НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Маркова Е. А., Калашникова С. С. Из опыта онлайн-взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста


Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (48) https://f.almanah.su/48.pdf

Применение ИКТ технологий в образовательной деятельности детского сада открывает массу возможностей для самого разного взаимодействия с детьми.
Анализируя посещаемость детей детского сада, мы увидели, что в каждый период года, дети по тем или иным причинам какое-то время не могут посещать детский сад. Причины могут быть самые разные: от простудных заболеваний, связанных с сезонными изменениями в природе до нахождения в ежегодных отпусках вместе с родителями. В это время ребенок отвыкает от режима, занятий, общения со сверстниками и воспитателями. Как правило, ему требуется потом некоторое время на адаптацию после выхода в детский сад, а это не всегда проходит гладко.
В этой ситуации онлайн общение воспитателей с детьми, находящимися дома по объективным причинам является хорошим связующим моментом между детским садом и семьей воспитанника. Но для этого необходимо соблюдение нескольких условий.
§  Прежде всего, необходимо провести опрос и узнать – готовы ли родители к такому взаимодействию. Есть ли у них желание, возможности и время. Ведь без непосредственной помощи со стороны родителей никакого онлайн взаимодействия не получится.
В своей группе мы для выяснения этого условия провели анкетирование. Для составления качественного опроса мы воспользовались актуальной и современной дистанционной технологией взаимодействия с родителями-WEB-анкетированием.
WEB-анкетирование или Онлайн-опрос (интернет-опрос, web-опрос) — это метод сбора социологической информации, который осуществляется на основе использования интернет-технологий.
Как показывает практика, данный способ анкетирования родителей имеет ряд преимуществ:
Ø Оптимизация взаимодействия педагога с семьей, то есть большая оперативность. По сравнению с обычными опросами длительность проведения сокращается в разы;
Ø Низкие затраты. При интернет-опросах отсутствуют расходы на, телефонные переговоры или тиражирование анкет;
Ø При WEB-анкетировании происходит автоматическая письменная фиксация ответов и автоматизированная обработка анкет. Поскольку на ввод заполненных анкет в компьютер обычно требуется достаточно много времени, это также сокращает продолжительность опроса;
Ø Интернет-опросы очень удобны для родителей. Они находятся в привычной и хорошо знакомой обстановке, не нужно никуда идти, отсутствует психологический дискомфорт, связанный с присутствием воспитателя. Они сам выбирает время для заполнения анкеты, что улучшает их мотивацию;
Ø Достоверность результатов. WEB-анкетирование обладает высокой анонимностью, что располагает родителей к открытости и искренности в ответах, снижает уровень социально желаемых ответов.
Интернет-опрос показал, что 92% готовы к онлайн взаимодействию и будут рады оказать необходимую помощь и выделить на это время.
§  Второе условие – это наличие необходимых средств связи (смартфона, планшета, ноутбука, компьютера), сети интернет, а также определенных компетенций в области применения современных мессенджерови интернет сервисов для проведения занятия онлайн как у педагогов, так и у родителей.
Мессенджеры – программы, с помощью которых пользователи обмениваются быстрыми сообщениями (Viber, WhatsApp, Skype, ICQ, Telegram).
Существует множество сервисов и программдля проведения видеоконференций:
Ø ZOOMСервис для проведения видеоконференций и онлайн-встреч. Организовать встречу может любой, создавший учетную запись. Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью более 40 минут и с количеством участников более 50 чел;
Ø Видеоконференция Skype. В ходе телеконференции можно демонстрировать презентации, делиться учебными материалами, демонстрировать экран своего устройства, если хотите что-то показать. Возможность использования чата для совместной работы и обратной связи, передача файлов;
Ø Видеоконференция AdobeConnect.Специализированное ПО на базе технологии AdobeFlash, разработанное для дистанционного обучения, проведения интерактивных конференций, совещаний, онлайн поддержки клиентов, обмена информацией и других полезных функций. Основное преимущество Connect заключается в том, что инструмент не требует установки дополнительного ПО на ПК слушателей и педагога.
Данный актуальный вопрос был затронут при WEB-анкетировании родителей.
По результатам опроса, именно 2 % опрошенных сослались на отсутствие таких возможностей, остальные выбрали для себя в качестве подходящих мессенджеров для общения Viber и сервис ZOOM.
§  Третье условие – это отсутствие желания и времени для онлайн взаимодействия. Оказалось, что 6% опрошенных на время болезни детей или отпуска недоступны для онлайн взаимодействия.
Опираясь на результаты опроса, мы начали наше взаимодействие с детками, чьи родители выразили свое согласие и одобрение. Наше взаимодействие имело разные формы:
- это и совместная утренняя зарядка между детьми в спортивном зале и ребенком, находящимся дома;
- это и совместная прогулка, на которой дети приветствуют друг друга и могут рассказать о своих делах, поделиться интересными событиями из своей жизни, показать домашних питомцев и т.д. Это позволяет сохранить эмоциональный контакт, привязанность деток друг к другу;
- это и занятия по рисованию, аппликации, развитию речи, математике, которые проводит педагог для ребенка, находящегося дома. Конечно, такое занятие требует определенной подготовки.
Необходимо заблаговременно отправить родителям конспект занятия, рассказать какие заготовки, материалы, краски, карандаши и т.п. необходимо подготовить для проведения занятия. Но результат, тот интерес, удовольствие, который получает ребенок от совместной деятельности с родителем, воспитателем, с лихвой компенсирует усилия, затраченные на подготовку занятия.
Как показала практика, онлайн взаимодействие с детьми позволяет решить следующие педагогические задачи:
Ø Сформироватьдоверительные взаимоотношения между детским садом и семьей. Проводя онлайн-занятие с детьми воспитатель демонстрирует родителям его профессиональные качества, знания и навыки, тем самым повышая в глазах родителей свой авторитет, формирует доверие и уважение к нему.
Ø Повысить педагогическую грамотность родителей;
Ø Добиться хороших показателей по успеваемости своих воспитанников;
Ø Повысить качества воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.


Литература

1.       Андреев А.А. Преподавание в сети Интернет / отв. редактор В.И. Солдаткин, С.Л. Коплан, Г.А. Краснова и др. – М.: Высшая школа, 2003.
2.       Давыдова Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010. - №1.
3.       Кондакова М.Л. Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций / М.Л. Кондакова, Е.Я. Подгорная; Федеральное агентство по образованию; Российская академия образования. – М.: СпортАкадемПресс,
4.       Микляева Ю. В. К вопросу о педагогической культуре родителей. // Ребенок в детском саду. - 2005 - №3
5.       Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий: https://edu.gov.ru/.
2021