями. Н.В. Немова, на каждом возрастном этапе выделяет определенную мотивацию учебной деятельности. Так, в подростковой школе мотивация учения школьников (при использовании традици онных педагогических технологий) следующая:
1. стойкий интерес к определенному предмету;
2. мотив избегания неудачи;
3. желание иметь высокую отметку, как средство самоутверждения;
4. познавательный интерес только у высокомотивированных;
5. подростковые установки.
Как отмечает Н.В. Немова: «... на данном этапе важно сформировать у школьников позитивную и устойчивую самооценку личности, уверенность в собственных силах, веру в возможность достижений и в собственную состоятельность» [2; 15].
Согласно Г.К. Селевко, все вышеизложенное возможно в том случае, если педагог ис пользует в процессе обучения технологии, обладающие средствами активизации и интен сификации деятельности учащихся, «... в некоторых же технологиях эти средства состав ляют главную идею и основу эффективности результатов» [3; 50]. К таким технологиям Г.К Селевко отнес игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные техно логии и ряд других.
Рассмотрим возможности уроков биологии для использования таких технологий с це лью формирования мотивации.
Опыт показывает, что наибольший эффект на уроках дают ситуации, в которых уче ники могут: отстаивать свое мнение; задавать вопросы товарищам и учителю; рецензиро вать, оценивать ответы и письменные работы товарищей; обучать отстающих, объяснять наиболее слабым ученикам непонятный учебный материал; самостоятельно выбирать за дание; создавать ситуации самопроверки; выступать с докладами и сообщениями; выполнять задания, позволяющие применить полученные в процессе обучения и накопленные в процессе получения субъектного опыта знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Традиционные уроки биологии не позволяют широко использовать эти разнообраз ные виды деятельности учащихся. Поэтому необходимо в процесс обучения биологии включать так называемые нетрадиционные, не совсем обычные уроки и приемы, которые позволяют постепенно перейти от внешней мотивации учащихся к внутренней.
Нетрадиционные уроки биологии отличаются от обычных уроков тем, что на них:
- осуществляется максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность;
- самостоятельная деятельность учащихся занимает значительную часть времени;
- общение – обязательное условие учебного процесса;
- устанавливаются партнерские взаимоотношения по типу «ученик- ученик, ученик-учитель»;
- создается ситуация успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;
- учебная деятельность носит практическую направленность;
- происходит скрытая дифференциация учащихся по способностям, интересам и т.д.
Если произвести классификацию таких уроков, то их можно подразделить на следую щие группы:
1. Уроки-игры (имитационные, деловые и ролевые игры, на основе телевизионных игр и т.д.).
2. Уроки решения биологических задач, решения контекстных задач (возможно проведение по любому разделу курса «Биология»)
3. Уроки-соревнования (биологический бой, конкурс, биологическая эстафета, биоло гическое лото, домино и т.д.).
4. Уроки-экскурсии (заочная экскурсия в прошлое, виртуальные экскурсии, путешествие).
5. Уроки-исследования, лаборатория открытий
6. Уроки-диалоги (пресс-конференция, аукцион, телемост, дискуссия).
7. Уроки-фантазии (урок-сказка, проекты, творческий отчет).
8. Уроки-лекции.
9. Уроки межпредметной интеграции
10. Уроки-консультации и т.д.
Особенностью нетрадиционных уроков является перестановка, сокращение или совмещение структурных компонентов основной дидактической структуры урока (оргмомент, опрос, изложение, объяснение, задание на дом);
На таких уроках можно выделить три главных этапа. На первом этапе (предпосылка формиро вания и развития мотивационной сферы учащихся) ставятся различные задачи, проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения цели уро ка. Например, в 6 классе при изучении темы «Почвенное питание растений» на первом этапе можно сформулировать проблему «Растение, растущее в сосуде с дистиллированной водой, плохо развивается, но долго не погибает. Почему?», в 8 классе при изучении темы «Органы кровообращения» предложить задачу: «Представьте ритмичную работу сердца 70-летнего человека. Сколько лет из 70 у него: работали мышцы желудочков; были закрыты створча тые клапаны, отдыхали мышцы предсердий» или «Почему пища (например, молоко или куриный бульон) введенная шприцем прямо в кровь, вызывает гибель человека, а пройдя через пищеварительную систему, становится безопасной и усваивается клетками? Что происходит с пищей в пищеварительной системе человека? Свои предположения обсудите коллективно».
На втором этапе осуществляется освоение учащимися нового материала, формирование УУД в различных нестандартных формах организации мыслительной активности учащихся.
Рассмотрим 2 варианта организации игрового урока-лото по биологии с преобладани ем индивидуальной деятельности учащихся.
Вариант первый. Для проведения игры ученикам предлагается начертить в тетрадях прямоугольное игровое поле: 2 ячейки по вертикали и 3 по горизонтали.
Каждому ученику выдается карточка с терминами, которые он должен вписать в ячейки своего игрового поля (можно изобразить на доске варианты заполненных карточек).
Для заполнения игрового поля ученикам раздаются разноцветные кружки соответствующих размеров. Затем задается вопрос и оговаривается, кружком какого цвета следует закрывать ответ на него. Ученик находит в своей таблице ответ, закрывает его кружком. При определенной последовательности вопросов в случае правильного заполнения ряды или столбцы таблицы должны оказать закрытыми кружками одного цвета (значительно облегчает проверку).
Вариант второй. Ученикам даются карточки-задания, дифференцированные по сложности работы (карточки имеют порядковые номера). Предлагается в течение 10-15 минут подготовить письменные ответы на эти задания. Затем начинается игра в лото. В произвольном порядке из конверта достаются квадратики с номерками, и объявляется вынутый номер (это может делать и ученик); ученик, имеющий карточку-задание с таким номером, дает ответ. Во время игры нельзя допускать паузы; оценивается прочтенная запись, а не. число доставшихся ученику номерков; ответ должен быть кратким и четким; если ответ верный номерок отдается его хозяину; если необходимо уточнение или дополнение, то предлагается это сделать желающим.
Игру в «Лото» целесообразно проводить по темам программы, содержащим значительный объем материала.
На нестандартных уроках возможна организация работы учащихся в парах или группах при проведении мозговых атак, решении биологических задач и кроссвордов, создании проектов и т.д.
Примером учебной деятельности в парах может являться работа с биологическими картами. Они входят в состав учебно-методического комплекса Н.И. Сонина. Биологические карты можно разработать самостоятельно по различным темам. Их использование позволяет добиться высокой активности учащихся на разных этапах урока. Биологические карты могут применяться при повторении, обобщении, закреплении материала.
Возможностью развития мотивации учащихся обладают и уроки-лекции. Если ученик имеет повышенный интерес к предмету, его можно привлечь к проведению лекции вдвоем. При этом урок представляет из себя работу двух учителей (учителя и ученика), читающих лекцию по одной и той же теме. В основе лекции-консультации, например, лежат ответы на вопросы учащихся по определенной теме («Биотехнология», «Генная инженерия» и т.д.).
Эффективными являются и такие уроки биологии, где широко используется взаимопомощь учащихся. Это могут быть уроки взаимообучения новому материалу в микрогруппах-«экипажах», деятельность на уроках учеников-консультантов (в том числе и из старших классов).
Третий этап – формирование умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, он скрыто присутствует на каждом из предшествующих этапов.
Очень важную роль при проведении нетрадиционных, уроков играет подготовка к таким урокам. В ней активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Ученики делятся на группы, получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений, докладов на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, ребусов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т.д.
При проведении нетрадиционных уроков следует помнить, что чем результативней проведена подготовка к уроку, тем эффективней осуществляется развитие мотивационной сферы. Учителю необходимо учитывать отношение учащихся к оригинальной форме урока, уровень их подготовленности, возрастные и психологические особенности.
Литература
1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. - СПб.: КАРО, 2002. - 368с.
2. Немова Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху. - М.: Сентябрь, 2002. - 160 с.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.-256 с.
4. Словарь-справочник по педагогике. / Авт.-сост. Мижериков В.А; Под общей редакцией П.И. Пидкастистого. - М: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.
5. Старов М.И., Смоленцева И.С. Мотивация учебной деятельности. Школьные технологии. -2005, №3.-с.125-131