Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Голякова Е. А. Использование арт-терапии в работе с обучающимися с ОВЗ

Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf


Одной из проблем современного общества является психическое и физическое здоровье детей. Именно детский возраст, это тот период, когда даже самые мелкие негативные переживания могут оказаться сильным травмирующим фактором, и при борьбе с ним могут появиться некоторые сложности. Но при этом следует учитывать, что детская психика «пластична» и правильно подобранный метод может помочь справиться с психологическим дискомфортом.
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Встает остро вопрос о том, как помочь таким детям, увидеть, услышать, почувствовать весь спектр окружающей среды, и тем самым познать свое «Я» и поспособствовать его раскрытию, научить ребенка взаимодействовать с окружающими.
В настоящее время изучено, множество факторов, которые влияют на психическое здоровье детей, и от которых зависит благополучие психики. Как показали исследования в области художественной педагогики, искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор ребенка с ограниченными возможностями здоровья, реализует познавательные интересы детей. Искусство, выступает как форма эстетического познания и действительности и отражения ее в художественных образах, при этом дает возможность ребенку с проблемами в развитии ощутить мир во всем его богатстве и научится его преобразовывать.
Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребенка, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Участие ребенка с проблемами в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира ребенка с проблемами, утверждению в нем чувства социальной значимости
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья возникает потребность в использовании новых технологий, которые в свою очередь способствуют в развитии детей. Такой технологией, которая несет особые коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд выступает арт-терапия. Дети с нарушениями в развитии являются особой категорией, где искусство используется как способ профилактики и коррекции отклонений в развитии.
Изучение влияния изобразительной деятельности на развитие детей с умственной отсталостью (О. В. Гаврилушкина, И. А. Грошен-ков, О. В. Боровик), дошкольников с задержкой психического развития (Е. А. Екжанова), детей, страдающих ДЦП (Г. В. Кузнецова), аутичных детей (О. С. Никольская) показало, что занятия рисованием способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
В настоящее время арт-терапия с детьми становится одной из самых популярных направлений в психотерапии. Существуют несколько видов арт-терапии с детьми с особенностями в развитии: изотерапия, игротерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия. Основной целью этого метода является гармонизация личности. Используя изотерапию в работе с детьми ОВЗ мы можем развить возможности к самопознанию и самовыражению посредствам художественной деятельности, так же способствовать изменению стереотипов в поведении, повысить адаптационные способности, найти замещающие возможности ребенка и тем самым интегрировать его в современное общество.
В данной статье я бы хотела уделить внимание одному из видов атр-терапии — изотерапии. Изотерапия в работе с детьми с ОВЗ в первую очередь выступает как один из способов помощи детям, фундаментом этого направления выступает цветовая система. Помимо того, что арт-терапия дает возможность провести диагностику психического состояния ребенка, она так же дает возможность раскрыть его творческие возможности.
Изотерапия как арт-терапии выступает как метод корректирования ощущения, способ стабилизации эмоционально-волевого стояния ребенка, с помощью этого метода можно развить восприятие, воображение, усидчивость, мышление и другие психические процессы.
Хотелось бы рассмотреть нетрадиционный метод рисования — рисования на воде технике «Эбру». Истоки развития этой техники берут начало из восточного искусства – это метод рисования по жидкой поверхности был известен уже в IX-X веке в Японии. Это японское искусство получило название «симигами», что в переводе означает «плавающие чернила» и согласно одной из легенд было выдумано человеком, испытывающие божественное вдохновение.
Техника «Эбру» представляет собой нанесение натуральных минеральных красок на поверхность воды определенной плотности и перенос полученного изображения на бумагу. В настоящее время все большее внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. При работе с такими детьми, все чаще обращаются к разнообразным атр-терапевтическим технологиям в коррекционной работе. Это связанно в первую очередь с большими возможностями для самовыражения ребенка в процессе творчества, эти методы также облегчают процесс коммуникации и установлению контакта со сверстниками, развитию эмоционально-волевой сферы ребенка, воображению, мелкой моторики, развитии психических функций и активизации творческих способностей, в ходе занятий формируется мышление, активизируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания. Занятия для ребенка в первую очередь это источник получения позитивных переживаний, Техника «Эбру» подходит в роли коррекции для агрессивных и гипперактивных детей, а также для замкнутых и тревожных.
В настоящее время Эбру-терапию считают одним из инновационных арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ. Практика её применения в России молода, а терапевтический эффект основан на гармонизирующем, развивающем и релаксационном воздействии Эбру как искусства на психофизическое состояние и личностное развитие человека[1].
Одной из глобальных потребностей человека является стремление к созиданию. Рисование на воде Эбру, как и любой вид искусства, привлекает возможностью принять участие в процессе творения, стать созидателем, создателем прекрасного. Для детей с особенностями в развитии это особенно актуально. Ведь такой ребенок не всегда имеет возможность увидеть результат своего труда в целом.
Специфика процесса нанесения красок на поверхность специально подготовленного водного раствора и создание живописных образов с последующим их закреплением путём переноса на различные поверхности (бумагу, ткань, дерево, пластик, стекло, керамику, металл и др.) завораживает и кажется волшебством. Необычность и новизна для большинства Россиян искусства Эбру создаёт устойчивый интерес, активизируя непроизвольное внимание наблюдателя или самого исполнителя (особенно того, кто сталкивается с техникой Эбру впервые). Такой эффект позволяет создать естественную основу для формирования и развития произвольного внимания как центральной функции внутреннего самоконтроля.
Ещё одна особенность Эбру состоит в том, что результат работы предугадать очень сложно, особенно «начинающим художникам», что вызывает дополнительный интерес. Кроме того, в Эбру нет почти ничего, что нельзя исправить. В этом заключаются дополнительные ресурсы для коррекционно-реабилитационной практики
Наряду с этим создание высокохудожественных образов в технике Эбру – очень тонкий и одухотворённый процесс. Он сопряжен не только с работой, направленной на поддержание необходимого баланса компонентов красок и водного раствора, но также с большой работой по обретению внутреннего равновесия самим художником. Речь идет о том, что совершенствование в искусстве Эбру невозможно без стремления к внутренней гармонии и развитию способности к рефлексии, что для желающих преуспеть в этом искусстве создает естественную мотивацию для саморазвития.
Соприкосновение с многообразной цветовой палитрой красок и взаимодействие с природными материалами (минералы, вода, дерево, и др.) создаёт гармонизирующий эффект, способствует улучшению эмоционального состояния, а также может помочь при диагностике состояния эмоционально-волевой сферы детей и взрослых.
Таким образом, техника Эбру находит свое практическое применение:
— в области диагностики;
— в сфере коррекционной и реабилитационной работы с различными категориями детей (в том числе, с ОВЗ и инвалидностью, а также трудностями социализации и обучения);
— в сфере дополнительного образования детей.
В своей работе я применяю арт-терапевтические упражнения и занятия. Цель занятий с помощью нетрадиционной техники рисования развить интеллект, воображение, внимание, восприятие, умение мыслить не стандартно и самое главное научить ребенка не планировать результат, а с головой погрузиться в мир красок, образов и своих эмоций.

Библиографический список

1.        Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. Учебник для вузов/Е.А. Медведова, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская – М.: Академия, 2001 – 248с.
2.        Куревина друг другу (программа художественно-творческой деятельности детей) / – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007-248 с.
3.        Мирзаян, Э. И., Жукова, Е. В., Старжевский, -терапия как средство социокультурной и психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья//Интернет-ресурс ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» ФМБА России г. Москва.
4.        Лебедева, арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/ — СПб: «Речь», 2003. — 265с.
2021