Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Дубовская Н.А. Формирование регулятивных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС НОО

Оригинaл материала размещен в выпуске № 06 (08) https://f.almanah.su/08.pdf

Одной из уникальных изменений в стандартах нового поколения является формирование комплекса универсальных учебных действий, которые обеспечивают младшим школьникам способность обучаться, умение к саморазвитию и самосовершенствованию.
Умение обучаться - это условие увеличения эффективности изучения учениками предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку. Условие, предоставляющее развивать умения и компетенции, видение вида общества и ценностно-коннотационных причин индивидуального нравственного выбора [1]. Универсальные учебные действия выражаются в том, что они:
- имеют надпредметный и метапредметный вид;
- гарантируют последовательность абсолютно всех ступеней учебного процесса;
- дают возможность осуществить и корректировать деятельность обучающегося вне зависимости от её предметного содержания;
- гарантируют этапы освоения учебного нахождения и развития эмоциональных возможностей обучающегося;
- обеспечивают единство общекультурного, индивидуального и познавательного формирования и саморазвития личности.
Жёсткой градации согласно развитию установленного типа учебных действий в ходе исследования определенного объекта нет, остановимся на создании регулятивных многоцелевых действий, которые ориентированы на руководство познавательной и реформаторской деятельностью [2].
Осваивание этого типа учебных действий даст возможность школьнику корректировать собственную деятельность:
- устанавливать цель с учётом выученного и освоенного;
- составлять план и очередность собственных действий;
- предсказывать степень освоения, итога, требуемого периода;
- осуществлять контроль с целью определения отклонений;
- вносить поправки (дополнения), оценивать качество освоения;
- стараться справляться с преградами (волевая саморегуляция).
Ведущую роль в первоначальном обучении занимает учебный предмет «Русский язык», так как ориентирован на развитие многофункциональной грамотности младших школьников. Бесспорно, что достижения в изучении русского языка устанавливают свойство подготовки детей согласно иным школьным предметам. На уроках русского языка имеется вероятность наиболее продуктивно осуществить работу согласно развитию и формированию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий, приготовить основу для индивидуального восприятия. Важную роль в развитии умения учиться захватывают регулятивные многоцелевые учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.
Ребёнок усваивает тот или иной использованный материал в форме учебной деятельности, если у него имеется внутренняя необходимость и мотивирование. Размышлять человек приступает в то время, как у него возникает необходимость что-то осознать. И начинается мышление с трудности либо проблемы, изумления либо сомнения. Появляется трудная обстановка. Только лишь в данном случае она считается сильным источником мотивирования познавательной деятельности, пробуждает и ориентирует мышление. Следовательно, следует формировать требования с целью развития у учащихся позитивной мотивации, для того чтобы учащийся осознал, что он понимает и чего не понимает, чтобы захотел это узнать. На уроках необходимо обучить учеников самих устанавливать цель, составлять определённый план для свершения данной цели. Отталкиваясь от этого, учащиеся должны допустить каких результатов, они смогут достичь, устанавливать и выражать цель деятельности, составлять план операций по решению проблемы (задачи). Функция регулятивных учебных действий - обучить ребёнка осуществлять учебную деятельность, обладать способностью её регулировать.
По плану авторов стандарта «в области регулятивных многоцелевых учебных действий выпускники овладеют абсолютно всеми видами учебных действий, в том числе умение осуществлять и удерживать учебную задачу, проблему, составлять план на её реализацию, осуществлять контроль и производить оценку собственных действий, вводить надлежащие коррективы в их осуществление».
Перед педагогом встаёт вопрос отбора методических приёмов развития регулятивных многоцелевых учебных действий. Заключению проблемы развития регулятивных учебных действий на занятиях по русскому языку в начальных классах содействует непрерывная новизна на занятии либо в содержании, либо в деятельности учащихся, либо в координационных конфигурациях, либо в взаимоотношениях учащийся - педагог, учащийся - учащийся, учащийся - группа [4].
Основными в концепции вопросов развития регулятивных учебных действий считаются приёмы целеполагание и планирование. Целеполагание как понимание предложенной цели значимо для организации учебной деятельности. Цель занятия, которую устанавливает перед собой педагог, и цель занятия, извещаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Цель занятия для педагога - есть проекция образовательного результата, с наиболее развёрнутой формулировкой. Когда дети обучатся читать, они смогут прочитать цель занятия, разъяснить её собственными словами. Не менее значимым фактором целеполагания наравне с осознанием цели считается её утверждение, то есть видение актуальности цели для определённой личности. Немаловажно дать необходимый ответ на вопросы: «Для чего?» и «В каком месте либо с какой целью могут понадобиться приобретённые данные?» «Ребята, для чего это необходимо понимать?».
Перечислим приёмы организации принятия цели, установленные З. А. Кокаревой [3]:
- основа на индивидуальный жизненный опыт обучающихся;
- применение интересного игрового материала;
- формирование проблемной ситуации в ходе целеполагания;
- выбор цели из порекомендованных педагогом формулировок, подтверждение выбора цели;
- прогнозирование цели занятия, внедрение определения «учебная задача»;
- установка цели, в том числе и на продолжительный промежуток времени с помощью карты знаний, маршрута перемещения.
Развитие учебных действий планирования совершается с определения «план». Данная процедура, является очередностью выполненных действий; ознакомление с картинным планом небылицы, вербальным планом творения, планом знакомых детям действий (заправить постель, полить цветочки, изложить небылицу). Со временем дети обучатся составлять план собственных действий с целью постановления учебной задачи. Наблюдается объединение с иными объектами. План постановления учебной задачи может быть озвучен педагогом в устной форме: ознакомимся с новым звуком; увидим букву данного звука; обучимся просматривать фразы с новой буквой.
Для развития учебных действий планирования своей учебной деятельности результативны следующие приёмы: рассмотрение готового плана постановления учебной задачи; работа с деформированным планом постановления учебной задачи; применение плана с нехватающими либо излишними пунктами; формирование собственного плана постановления учебной задачи и др. Для обучающихся первых классов уместен графический план занятия из относительных обозначений учебника. Выделим, что план занятия либо его этапа должен являться действующим: следует согласно необходимости вернуться к плану, фиксировать выполненное, устанавливать последующий этап и последующие действия, осуществлять контроль над процессом постановления учебной задачи, вносить поправки и производить оценку собственных действий. Планирование собственных действий содействует формированию осознанности исполняемой работы, контролирования за достижением цели, оценивания, раскрытия причин погрешностей и их корректировки.
Не менее значимые элементы учебной деятельности - контроль и оценка. В соответствии с суждением Д.Б. Эльконина, под контролем необходимо понимать, в первую очередь, контроль за точностью и полнотой исполнения действий, вступающих в структуру операций. Дети обязаны обучиться выявлять совпадение, схожесть, отличие. Научиться приходить к соглашению о подборе стандарта с целью сравнения. Со временем переходить с весьма подробного поэлементного сравнения к менее подробному.
Оценка непосредственно сопряжена с воздействием контроля. Самооценка - ребёнок непосредственно принимает участие в производстве оценки - в выработке её критериев, в использовании их к различным определённым ситуациям под управлением педагога, старших. Однако в случае если ребёнок не предположен к производству оценивающих критериев, то он несамостоятелен в оценке. Совместная работа с педагогом в подборе критериев оценки нацелена на формирование у школьников возможностей и умений самооценивания как важной составляющей самообучения.
В учебниках по русскому языку довольно часто применяется графическая символика, схемы с целью выполнения разного типа рассмотрения слов (акцентирование гласных, согласных, слогов) и текста (акцентирование членов предложения, разбор по составу). В учебниках для начальной школы главное содержание частей учебного прогнозирования должно не просто устанавливаться, а отрабатываться через концепцию заданий. Должны обширно устанавливаться различные формы понятия учебного содержания и учебных задач (знаки, графики, схемы, таблицы, методы). С целью отработки воздействия прогнозирования необходима организация работы учеников. С учётом возраста более результативным методом формирования мотивировки считается применение сказок и текстов, отображающих близкие опыту детей реальные жизненные ситуации. Помимо этого, немаловажно включать в описание задания ориентировку (памятку), которая гарантирует ребёнку его осуществление. Работа с текстом раскрывает способности для развития закономерных операций рассмотрения, сопоставления, определения причинно-следственных взаимосвязей.
Для успешного существования в сегодняшнем мире человек обязан владеть регулятивными действиями, т.е. обладать способностью устанавливать для себя определенную цель, составлять план собственной жизнедеятельности, предсказывать вероятные ситуации. Из общения и саморегуляции растёт умение ребёнка корректировать свою деятельность. Развитие регулятивных учебных действий позволяет привлечь обучающихся в процедуру развития умения учиться.

Библиографический список

1. Виды универсальных учебных действий//Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/ Под ред. А.Г.Асмолова. – М., 2010.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ Под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
3. Коварева З.А. Постановка целей и задач с позиции педагогической технологии. //Источник. – 2002. - №3.
4. Современные образовательные технологии и их роль в развитии личности младших школьников: Сборник материалов научно-практической конференции. Череповец. 12 мая 2010 года / Гл. ред. Т.Н.Караганова. – Вологда, 2011.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. – М., 2009 г.
2018