НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Суздальцева И. В. Проект с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Первые шаги в искусство дизайна»

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (31) https://f.almanah.su/31.pdf


Дизайн – это придумывание и создание человеком красивых, удобных вещей и всего окружения, например удобной и красивой комнаты; удобного и красивого класса. Это вид художественной деятельности детей, посредством которой человек украшает, благоустраивает окружающую предметную среду. Это вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества.
Дизайнер - это человек, который придумывает и создает красивое и удобное жилье, одежду, машины, вещи, предметы, игрушки, даже целые города и природные зоны.
Актуальность: Искусство дизайна активно входит в нашу жизнь и становится востребованным. Практика показывает, что не обладают достаточным уровнем представлений о современных профессиях дизайн индустрии. Представляю вашему вниманию направление своей профессиональной деятельности с детьми старшего школьного возраста на тему « Первые шаги дошкольников в искусство дизайна» в виде реализации проекта.
Цель: Формирование ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности.
Задачи:
·          Познакомить детей с основными профессиями дизайн индустрии: дизайнер - интерьера, дизайнер-модельер, дизайнер-стилист, дизайнер-архитектор и другие.
·          Воспитывать у детей бережное отношение к труду взрослых и его результатам, помочь осознать важность, необходимость и социальную значимость каждой профессии.
·          Расширять представления детей старшего дошкольного возраста о деятельности дизайнера и ее практической направленности.
·          Учить понимать взаимосвязь между компонентами трудовой деятельности, помочь детям увидеть производственный процесс от проектирования изделий на бумаге до готовых изделий.
·          Формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности полученные впечатления, знания и умения.
·          Стимулировать развитие познавательно - исследовательских, творческих способностей детей.
·          Активизировать родителей для участия в профориентационной работе с детьми.
Вид проекта: долгосрочный, творческий, практико - ориентированный.
Срок реализации проекта: сентябрь 2019 год – апрель 2020 г.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, семьи воспитанников.
Организаторы: воспитатели, родители группы.
Ожидаемый результат:
Для детей:
Дети знают профессии дизайн - индустрии, могут рассказать о них, понимают, в чем смысл труда. Отражают представления о профессии в творческой деятельности, играх, беседах. Могут создать свой продукт творчества.
Для родителей:
Родители активнее участвуют в профориентационной работе с детьми.
С желанием принимают участие в совместной деятельности с детьми, демонстрируют для детей фрагменты своей профессиональной деятельности.
Для педагогов:
Приобрели новый опыт, методы и приемы работы с детьми по профориентации в детском саду.
Появились новые социальные партнеры детского сада в работе по знакомству с профессиями дизайн - индустрии.

Необходимые условия для реализации проекта

·          Заинтересованность и практическое участие всех участников проекта;
·          Наличие необходимых материалов для художественной творческой деятельности;
·          Взаимодействие с представителями профессии дизайн - индустрии;

Содержание работы по ознакомлению с профессией дизайнера

1. Профессия дизайнер: « Кто это?» Изучение литературы по теме, просмотр презентации о профессии, образовательная деятельность с детьми на темы: « В мире творческих профессий: дизайнер», «Юные дизайнеры».
2. История профессии: посещение музея, изучение материалов.
3. Профессия дизайнера в современном мире: посещение действующих организаций.
4. «Герои нашего времени»: встреча с представителями профессии.
5. «Пусть меня научат»: организация дизайн - цикла занятий по ручному труду с детьми, мастер-классы.
6. « Погружение в профессию»: самостоятельное творчество детей в
дизайн - центрах.
7. «Семейная студия» « Мы дизайнеры»: семейные творческие занятия с родителями.
8. «Поиграем в дизайнеров»: Сюжетно – ролевые игры, дидактические игры
по теме профессии.
В ходе проекта дети знакомятся с основными профессиями
дизайн- индустрии: дизайнер интерьера, дизайнер- модельер, дизайнер-художник, дизайнер ландшафта, дизайнер- архитектор, дизайнер- стилист.
Этапы проекта: организационный, основной и заключительный.

I Организационный этап

Подбор и изучение литературы о профессии; подбор дидактических игр и пособий; создание презентаций, подбор наглядности; обеспечение художественными материалами; информирование и опрос участников проекта.

II Основной этап

Основной этап включает в себя работу с родителями, работу с детьми, и взаимодействие с социумом.
Работа включает несколько направлений, а именно:
·          Родительское собрание в форме брей - ринга на тему: « В мире профессии дизайнер».
·          Помощь в закупке художественных материалов по проекту.
·          Помощь в создании атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
·          Организация проведения мастер-класса;
·          Подготовка родителей для детско - родительских творческих занятий;
·          Помощь в организации встречи с представителями профессии;
·          Организация экскурсий в музеи, в действующие организации; Творческие домашние задания родителей с детьми. Участие родителей вместе с детьми в украшении интерьера в группе.
Работа с детьми по проекту предусматривает пять направлений: познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.

Познавательное развитие

-образовательная деятельность с детьми на темы: « Знакомство с современными профессиями», « Юные дизайнеры», « Знакомство с профессией дизайнер- модельер», « Знакомство с профессией дизайнер- стилист», « Знакомство с профессией дизайнер- архитектор», « Знакомство с профессией дизайнер- художник».
-просмотр презентации « Виды дизайна и профессии».
-Дидактические игры « Угадай профессию», «Обставь комнату», «Собери торт», « Укрась платье», « Подбери шапку к шарфу»; « Одень куклу», «Придумай узор для ковра», « Подбери украшение к платью».
-экскурсии в арт-студию, в музей, в костюмерную театра, в магазин одежды, в магазин « все для творческих людей»;
-знакомство с фрагментами профессии: дизайнер-стилист,
дизайнер - художник; дизайнер - модельер;

Речевое развитие

- беседы с детьми о профессии;
- рассказывание о технологии изготовления своей поделки;
- чтение стихов, сочинение загадок о профессии дизайнер;
- создание творческой книги с рассказами детей (рисунки и
рассказы детей);

Социально - коммуникативное развитие

Сюжетно - ролевые игры:
- дизайнер - стилист, дизайнер - модельер, дизайнерская студия, модный приговор; дизайнер - архитектор, дизайнер - интерьера;
- знакомство с фрагментами профессии: дизайнер-стилист,
дизайнер- художник; дизайнер- модельер;
- беседы о профессии в ходе просмотра презентации;

Художественно - эстетическое развитие

Ø Семейная студия « Мы дизайнеры», темы: « Дети цветы жизни», « Радуга мечты»; « Мир в твоем окне».
Ø Цикл дизайн - занятий по ручному труду с детьми;
Ø Создание мини - музеев в группе совместно с родителями с использованием художественных материалов: пуговицы, ракушки, тесто, бумага, ткани.
Ø Выставки рисунков на тему « Платье для сказочного персонажа»;
Ø Аппликация «Украсим головной убор»;
Ø Создание дизайн - центра: «Самостоятельное творчество детей с использованием материалов по желанию детей»;

Физическое развитие

подвижные игры; пальчиковые игры; динамические паузы;
оздоровительные паузы;

Исследовательская часть проекта

Исследовали с детьми направления профессии дизайнера по следующему алгоритму:
Ø Название профессии
Ø Сфера деятельности
Ø Наличие специальной одежды
Ø Орудия труда
Ø Трудовые действия
Ø Продукт труда, результат работы
Ø Социальная значимость (польза).

Типы заданий на знакомство с деятельностью дизайнера

1. Задание с установкой « дорисуй», «докрась», « дострой». Ребенок проявляет себя фрагментарно, подражая педагогу;
2. Задания с установкой на результат сотворчества, где ребенок более самостоятелен;
3. Задания, требующие полной самостоятельности ребенка в творческом поиске, где он уже сам планирует свои действия.

III Заключительный этап:

-Повторный опрос участников, анализ анкетирования.
-Итоговое мероприятие по проекту - игровая программа: «В мире творческих профессий- дизайнер»
-Представление презентации по проекту.
Игры со слушателями:
Задание №1: Определить умения и знания какого дизайнера потребуются в предложенных дидактических играх с детьми. ( Соединить стрелочками название игры и название профессии).
Задание №2:Исследовать профессию дизайнер - интерьера по алгоритму.
Задание №3: Задание «Укрась платье»: Подобрать воротник, пояс,оборку для платья, подобрать цвета, согласно цветовому кругу.

Библиографический список:

1. Баныкин Н.П. Семь лекций о Живой Этике. - Новосибирск: изд-во Новосибирского университета, 1991.
2. Вершинина Н.А. Вербенец А.М. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста: программа учебного курса и методические рекомендации: для самостоятельной работы студентов бакалавриата. – М.: Центр педагогического образования, 2008.
3. Леонова Н.Н. «Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты». – Москва. Изд. «Детство-Пресс», 2014.
4.Лыкова И.А. «Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО. - Москва: «Цветной мир», 2014. 48.
5. Проблемы и перспективы социокультурной адаптации детей и юношества средствами художественного творчества; Коллективная монография. – М.: Компания Спутник, 2006.
6.Радынова О.П., Копцева Т.А. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации». М.:Изд. «Дрофа», 2014.
2020