НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Мартынова И.А. Статусное положение как характеристика структуры межличностных отношений в группе детского сада

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf

Человек всю жизнь находится среди людей, с людьми человеку приходится строить взаимоотношения, налаживать контакты, отстаивать свою точку зрения. Личность не может полноценно развиваться без общества. Только в обществе ребенок перенимает этичные качества, нормы, эмоциональное отношение к людям. Сначала обществом являются родители, затем ребенку необходимо общение со сверстниками. В таком общении у ребенка развивается эмпатия, умение ставить себя на место других, понимать и принимать личность другого ребенка как что-то особенное, индивидуальное, отличное от него. Но, родители для ребенка являются идеалом, к мнению которого безоговорочно прислушиваются. А со сверстником ребенок может поговорить на равных, выразить свое, отличное от других мнение, со сверстником ребенок может поконкурировать, может посмотреть на себя со стороны. Поступая в детский сад, ребенок попадает в «общество в миниатюре». В группе присутствуют зачатки взрослого коллектива. Ребенок начинает взаимодействовать со сверстниками, которые являются не только партнерами по игре, но также и эмоциональными партнерами. Если в младшем дошкольном возрасте ребенок выбирает сверстника без эмоционального подтекста, как партнера для игр и таких партнеры каждый день могут меняться, то к старшему дошкольному возрасту общение становится избирательным, дети выбирают конкретных детей, с которыми они начинают дружить. С друзьями они могут часто и много просто разговаривать, обсуждать свои впечатления от игры, просмотра мультфильмов или прогулки.
В группе детского сада начинают зарождаться межличностные отношения. Согласно словарю А.В. Петровского «межличностные отношения - это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга». К старшему дошкольному возрасту в группе складываются довольно устойчивые отношения, в которых дети имеют свое место, свой статус. Не для кого не является секретом, что в группе детского сада существуют дети, с которыми все хотят играть, а есть те, которых играть не берут или еще хуже не замечают. Здесь уже можно выделить социометрические статусы детей. Понятие «социометрический статус» ввел Дж. Морено и понимал под ним эмоциональную оценку и зависящее от этой оценки положение человека (ребенка) в социальной группе. Социометрический статус характеризуется индивидуальными особенностями свойств личности. То есть мало кому понравится играть и общаться с задирой, грубияном и т. д. Группа детского сада повторяет все нормы взрослого коллектива, в нем также наблюдаются: предпочитаемые, принятые, непринятые, изолированные.
Дети-звезды (предпочитаемые) – эти дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние, быстрое реагирование в разных ситуациях и лояльность, за уверенность, способность не колеблясь брать на себя ответственность, не бояться риска. Однако такие дети могут страдать звездной болезнью.
Принятые – они особенно не выделяются, у них добрая душа, им доверяют, с ними советуются, хотят играть, хотя воспитатель иногда не видит в них ничего примечательного.
Непринятые – часто чувствуют равнодушие или неприязнь сверстников. Непринятые дети чаще всего драчуны, задиры, с ними не хотят играть именно из-за этого.
Изолированные – обычно тихони, их не видно, не слышно, они не участвуют в общих делах и играх, отказываются от всего, что им предлагают, если такой ребенок не пришел в детский сад, его отсутствия могут не заметить.
Социометрический статус это оценка ребенка другими детьми, который характеризуется принятием или непринятием ребенка в группу. На социометрический статус влияют: опрятная внешность, принадлежность к группе, готовность поделится вещами, сладостями, личностные особенности, темперамент.
В большинстве работ в качестве особенностей, которые обеспечивают ребенку привязанности сверстников отмечают отзывчивость, доброту, умение уступить, договориться и т.п. Е.О. Смирнова, сравнивая разные типы детей, не пользующихся популярностью у сверстников, указывала на то, что они существенно различаются по характеру своего поведения и степени трудностей, которые создают для окружающих. Одни их них агрессивны, другие всеми силами стремятся привлечь к себе внимание, третьи избегают всяких контактов. Однако, несмотря на эти очевидные различия в поведении детей, в основе почти всех проблем лежат сходные причины. В общих чертах суть этих психологических проблем можно определить как фиксацию ребенка на оценке самого себя. Главной причиной конфликтов ребенка собой и с другими является сосредоточенность на собственной ценности и на том, что он значит для других. Ребенок уверен, что окружающие думают только о нем, приписывает им определенное отношение к себе и переживает его как реальное. Все это замыкает ребенка на самом себе, мешает видеть и слышать других, приносит острые болезненные переживания одиночества, своей недооцененности и незамеченности. Причиной низкогруппового статуса могут быть и внутрисемейные отношения. Это может быть и отвержение родителей, особенно матери. Ребенку нужна забота, защита, ласка которую он не получает от матери, и без этой поддержки, теряется во внешнем мире. Родители ребенка ограждают от всяческих контактов, которые родители считают опасными. Ребенок без поддержки матери не может, он боится общества, боится общаться. Ему не хватает уверенности в себе. А еще низкому статусу способствует и завышенные требования родителей к ребенку. Когда ребенок воспитывается в авторитарной семье, когда ребенка загоняют в жесткие рамки, когда инициатива не приветствуется, ребенок боится выйти за рамки, поставленные родителями, боится быть наказанным за ошибку, промах. Различный внутригрупповой статус по-разному действует на формирование и развитие его личностных качеств. Благополучная внутригрупповая ситуация (звезды, предпочитаемые) ведет к расширению контактов, развивается коммуникативные качества, формируется уверенность в себе. Высокостатусные дети занимают лидирующие позиции в игре и в другой совместной деятельности. Среднестатусные дети объединяются в группы или присоединяются к высокостатусным детям. Низкий внутригрупповой статус мешает детям построить нормальные отношения с другими людьми. Низкий статус приводит к неуверенности в себе, в своих силах, к боязни налаживать контакты. Ребенок боится быть непонятым и отвергнутым, в связи с этим понижается его самооценка. Социометрический статус, т.е. антипатия и симпатия формируется от умения общаться (когда у ребенка развита речь, посредством которой он выражает свои мысли и желания, и если ребенок может их выразить, взаимодействие в игре будет налажено). От взаимодействия в игре. Игра является ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте. В игре ребенок копирует поведение взрослых, он начинает развивать привычку следовать нормам поведения в обществе и в коллективе. В игре ребенок учиться слушать и слышать сверстников, уступать, договариваться друг с другом. Ребенок учиться соблюдать знания о запретах и соблюдении правил, так как в этом он заинтересован лично, так как при несоблюдении правил ребенка больше не возьмут в игру, а это немаловажно для маленького ребенка. От личностных особенностей, от темперамента ребенка. Причиной низкогруппового статуса могут быть и внутрисемейные отношения. Это может быть и отвержение родителей, особенно матери. Ребенку нужна забота, защита, ласка которую он не получает от матери, и без этой поддержки, теряется во внешнем мире.
Главная задача воспитателей в работе с детьми с низким статусным положением в группе, прежде всего личный пример общения, ведь дети «отражают» поведение взрослого в отношение к конкретным детям. Второе и немаловажное это работа с родителями. Объяснять, разъяснять, прорабатывать конкретную ситуацию, с которой столкнулся ребенок. Чем больше времени, труда, души вложит воспитатель в проблемную ситуацию, тем больше вероятность, что ребенок выйдет из нее в дальнейшем с минимальными потерями.
2019